Премьер-министр Албании Эди Рама заявил, что президент Украины Владимир Зеленский в ближайшее время может встретиться с турецким коллегой Реджепом Тайипом Эрдоганом. Во время визита в Анкару Рамы Эрдоган получил приглашение на саммит стран Юго-Восточной Европы и на встречу с Зеленским и дал согласие на диалог.
Судя по всему, запрос о встрече с Эрдоганом поступил от Зеленского.
Предыдущая встреча Эрдогана и Зеленского состоялась 7 июля 2023 года в особняке Вахдеттин в Стамбуле. По ее итогам Эрдоган заявил, что Анкара «продолжит прикладывать усилия для прекращения конфликта на Украине путем переговоров».
Вообще позиционирование Турции как посредника в переговорах России и Украины, которое, кстати, привело к стамбульским договоренностях, стало постоянным трендом турецкой дипломатии. Как писало турецкое издание Hürriyet, «тогда были неплохие шансы на успех диалога, но Запад принял решение (…), что надо и дальше громить Путина, а не договариваться». На этом «Стамбул» закончился. Тем не менее, на Западе многие политики эксперты не исключают появления «Стамбула-2», имея в виду сохраняющуюся вовлеченность Турции в российско-украинские проблемы. К чему стоит готовиться сейчас, и что может предложить Зеленский Эрдогану для передачи Москве? После падения Авдеевки такой ход со стороны Киева не вызывает сомнений. Об этом рассуждает обозреватель REX Станислав Тарасов.
«Турция действительно очень внимательно следит за развитием событий на Украине. Она изначально критиковала политику Запада на Украине и предсказывала проигрыш Запада. В сентябре 2023 года Эрдоган говорил, что считает неправильным политику Запада по Украине, по его словам, она нацелена на провокацию, и не похоже, что это конфликт скоро закончится». Эрдоган сам оказался в сложном положении. Он понимает, что Россия, выигрывает военную кампанию на Украине и усиливается с точки зрения геополитики. Соответственно у него исчезнет пространство для дипломатического манёвра между центрами силы. Поэтому Анкара видит свою главную задачу в том, чтобы при помощи посреднических усилий в украинском конфликте добиться либо его «заморозки», либо фиксации ничьей, в которой Украина сохраняет государственность, но с территориальными и политическими уступками России», — отметил Тарасов.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Судя по всему, такой сценарий будет отрабатываться Анкарой и после падения Авдеевки.
«При этом Эрдоган остается единственным западным лидером, который сохраняет возможность вести напрямую диалог с Зеленским и президентом России Владимиром Путиным, предлагая свои посреднические услуги. Но проблема в том, что никто не знает, с чем явится теперь Зеленский на встречу с Эрдоганом и имеет ли его команда приемлемую для России «дорожную карту», — говорит Тарасов.
Существует еще один важный момент.
«Анкара перестала воспринимать украинский кризис как локальный и рассматривает его в контексте противостояния Запад - Россия. Эрдогану хорошо известно, что США рассматривают вероятность того, что российско-украинская СВО превратится в замороженный конфликт, который продлится много лет – возможно, десятилетий – и пополнит ряды подобных длительных противостояний, как на Корейском полуострове или в Южной Азии. Варианты, обсуждаемые в администрации Джо Байдена, включают установление потенциальных границ, которые Украина и Россия согласились бы не пересекать, но которые не будут официальными границами. Об этом недавно писала Politico. Поэтому сложно назвать случайностью попытку Зеленского пробиться к Эрдогану с какой-то мирной инициативой, о которой пока ничего не известно, но вполне можно предположить, что Киев решил выступить в роли маркера того, что, возможно, может обсуждаться в других форматах. Наконец, косвенным свидетельством того, что Запад закулисно пытается определиться с украинским сценарием может служить то, что в Вашингтоне и в Брюсселе стали задумываться об «поствоенной» архитектуре мира. Но это только предположения. Нельзя исключать и «игры» Эрдоган - Зеленский с целью возобновить американскую помощь Украине, ставя перед США вопрос ребром. На фоне нестабильной политической обстановки в Киеве, сформировавшейся после отступления ВСУ из Авдеевки и других поражений украинской армии на линии соприкосновения, в Киеве произойти может всякое, так что не будем пока «стрелять в темноту»,- резюмирует Тарасов.
Комментарии читателей (0):