Параллельный импорт для малого бизнеса: ловушка зависимости или прорыв в будущее

Доцент Сазанова объяснила значение параллельного импорта для малого бизнеса
6 февраля 2024  14:02 Отправить по email
Печать

Параллельный импорт существует в международной торговле уже очень давно и тесно связан с понятием «право интеллектуальной собственности», в частности, с таким его аспектом, как «исчерпание права интеллектуальной собственности на товарный знак», заявила REX заместитель зав. кафедрой институциональной экономики ГУУ, доцент Светлана Сазанова.

В международной практике существуют три режима исчерпания исключительного права на товарный знак: международный, региональный и национальный. В основе этих режимов лежит доктрина первой продажи, в соответствии с которой свободный оборот (перепродажа) товаров с нанесёнными товарными знаками возможен, если первоначально они были введены в оборот самим правообладателем или другим участником рынка с согласия правообладателя.

Страны-члены ВТО, например, вправе сами определять, какого режима они придерживаются. Это право закрепляет шестая статья ТРИПС (Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности), принятого 15 апреля 1994 г.

Легализовав 15 июля 2022 года параллельный импорт постановлением №506, правительство Российской Федерации не нарушило нормы международного права, а лишь расширило практику параллельного импорта, уже существовавшую в рамках ЕврАзЭС. Ранее, с 1988 года, аналогичная практика была институционализирована в ЕС: ввезённый с согласия правообладателя в одну из стран ЕС товар с товарным знаком, может перепродаваться в другие страны ЕС уже без его согласия.

Легализация параллельного импорта в России защищает российскую экономику от санкций недружественных стран, способствует развитию конкуренции внутри страны, но не поощряет контрабанду или другие противоправные действия.

В декабре 2023 года первый вице-премьер России Андрей Белоусов заявил, что за 2022-2023 гг. объем параллельного импорта превысил 70 млрд долларов в общем объёме импорта $300 млрд. За этот же период сократилась доля поставок из недружественных стран с 50% до 29%.

В отч`те о состоянии малого и среднего предпринимательства (МСП) Минэкономразвития за 2019-2022 гг. отмечается, что за этот период доход МСП вырос на 50%, на 6-ти млн предприятий МСБ работает более 28 млн человек, а его общий вклад в ВВП России превысил 20%. К сентябрю 2023 года численность занятых в МСП выросла на 8,5% и превысила 30 млн чел.

БУДЬТЕ В КУРСЕ

Но только 14% предприятий МСП освоили параллельный импорт, а остальные переключились на отечественных производителей. Плохо это или хорошо?

Это означает, с одной стороны, что издержки «освоения» параллельного импорта достаточно высоки для малых и средних предприятий России, а с другой, что сохраняются и даже расширяются стимулы для импортозамещения, в том числе в сфере исследований, разработок, создания отечественной техники и другой науко`мкой продукции.

Поддерживать параллельный импорт необходимо в тех сферах экономики, в которых в настоящее время нет отечественных аналогов. Но в долгосрочной перспективе необходимо поддерживать отечественных производителей, ведь Россия обладает всеми необходимыми ресурсами: человеческими, научными, технологическими, а не только сырьевыми.

В противном случае российский малый и средний бизнес не использует параллельный импорт как трамплин для прорыва в высокотехнологичное будущее, а застрянет в ловушке зависимости от иностранных технологий.

Как сообщает REX, только 14% малых и средних предприятий (МСП) в России освоили параллельный импорт. По итогам 2023 года ключевыми направлениями развития МСП стали расширение базы поставщиков товаров и услуг (39%), открытие новых направлений бизнеса (29%).

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть