В НАТО активизировалась борьба за пост генерального секретаря, освобождающийся после ухода Йенса Столтенберга, чьи полномочия истекают 1 октября 2024 года, сообщает Bloomberg. Называются несколько кандидатур: уходящий премьер Нидерландов Марк Рютте, глава правительства Эстонии Кая Каллас и министр иностранных дел Латвии Кришьянис Кариньш.
По данным агентства, наибольшие шансы есть у Рютте. По всем признакам, эта кандидатура может быть поддержана Турцией. Но Анкара выставила, правда, пока неофициально, перед ним ряд требований: быть включенной в партнерские соглашения НАТО с ЕС и снятие экспортных ограничений в оборонной сфере между странами НАТО. В этой связи складывается ощущение, что после устроенного скандала вокруг вступления Швеции в НАТО Анкара идет на дальнейшее обострение внутри альянса, выставляя перед еще не назначенным новым генсеком альянса свои требования. Так ли это? Об этом рассуждает обозреватель REX Станислав Тарасов.
«Сначала необходимо определиться с формальными признаками ситуации. В конце сентября истекают полномочия генерального секретаря НАТО Столтенберга. По традиции, США не выдвигают своего представителя на эту должность, поскольку американский генерал занимает один из высших военных постов в альянсе - верховного главнокомандующего в Европе. Но без согласия Вашингтона ни один из кандидатов не может занять должность генерального секретаря альянса, хотя он обладает очень ограниченными полномочиями, выполняет больше публичную представительскую роль. Отсюда вывод: требования Турции к Рютте имеют не персонафицированный характер. Они адресованы главным образом и в первую очередь к США», — рассуждает Тарасов.
При этом они носят гибридный характер.
«США могут самостоятельно принять решение о снятии экспортных ограничений в оборонной сфере в отношении Турции. Но они на протяжении десятилетий не могут протолкнуть Турцию в ЕС. Вряд ли это будет способен сделать и Рютте в случае своего избрания на пост генсека НАТО. Из этого следует второй вывод: Турция явно играет на обострение внутри НАТО. С одной стороны, под предлогом «уравнивания возможностей» в военной сфере, с другой - актуализируя геополитический фактор с включением в состав ЕС, обозначая на горизонте возможность диверсификации не только внешнеполитических связей», — отметил Тарасов.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Но главная интрига тут в том, что Турция стала смелее и решительнее выдвигать свои требования к США и другим союзникам по НАТО. При этом она стремится «прогнуть» Вашингтон, ставя, как пишет издание Daily Sabah, «вопросы ребром».
«В то же время, как считает известный турецкий эксперт Самир Денмез, «не стоит увлекаться описаниями сюжетов и условий, которыми Анкара оговаривает вступление в должность Рютте, это интрига второго уровня». Смысл первого заключается в том, что президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, создавая в очередной раз кризисную ситуацию в альянсе, пытается вывести диалог с США на уровень чуть ли не закулисных двухсторонних отношений. В истории со Швецией у него что-то получилось, получится ли что-то с Рютте, пока неизвестно», — заключил Тарасов.
Комментарии читателей (0):