В последние два десятилетия экономика Китая росла уверенными темпами, иногда достигая 10%-ного роста, и при этом отлично справляясь с внутренними и глобальными кризисами, заявил REX и.о. заведующего кафедрой мировой экономики и международных экономических отношений Государственного университета управления Евгений Смирнов.
Пандемия коронавируса разрушила это благоприятное впечатление, обнажив многие проблемы, накопившиеся в стране (от неэффективной банковской системы до слабой институциональной структуры управления экономикой). Только один, 2021-й, год после пандемии Китаю удалось достичь роста, превышающего 8%, и это было обусловлено преимущественно впечатляющим восстановлением товарного экспорта.
Ослабление роста в 2022-2023 гг., по всей видимости, свидетельствует о том, что Китаю удастся в 2024 году немного превысить темп роста валового внутреннего продукта (ВВП) в размере 5%, и целевой показатель будет выполнен, однако по сравнению с предыдущими годами такая динамика выглядит исключительно вялой.
Экономика Китая продолжает сталкиваться со многими значительными вызовами, которые являются угрозой высоких темпов экономического роста. В частности, одним из таких вызовов является дефляция. Даже с учётом её преодоления в ближайший год инфляция в стране останется низкой, а внутренний спрос – ослабленным.
При этом замедление потребления остатся серьёзной проблемой в секторе недвижимости, на который приходится существенная часть ВВП страны. Поэтому, с учётом того, что ожидать смягчений условий макроэкономической политики не приходится, большие надежды возлагаются на восстановление ослабленного внешнего спроса.
Иными словами, потенциал поддержания 5%-ного роста китайской экономики кроется во многом в увеличении промышленного экспорта страны. Это актуально тем более с учётом того, что, по оценкам, мировая экономика будет расти в 2024 году увереннее темпов 2023 года.
Вместе с тем, неопределённой остаётся ситуация с масштабным стимулированием экономики, которое могло бы перезапустить процессы потребления и инвестиций, придав им новую силу. Несмотря на то, что потребление в стране заметно оживилось в 2023 году и на него приходилась большая часть роста ВВП, многие эксперты ожидают снижения потребления в 2024 году (хотя потребление домохозяйств в последние годы было ключевым источником роста экономики).
БУДЬТЕ В КУРСЕ
С инвестициями ситуация обстоит хуже: их динамика во многих секторах остаётся несущественной (и нестабильной!), и нет почти никаких признаков существенного роста инвестиций в 2024 году.
Конечно, чтобы решать накопившиеся внутренние проблемы (например, высокого уровня долга и дефицита ликвидности в секторе недвижимости), денежная-кредитная и фискальная политика должны стать более экспансионистскими, и это также становится важным фактором удержания темпов экономического роста выше 5%.
Также политикам необходимо определить, на чем должен базироваться экономический рост: или на потреблении (которое все больше смещается в сектор услуг и демонстрирует риски деиндустриализации экономики), или он должен быть капиталоемким (при том, что совокупная факторная производительность продолжает снижаться).
Учитывая, что китайская модель социально-экономического развития изначально была рисковой, но все же адаптивно и умело справлялась со многими потрясениями, достижение 5%-ного роста и его удержание в ближайшие годы будет являться задачей максимум для китайского правительства.
Как сообщал REX, согласно плану социально-экономического развития Китая, рост ВВП страны в 2024 году предусмотрен на уровне не ниже 5,2%, заявил премьер Госсовета КНР Ли Цян.
Комментарии читателей (0):