Китай и Россия подчёркивали своё стремление к дедолларизации во взаимной торговле уже на протяжении последнего десятилетия, но лишь с началом специальной военной операции (СВО) этот тренд усилился, заявил REX и.о. заведующего кафедрой мировой экономики и международных экономических отношений Государственного университета управления Евгений Смирнов.
К настоящему времени двум странах в экспортно-импортных операциях между собой удалось почти полностью отказаться от американского доллара. Взаимная торговля теперь на 90% осуществляется за собственные валюты – китайские юани и российские рубли.
Вместе с тем, хотя и действуя сообща, Россия и Китая преследуют разнонаправленные интересы. Россия, отказываясь от доллара, пытается перенастроить собственную систему внешнеторговых расчётов на другие валюты в условиях, когда Россия была отрезана глобальной системы расчётов западных стран. Китай же, со своей стороны, стремится к тому, чтобы вес его национальной валюты – юаня – усилился в мировой экономике, международной торговле и глобальной финансовой системе.
Таким образом, речь идёт об интернационализации юаня и достижении ею статуса доминирующей резервной валюты в мире. На этом фоне вряд ли возможно введение единой валюты в рамках БРИКС, о чем много говорят в последнее время. Скорее, больше шансов выступить в качестве такой валюты как раз у китайского юаня.
Что касается отказа от доллара в международной торговле, этот процесс не может быть таким быстрым, хотя эта тенденция и проявляется все более отчётливо в последнее время. До начала СВО более половины экспортных счетов в международной торговле выставлялось в долларах, а большинство центральных банков мира хранило в них свои резервы.
Такое привилегированное положение американского доллара позволило США иметь чрезвычайно высокий дефицит торгового баланса и государственного бюджета.
Однако готовность банков поддерживать высокий уровень долларовых активов в своих резервах снижалась в последние десятилетия (с конца 1970-х годов к 2023 году – с 85% до 58%). Страны стали больше стремиться к преодолению зависимости от доллара и начали замещать его другими активами – например, тем же юанем или золотом.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
- 22.01.24 В китайском Чунцине подвели итоги функционирования транспортного коридора «Суша – море»
- 19.01.24 Какая ситуация в банках Китая при расчётах в долларах
- 18.01.24 Сергей Лавров: отношения России и Китая переживают наилучший период
- 16.01.24 Банки Китая, пожар на НПЗ, перенос столицы: главное из заявлений Пескова 16 января
Кроме того, даже расчёты за торговлю нефтью (например, между Саудовской Аравией и Китаем) уже начали осуществляться в альтернативных валютах.
Вместе с тем, в целом позиции доллара в международной торговле ухудшаются, но он пока остаётся (и останется) приоритетным инструментом международных расчётов за экспорт.
Это преобладание доллара в торговле обеспечивает и его доминирование в международном банковском бизнесе (60% кредитов и депозитов в мире все ещё номинированы в долларах, и, что самое главное, эта доля оставалась стабильной начиная с 2000 года).
Также доллар фактически преобладает на крупнейших международных рынках ценных бумаг. Наконец, следует отметить, что миру нужен не только отказ от доллара, а необходима надёжная и (что не менее важно) жизнеспособная альтернатива доллару.
Однако страны, проводя политику по диверсификации своих валютных резервов, способствуют последовательному уменьшению глобального влияния доллара.
Как сообщал REX, многие банки Китая прекратили проводить с Россией платежи в долларах в связи е тем, что США санкционировали вторичные санкции в отношении зарубежных финансовых компаний.
Комментарии читателей (0):