Успехи американских бурильщиков по добыче сланцевой нефти и газа вдохновляют другие страны пойти по этому пути. По оценкам агентства Rystad Energy, мировая доля нетрадиционного газа увеличилась с 4% в 2000 году до 12% в 2022 году, и вырастет до 35% к 2030 году.
Успехи американских бурильщиков по добыче сланцевой нефти и газа вдохновляют другие страны пойти по этому пути. По оценкам Rystad Energy, мировая доля нетрадиционного газа увеличилась с 4% в 2000 году до 12% в 2022 году, и вырастет до 35% к 2030 году.
С другой стороны, пишут аналитики Rystad Energy, приток доступного газа из нетрадиционных источников и продолжающиеся поставки из стран-экспортеров, таких как Россия, сдерживают усилия по разведке традиционного газа (добавим, что свою роль играет и политика энергоперехода с ее отказом от любых видов ископаемого топлива, — ИРТТЭК). По оценке агентства, только 32% объемов традиционного газа, обнаруженных с 2010 года, находятся в стадии добычи, а более 50% еще не одобрены к разработке. При этом в последние годы снижаются объемы газа во вновь открытых традиционных месторождениях.
Снижение количества крупных открытий традиционных месторождений в последние годы наблюдается даже в странах Персидского залива, которые традиционно были мировым локомотивом добычи нефти и газа. При этом растущий спрос на газ для внутреннего потребления и экспорта побудил страны региона исследовать и разрабатывать нетрадиционные ресурсы.
Саудовская Аравия является таким примером, поскольку королевство стремится исключить нефть из производства электроэнергии и добиться к 2030 году, чтобы 50% электроэнергии производилось из возобновляемых источников и 50% − из природного газа.
В 2022 году средний объем добычи природного газа в КСА составил 109,5 млрд куб. м в сутки, а Saudi Aramco планирует увеличить добычу газа к 2030 году до 125 млрд куб. м. Принц Абдель Азиз бен Салман заявлял о росте добычи газа в королевстве на 60% для чего будет построено 4000 км газопроводов.
Ключевым для роста газодобычи саудиты видят месторождение сланцевого газа Jafurah (Джафура) с запасами 5,66 трлн куб. м, рассчитывая получать с него к 2036 году 56,6 млн куб. м метана и 12 млн куб. м этана в сутки, а также 550 тыс. барр./сутки газового конденсата. Благодаря месторождению компания планирует высвободить до 1 млн барр./сутки нефти на экспорт. К реализации проекта Saudi Aramco приступила в ноябре 2021 г.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
В мае прошлого года Aramco предложила китайской Sinopec и французской TotalEnergies поучаствовать в освоении Jafurah путем капиталовложений в $10 млрд.
В 2022 году КСА объявила об открытии нескольких новых месторождений газа, два из которых (Самна и Умм-Хансар) являются сланцевыми:
- Шадун (Shadoon) с проектной мощностью 765 тыс. куб. м газа в сутки и 3,3 тыс. барр. в сутки газового конденсата;
- Шихаб (Shehab), мощностью 878 тыс. куб. м газа в сутки;
- Ширфа (Shurfa), 479 тыс. куб. м газа в сутки;
- Умм-Хансар (Umm Khansar), 57 тыс. куб. м газа в сутки;
- Самна (Samna), 756 тыс. куб. м газа в сутки.
- Тухман, запасы газа составляют 1 млрд м³.
Википедия относит к крупнейшим мировым месторождениям сланцевой нефти и газа такие формации:
- в США: Баккеновская формация, Eagle Ford Shale, Niobrara Formation, формация Барнетт, формация Марцеллус;
- Аргентина: Vaca Muerta;
- Австралия: Coober Pedy;
- Мексика: Chicontepec Formation;
- Россия, Западная Сибирь: Баженовская свита (Баженовская формация), Ачимовская формация;
- Сирия: R’Mah Formation;
- Северная часть Персидского залива: Sargelu Formation;
- Оман: Athel Formation.
Значительные запасы сланцевой нефти и газа приписываются месторождениям Бурган (Кувейт), Гхавар и Юмба (КСА), Масандам (Оман), Шайба (ОАЭ).
Рост добычи сланцевой нефти предсказывается в совместном докладе Kazenergy и S&P Global: с 8,4 мбс в 2022 году до 11,7 мбс в 2030 году. Геологические запасы нетрадиционной нефти в Карагандинской и Кызылординской областях Казахстана оцениваются в 56,4 млн тонн.
В Китае из добытых в 2023 году 208 млн тонн нефти 4 млн тонн относятся к сланцевой.
В России, по словам вице-премьера Александра Новака, в общем объеме добычи нефти доля трудноизвлекаемых запасов сейчас составляет около 30% (166 млн т) и может вырасти до 70% к 2050 году.
Перспективы сланцевой нефти и газа опираются на прогнозы роста спроса на углеводороды в целом, который позволяет окупить расходы на разработку более дорогих сланцевых месторождений.
Департамент энергетической информации Минэнерго США в начале января 2024 года подтвердил свой прогноз роста спроса на нефть и ее стабильной цены до конца 2025 года.
Аналитики BofA Global Research в недавнем отчете ожидают торговый диапазон Brent в районе $70–90 на ближайшие два года, а потом падение до $75 Brent/$70 WTI с 2026 года.
Похожие прогнозы роста спроса и уровня цен дают Wood Mackenzie и другие аналитики.
По мнению аналитиков Wood Mackenzie, в 2023 года рост добычи на 2 мбс в странах вне-ОПЕК+ усилил давление на группу и заставил ее сократить добычу, чтобы предотвратить падение цен. В 2024 году агентство ожидает замедление добычи у конкурентов ОПЕК+ до всего лишь 0,8 мбс. При этом в США инвестиции в нефтегаз снизятся, но сама добыча вырастет за счет повышения эффективности всех этапов работы со скважинами.
Со сланцевым газом в США также все хорошо, по прогнозам цены в ближайшие два года стабильные, добыча вырастет еще на пару процентов.
Нефтегазовые перспективы США во многом зависят от исхода войны администрации Байдена с углеводородами. Агентство по охране окружающей среды (EPA) объявило о планах ввести в этом году штрафы в размере $900 за каждую тонну метана, выброшенного бурильщиками сверх лимитов, установленных правительством, при этом стоимость каждой сверхнормативной тонны увеличится до $1200 в 2025 году и до $1500 в 2026 году.
Другое ведомство администрации, наоборот, прогнозирует рост добычи нефти до 13,2 мбс в 2024 году и до 13,4 мбс в 2025 году. Скотт Шеффилд, исполнительный директор Pioneer Natural Resources, крупнейшего производителя в Техасе, настроен еще оптимистичнее: есть «хорошие шансы», заявил он, что добыча достигнет 15 мбс.
Лучшими прогнозами традиционно считают те, которые подкреплены крупными финансовыми суммами. Покупка в прошлом году ExxonMobil производителя сланцевой нефти Pioneer Natural Resources за $59,5 млрд, покупка Chevron нефтедобывающей Hess за $53 млрд, объявленное в начале года соглашение о слиянии акций Chesapeake Energy Corporation и Southwestern Energy Company на сумму $7,4 млрд и приобретение американской нефтяной компанией APA Corp сланцевой компании Callon Petroleum в рамках сделки с акциями на общую сумму $4,5 млрд подтверждают уверенность мейджеров в перспективах нефтегаза, в том числе сланцевого. Комментаторы особо выделяют сделку ExxonMobil которая способна «изменить сланцевую отрасль».
Оптимизм нефтегазовой отрасли иллюстрирует мировой рост числа пробуренных скважин в 2023 году, падение только в США.
Westwood прогнозирует сокращение к 2027 году количества буровых установок только для стран Восточной Европы и бывшего СССР, во всех остальных регионах ожидается стабильное количество буровых или рост.
В условиях углеродной истерии аналитики вынуждены приспосабливать к ней свои прогнозы. Вот, к примеру, как Rystad Energy увязывает рост мирового спроса на газ с глобальным потеплением. Агентство прогнозирует рост мирового спроса на газ на 12,5% в период с 2023 по 2030 год, но нынешний пул существующих газовых месторождений не сможет удовлетворить глобальный спрос, что требует быстрого роста поставок нетрадиционного газа. На графике ниже Rystad Energy предлагает три прогноза спроса/потребления газа в зависимости от роста температуры − 1,6-1,9-2,2 град, рассчитываемой через выбросы парниковых газов. В двух сценариях уже во второй половине 20-х спрос появится дефицит. Поскольку сценарий потепления 1,6 град. на сегодня почти официально признан невозможным, нефтегазовые компании правы в своих инвестициях в новые месторождения.
***
Комментарий ИРТТЭК:
На рубеже 2023/2024 годов ситуация в мировой энергетике очевидно указывает на провал борьбы с ископаемым топливом. Компании уверенно вкладывают средства даже в более дорогие сланцевые месторождениям углеводородов, уверенные в их окупаемости в ближайшие десятилетия. Не исключен сценарий близящегося дефицита ископаемого топлива, что еще выше поднимет цены на нефть, газ и уголь.
Комментарии читателей (0):