ЛУКОЙЛу помешал детский театр «Волшебная лампа»

31 января 2011  23:00 Отправить по email
Печать

Один из известнейших государственных детских кукольных театров Москвы «Волшебная лампа» скоро может закрыть свои двери для сотен столичных малышей на неопределённый срок. Большая часть здания на Сретенском бульваре, 9/2, где он расположен, принадлежит компании «Лукойл», которая планирует масштабную реконструкцию помещений, не предусматривающую функционирование детского заведения на время капремонта. Еще 27 декабря 2010 года нефтяной магнат в добровольно-принудительном порядке предложил администрации театра до 1 февраля 2011 года очистить занимаемую площадь и переехать в другое место, поиском которого было предложено заняться непосредственно директору заведения — Марине Грибановой. Руководитель театра, получившая за создание «Волшебной лампы» премию из рук предыдущего президента Владимира Путина, схватилась за голову от безысходности. До недавнего времени она жила в полной уверенности, что ее детище находится под защитой постановления правительства Москвы от 2006 года, по которому задумавшие реконструкцию нефтяники должны обеспечить функционирование театра на все время ремонта, передает корреспондент ИА REX. Тем не менее, обаятельному котенку Гаву, который уже несколько лет смело доносит до родителей простую истину, что «маленькие тоже могут быть правы», а также мудрому слоненку Хортону и взрослому Кристоферу Робину, вероятно, придется отправиться в незапланированный отпуск на складскую полку. Герои, которые дарят радость не только малышам, но способны достучаться своей незатейливой простотой до их повзрослевших родителей не могут только одного — подружиться с могучей корпорацией, вооружившейся ремонтным перфоратором.

Идея о временном выселении театра — не первый новогодний подарок «Волшебной лампе». Прошлый раз актеров поздравили даже более точно — 31 декабря 2004 года. Именно тогда вышло первое представление, подписанное экс-мэром столицы Юрием Лужковым, о «выводе из помещений театра „Волшебная лампа“ в связи с реконструкцией». В тот момент героев спас Вини-Пух, от лица которого в администрацию Владимира Путина обратилась директор. Дальше было совещание в префектуре Центрального округа, по итогам которого вышло Распоряжение правительства Москвы, изменявшее и дополнявшее исходный документ о выселении. «Мы поставили вопрос, все призадумались и собрали совещание в префектуре Центрального округа, где начали возникать идеи: куда можно перевезти театр? Туда ли, сюда ли. Я все выслушала и сказала: „Господа, давайте решим первый вопрос — кто за это будет платить“? Потому что это бесплатно не происходит. Какое бы помещение нам не дали, его надо оборудовать, его надо сделать комфортным для детей — тут уж ничего не поделаешь. Первое постановление не было отменено, но вышел другой распорядительный документ, где было указано, что „Волшебная лампа“ остается здесь и компания Лукойл обязуется обеспечить возможность функционирования театра во время реконструкции. Также, согласно документу, театру передаются дополнительные площади из доли города Москвы — не менее 190 квадратных метров в этом же самом здании», — рассказала ИА REX Марина Грибанова. Указанная дополнительная площадь должна была отойти к театру после реконструкции.

Детский театр «Волшебная лампа». Фото предоставлено театром
Детский театр «Волшебная лампа». Фото предоставлено театром
Последующие шесть лет прошли для «Волшебной лампы» относительно спокойно. Однако недавно, в процессе подготовки к капитальному ремонту, выяснялось, что сама реконструкция подразумевает не только капитальный ремонт, но и возведение пристройки, которая должна соединить здание с основным офисом Лукойла. По текущему законодательству, такое строительство увеличивает долю Москвы примерно на 1,2 тыс квадратных метров, и администрация театра обратилась к Департаменту культуры с вопросом о возможности предоставления после ремонта дополнительных площадей к уже обещанным 190 квадратным метрам. В сентябре 2010 года театр получил письмо, в котором сказано, что ни сам департамент, ни чиновники из Москомимущества не возражают против такого расширения «Волшебной лампы». Тогда ни о каком выселении не было и речи, подчеркивает Грибанова: «Речь не шла ни о каком выселении, начиная с распоряжения правительства Москвы от 2006 года, которое дополняло и изменяло первое распоряжение. Правда, Лукойл нам проект не показывал, с нами его не согласовывал и все время делал вид, что понятия не имеет, что даже на первом этаже, который нам уже приписан, будет театр. В итоге они все спроектировали таким образом, что там никакого театра быть не может, а может быть офис, приемная Алекперова».

По словам директора театра, нынешние владения «Волшебной лампы» никто не трогает, но проект реконструкции помещений «вторгается на территорию театра»: «Они нам тут стали менять окна на дверные проемы, дверные проемы ликвидировать и делать вместо них глухие стены. Мы им об этом говорили, но они нас проигнорировали. Они делали вид, что нас просто нет на свете. И еще 14 декабря — у меня есть протокол этого совещания — в протоколе освещается вопрос, который мы обсуждали — переключение теплоснабжения для обеспечения жизнедеятельности театра во время реконструкции».

Собственно, второй этап трений руководства «Волшебной лампы» и Лукойла начался с обсуждения теплоснабжения здания. Администрация театра просила предоставить ей решение данного вопроса — ведь функционирования театра, тем более детского, зимой без отопления просто не возможно. Но решения не нашлось и руководство Лукойла решило, что гораздо проще просто выселить «Волшебную лампу», о чем Марине Грибановой и заявили 27 декабря 2010 года. «На словах мне это объявили 27 декабря. Сказали, а что, если бы вам отсюда выехать на 7 месяцев? Что такое 7 месяцев я пока что понять не могу. За 7 месяцев нельзя завершить реконструкцию этого здания. В Лукойле в других подразделениях мне сообщили, что реконструкция рассчитана на полтора года, но, скорее всего, займет года два или два с половиной. Значит, о семи месяцах разговор никак идти не может», — рассказала директор. Шокированная грядущей перспективой, она предложила нефтяникам прояснить данный вопрос с учредителем театра, после чего 12 января 2011 года руководство Лукойла направило соответствующий запрос мэру Москвы Сергею Собянину, в котором сказано, что «необходимость выполнения указанных работ не позволит обеспечить выполнение функционирование театра в период реконструкции объекта». Вагит Алекперов предложил мэру поручить Департаменту культуры подобрать для театра другое помещение, на что Сергей Собянин написал на письме резолюцию и передал его на рассмотрение в сам департамент. В ведомстве быстро созвали совещание, куда для разговора пригласили Марину Грибанову, заранее озвучившую, что именно потребуется театру для переезда. «В департаменте мне ответили: «Марина Борисовна, вы что, полагаете, что в Москве рядами стоят театральные помещения, особенно в центре, и ждут, когда туда заедет „Волшебная лампа“? Я сказала: „Нет, вы знаете, я так не думаю, но так думает Лукойл“. Видимо, Лукойл считает, что в Москве пачками стоят пустые сельские клубы на всех улицах. Рядами. Начиная с Тверской, 13. В департаменте написали письмо Людмиле Ивановной Швецовой, потому что это ее вопрос. Что они там написали, я не знаю, но в общих чертах представляю, что, скорее всего, они ей сказали, что переселять-то некуда „Волшебную лампу“. Просто смешная идея», — поделилась директор.

Кроме чиновников к Марине Гребановой никто больше не обращался. После устного объявления о выселении, она сама написала главе Лукойла с просьбой подтвердить или опровергнуть сей факт. Из администрации нефтяников театру пришел ответ от вице-президента компании Анатолия Баркова, который сообщил — да, подтверждаем, в связи с укреплением стен и фундаментов и заменой перекрытий. «Это все не правда, в этом доме нельзя менять перекрытия и не надо менять перекрытия, потому что перекрытия здесь бетонные. Просто господину Баркову и его мощным техническим специалистам — а специалисты есть, они же все время что-то строят и специалисты нормальные — и в голову не приходит, что в 1915 году могли строить не хуже, чем в 2011. Здесь не надо укреплять стены, потому что они не несущие — это не коробочка. Дом стоит на столбах, и эти столбы намертво связаны бетонными перекрытиями. Если убрать перекрытия, то все просто упадет. Что касается укрепления фундаментов... Укреплять фундамент можно разными способами. Как подобраться к фундаменту? Здесь есть прекрасный подвал с высотой потолков в 3 метра, они спокойно могут загнать туда технику и укрепить фундамент», — пояснила технические аспекты директор «Волшебной лампы».

Актеры театра «Волшебная лампа». Фото предоставлено театром
Актеры театра «Волшебная лампа». Фото предоставлено театром
В театре недавно занимались ремонтом — ставили новую дверь — и знают о состоянии дома не понаслышке: под бесконечными слоями штукатурки, наслоившимися за последние 100 лет, обнаружились прекрасно сохранившиеся кирпичные столбы, обвязанные сталью. «Этот дом нас всех переживет многократно, если не будет прямого попадания атомной бомбы», — заявила директор. Кроме того, о прекрасном состоянии здания можно судить по потолку над театральной сценой, который также не требует ремонта. «Здесь не просто бетонные перекрытия — здесь двухслойные перекрытия. Это хорошо видно у нас на сцене, где на пололке нет штукатурки — она тут просто не нужна. Это двуслойные перекрытия, где видны следы опалубки. Вот идет бетон, дальше идет второй слой бетона, но он не ровный, а создает такие каверны, которые делались для того, чтобы была звукоизоляция. Дом строился для очень богатых людей — здесь была огромная квартира в хорошем добротном доходном доме», — добавила директор.

После указанных событий к делу выселения театра подключилась пресса, детские писатели и правозащитники и Лукойл был вынужден отреагировать на поднимающуюся шумиху. В разделе «вопросы» на сайте компании появился пункт о детском театре. По мнению нефтяников, факт принятого решения о выселении театра подтверждается и досужей необходимостью и изначальным распоряжением от 2004 года, так как выполнить условия по сохранности «Волшебной лампы» в здании во время работы «не представляется возможным». А то, что о необходимости выселения театра и поиска им самим нового помещения было объявлено в кратчайшие сроки поясняется некомпетентностью компании в данных вопросах. «Голословно обвиняя Лукойл в желании навсегда выгнать театр, его руководство выражает недоверие правительству Москвы», — сказано в нашумевшем обращении.

«Получается, Лукойл отождествляет себя с правительством Москвы и даже ставит выше», — парирует Марина Грибанова. В желании выгнать театр руководство Лукойла никто не обвинял и директор «Волшебной лампы» подтвердила, что компания обещала оплатить предполагаемый переезд. Но есть одно большое но, которое не может не возмущать актеров. А именно: найти помещение, отвечающие всем требованиям детского театра, да еще и в центре города, практически невозможно. Тем более, в сжатые сроки, указанные компанией. «Для начала надо иметь, что оплачивать. У нас хозяйствующий субъект, нас нельзя просто так выкинуть. Даже если представить на секунду, что мы согласимся куда-то отсюда переехать на какой-то срок, то надо понимать, что мы не бродячая труппа. Нам нужна профессиональная сцена, профессиональная система управления светом и звуком. Нам нужны комфортные помещения для зрителей. К нам приходят детки — должно быть уютно. Там не должно быть никого, кроме нас, мы должны быть там хозяевами, иначе мы не сможем там это все обеспечивать. Нам надо освоить эту площадку — заново отрепетировать все спектакли. На это потребуется длительное время. За это время мы потеряем зрителей. Значит, нам надо будет развернуть мощную рекламу, которая стоит денег. Время простоя тоже стоит денег, актеры тоже хотят кушать. Значит, нам должны компенсировать нашу выручку, упущенную выгоду, расходы на рекламу. Надо понимать, что помещение должно быть рядом с метро, в центре Москвы. Дети едут со всего города, и ехать откуда-нибудь из Мытищ в Марьино не захочет ни один родитель. Тащить детей через всю Москву — это страшное дело», — пояснила директор.

Возможным разрешением текущей ситуации могло бы стать строительство для театра отдельного здания, после чего компания Лукойл могла бы поступить с освобожденными помещениями как ей угодно, считает Марина Грибанова. Причем, у нее на примете есть несколько возможных мест для реализации подобного проекта. Например, она упомянула место напротив строящегося театра Табакова. Раньше там располагался кинотеатр «Форум», а затем театр Аллы Пугачевой, который сгорел около 10 лет назад. Сейчас данная территория пустует. Или еще один вариант — сквер около метро Сухаревская. «Исключительное место, прекрасный скверик, детки там могут играть, бегать прыгать и заходить в „Волшебную лампу“. Театр много места не займет — там огромный сквер. Но говорят, что там собираются строить галерею Лафайет. Это тоже не так уж плохо, потому что если там что-то строится, значит, они тоже должны отдать долю Москве, которой вполне бы хватило для театра. Прецеденты есть. Например, около метро Бауманская, где торговый центр выделил часть помещений под детский театр Эстрады. Конечно, это не лучший вариант для детского театра, но лучше, чем соседство с Лукойлом», — поделилась мечтами Марина Грибанова. По ее словам, это все просто примеры разрешения ситуации, которые, однако, могли бы стать идеальным выходом для всех сторон конфликта. Конечно же, театр согласен и на временное перемещение, но при соблюдении всех условий его функционирования сразу после переезда. Остается полагаться на детскую веру слоненка Хортона, которая позволила ему в одиночку спасти целый сказочный народ: «Личность — не больше, чем глас муравья. Но личность есть личность — так думаю я».

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Чувствуете ли Вы усталость от СВО?
51.5% Нет. Только безоговорочная победа
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть