Экономические данные из еврозоны интересны с точки зрения получения свежей информации о том, как европейская экономика реагирует на рекордные темпы ужесточения денежно-кредитной политики ЕЦБ, заявила REX руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам» Ольга Беленькая.
Они подтверждают мнение регулятора, что трансмиссия эффекта от повышения процентных ставок и сокращения баланса ЕЦБ идёт ускоренными темпами. Напомним, с июля 2022 года ЕЦБ непрерывно повышал свои 3 базовые процентные ставки 10 раз, в итоге повысил их суммарно на 450 б.п., и ставка по депозитам банков сейчас составляет 4%.
Как показали данные, усилия ЕЦБ приносят результаты. Так, инфляция в еврозоне, которая в октябре 2022 года достигала 10,6% (г/г), в этом октябре, по предварительным данным, опустилась ниже 3% (2,9% (г/г), минимум с июля 2021 года и ниже консенсус-прогноза 3,1%). В сентябре инфляция составляла 4,3% (г/г).
Во многом снижение инфляции объясняется эффектом высокой базы – так, цены на энергоресурсы рухнули на 11,1% к значениям октября прошлого года. Однако замедление годового темпа роста цен фиксируется и в других компонентах – продовольствии, промышленных товарах и даже услугах.
Впрочем, в услугах замедление инфляции происходит как раз очень медленно (4,6% против 4,7% в сентябре). Это все еще очень высокие цифры. Также показательна динамика базовой инфляции (не включающей наиболее волатильные цены на энергоресурсы и продовольствие) – она также замедлилась, с 4,5% (г/г) в сентябре до 4,2% (г/г), минимума с июля прошлого года, но еще более чем вдвое выше цели ЕЦБ (2%).
Инфляция тормозит на фоне замедления роста внутреннего спроса (чему способствуют, прежде всего, снижение спроса на кредиты из-за роста стоимости заимствований и ужесточение банками условий кредитования).
Однако устойчивость инфляции в услугах сейчас связана, прежде всего, с высокими темпами роста зарплат – на фоне низкой безработицы работники добиваются компенсации за снижение реальных зарплат в прошлые годы.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
К тому же риски связаны с влиянием геополитических факторов (война на Ближнем Востоке) на мировые рынки энергоресурсов, что может стать причиной нового энергокризиса. Пока ЕЦБ не ожидает достижения цели 2% ранее 2025 года.
Ценой снижения инфляции становится слабость экономики (по оценке ЕЦБ). Как показали вчерашние данные, экономика еврозоны в III квартале неожиданно сократилась на 0,1% по сравнению с предыдущими тремя месяцами (и выросла на 0,1% (г/г)).
Это первое квартальное сокращение ВВП с периода пандемии 2020 года. Рынок ожидал нулевых темпов роста по отношению к предыдущему кварталу и рост на 0,2% (г/г). В соответствии с пересмотренными данными, в апреле-июне экономика еврозоны увеличилась на 0,2% по сравнению с предыдущим кварталом, а не на 0,1%, как сообщалось ранее.
На прошлой неделе глава ЕЦБ Кристин Лагард прогнозировала, что экономика сохранит слабость до конца года – промышленность сокращается, рост в секторе услуг замедляется, финансовые условия стали существенно жёстче.
Данные подтверждают правильность решения ЕЦБ на прошлой неделе о паузе в повышении ставок и о дальнейшем принятии решений, исходя из экономических данных. В случае продолжения замедления инфляции в сочетании со стагнацией / слабой рецессией в экономике текущий уровень ставок может стать пиковым в этом цикле.
Пока руководство ЕЦБ считает, что думать о снижении ставок преждевременно – их нужно удерживать на высоком уровне, пока инфляция не покажет устойчивое приближение к цели (а для этого нужно существенное замедление роста зарплат). Консенсус сейчас состоит в начале снижения ставок во II полугодии 2024 года.
Но в случае нового витка энергокризиса и скачка инфляции ЕЦБ может столкнуться с жёстким вызовом – дальнейшее повышение ставок для сдерживания инфляции может привести к кризису в экономике и к долговым проблемам для наиболее закредитованных государств и компаний.
Как сообщал REX, аналитики Bloomberg прогнозируют падение экономики еврозоны до 3,8% ВВП на фоне жёсткой денежно-кредитной политики ЕЦБ из-за борьбы с инфляцией.
Комментарии читателей (0):