На встрече с предпринимателями Дальневосточного федерального округа (ДФО) в Хабаровске, президент России Владимир Путин, совершающий рабочую поездку по региону, пообещал обязательно когда-нибудь побывать на Курильских островах, на которых, по собственному признанию, ни разу не был. Разговор на эту тему зашел на фоне обсуждения развития внутреннего туризма и туристической привлекательности Курил, как места с богатым, интересным и «опасным», по словам Путина, подводным миром. О том, почему такое обещание от президента последовало именно сейчас, рассуждает обозреватель REX Владимир Павленко.
Заявление, разумеется, шире туристической темы, отмечает политолог. У него два основных адресата. Российской общественности дают понять, что российский суверенитет над Курилами незыблем и не обсуждается; это необходимо, учитывая, что в преддверие президентских выборов отыщутся информационные провокаторы, готовые поднять эту тему во внутреннем дискурсе в интересах нашего дальневосточного противника, являющегося сателлитом США. «Синдром Шеварднадзе» в российских элитах, к глубокому сожалению, еще не изжит. С другой стороны, наиболее важен международный аспект этого заявления. Всем понятно, что на чужой территории туризм не развивают. Это такой иносказательный прием – поговорить про туризм, чтобы еще раз кого надо ткнуть носом в то, чтобы оставили свои реваншистские замыслы и смирились с реальностью, если не хотят по-настоящему большущих приключений, подчеркивает эксперт.
Президентское заявление, на наш взгляд, подводит черту под целой серией провокаций японской стороны, осуществленных в 2022-2023 годах, под шумок активного участия Токио в так называемом «сдерживании» России, включающем поддержку киевского режима и Вашингтона с его противоправным режимом антироссийских санкций. Все началось с того, что 7 марта 2022 года, через две недели после начала СВО, которая уж кого-кого, но Японии точно не касалась, японский премьер Фумио Кисида официально, в парламенте, объявил о «суверенитете» Токио над Курилами. Приснился он Кисиде, или это была запланированная провокация, неважно – важен результат. В ответ, 21 марта, Москва отказалась от ведения с Токио дальнейших переговоров о заключении мирного договора, а также прекратила безвизовые вояжи японцев на юг Курильской гряды. Вместо того, чтобы сделать выводы, японская сторона стала упорствовать. Тот же Кисида, уязвленный полученным щелчком по носу, назвал действия России «несправедливыми и совершенно недопустимыми», выразив Москве «суровый протест», уточняет Павленко.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Снова к теме о мифологическом «суверенитете» над четырьмя островами южных Курил в Токио вернулись в ноябре уже этого года. Почему – отдельная тема. Пока продолжался «наступ» ВСУ, в японской столице до последнего рассчитывали на поражение России, чтобы тогда, когда после этого все у нас «повалится», попросту Курилы отобрать. К предзимью нарисовалась тщетность этих надежд, поэтому японские официальные лица запустили старую шарманку. Тогдашний генсек кабмина Хирокадзу Мацуно заявил:
"[Пресловутые] «северные территории» – это острова, на которые распространяется суверенитет нашей страны, исконная территория нашей страны. В позиции правительства Японии изменений нет".
К слову, бог наказал быстро; разразившийся в Японии коррупционный скандал смел с местной шахматной политической доски многих, включая Мацуно. Однако, чтобы подкрепить заявленную им позицию в игру вокруг «больной» японской темы включилось военное ведомство, организовавшее с 14 по 20 ноября крупные учения с провокационной легендой десантной операции по высадке на японский остров Токонусима. Маневры, по оценкам иностранных наблюдателей, явно оказались наступательной репетицией захвата чужих островов; отправленная на учения группировка сил и средств японских Сил самообороны (ССО) была сформирована именно по этому принципу, считает Павленко.
Именно эти действия, по-видимому, побудили Путина первый раз пошутить над японскими лидерами, ответив на вопрос о «захлопнувшемся окне» российско-японских отношений, что как плотник IV разряда, он «знает, как строить окна». «Потребуется – расширим», - предупредил президент. Сейчас, пообещав посетить Курилы, нет сомнений, что Путин обещание сдержит, причем, скорее всего, в ближайшей перспективе, ибо такая поездка хорошо вписывается в контекст предвыборной кампании, обозначая внешнеполитические приоритеты главного кандидата, отмечает политолог.
Марионеткам США, вне зависимости от того, в каком геополитическом регионе планеты они обретаются, следует понимать реалии. А они заключаются в том, что влияние и возможности пресловутого «гегемона» сокращаются пропорционально его имперскому надрыву. Если в советские времена концептуальные документы Пентагона требовали от вооруженных сил США способности к одновременному ведению «двух с половиной войн» - двух больших и одной локальной, то сейчас два «прокси-конфликта» - на Украине и в Израиле – для Вашингтона оказались неподъемной задачей, на которую не хватает силенок. Если в авантюру с Россией ввяжется еще и Япония, то Вашингтону будет очень трудно ей помочь, особенно на фоне собственных проблем в отношениях с Китаем и намечающегося кризиса на Корейском полуострове. Так что расхлебывать эту авантюру предстоит самим бывшим «самураям» с очень неясными для себя последствиями. Говорят, после Второй мировой войны только ядерная монополия США помешала дезинтеграции потерпевшей крах фашистской Японии по германскому или корейскому сценарию территориальной «заморозки» между Севером и Югом. СССР не стал в этих условиях настаивать на предварительных договоренностях, существовавших в Антитгитлеровской коалиции. Но сейчас времена другие; бывшая монополия США обернулась их существенным отставанием от России, у которой до 92% стратегической ядерной триады уже обновлено, а у американцев в шахтах остаются старенькие «Minuteman-3», которые через два на третий раз взрываются прямо на месте при попытках тренировочных запусков. В этих условиях предстоящее знакомство Путина с Курилами, разумеется, вызовет в Токио взрыв яда и желчи в информационной сфере, но дальше этого дело конечно же не пойдет, резюмирует обозреватель REX.
Комментарии читателей (1):