Журнал «Русский репортер» выделил десять трендов уходящего десятилетия: общество стало сетевым, социальное государство погрузилось в кризис, мобильная связь дошла до всех, мир стал многополярным, люди научились читать геномы, приватное пространство стало общим, ученые перестали работать на войну, 3D-кино и мультики захватили мир, толерантность дошла до абсурда, спорт превратился в биотехнологию.
О своем видении трендов десятилетия координатору международной экспертной группы ИА REX Сергею Сибирякову рассказали коллеги-эксперты.
ИА REX: Что можно добавить или убрать из этого списка основных трендов первого десятилетия 21 века?
Игорь Богатырев – журналист, редактор службы новостей сетевого журнала «Полярная звезда» (Тверь, Россия):
- Мир стал не многополярным, а монополярным, и потому деградирует.
- Люди научились читать геномы? Ой ли?
- Приватное пространство пытаются сделать общим, но оно еще таковым не стало. Слава богу.
- Ученые перестали работать на войну? Скорее, они перестали работать на мир.
- Кино и мультики мир тоже не захватили.
С остальным согласен.
Эдуард Афонин – доктор социологических наук, профессор Национальной академии государственного управления при президенте Украины (Киев, Украина):
Пожалуй, можно оставить лишь один – люди научились читать геномы.
Лариса Бельцер-Лисюткина – историк, социолог, культуролог, кандидат философских наук, преподаватель Свободного университета (Берлин, ФРГ):
Общество стало сетевым - это преувеличение. Не всё общество и не во всех странах стало сетевым.
Мобильная связь дошла до всех - то же самое.
Приватное пространство стало общим - не согласна. Почему оно стало общим? Оно стало более прозрачным чем раньше, благодаря электронным средствам коммуникации. Но ОБЩИМ оно не стало.
Ученые перестали работать на войну - это, увы, не так.
3D-кино и мультики захватили мир - пока нет. Новые виды энтертейнмента находятся пока на старте.
Толерантность дошла до абсурда - до абсурда дошёл страх перед будущим у консервативных слоёв общества, не готовых жить в глобальном мире.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Спорт превратился в биотехнологию - не думаю. Пока ещё нет. Но медицина и биология неуклонно сближаются с биотехнологиями. Со всеми вытекающими отсюда плюсами и минусами.
Федор Толстой — IT-предприниматель, поэт и переводчик (Бостон, Массачусетс, США):
Из вышеуказанного списка не согласен с некоторыми пунктами.
Социальное государство погрузилось в кризис. Никакого особого кризиса сейчас нет. Пик "социального государства" приходился на 70-80-е, к этому же времени относятся и правдивые рассказы, и мифы о "королевах велфера" и "подсевших на иглу социалах". С усилением влияния "рейгановских демократов" в США, Тэтчер в Британии и правых сил в других странах Европы система почти везде стабилизировалась: маргиналы-паразиты есть, но общество в целом развивается на их фоне.
Мир стал многополярным. Мир пока не стал многополярным. Могущество США потускнело, но новых полюсов силы не видно. Китай не играет лидирующей роли почти нигде, исламский мир разобщен, Европа политически пассивна, Россия погружена в коррупцию и ей не до лидерства.
Толерантность дошла до абсурда. Это просто бред. До абсурда дошел страх толерантности у людей, выросших под влиянием ксенофобских мифов. Толерантность же, напротив, продолжает играть позитивную роль в развитии современного Западного общества.
Спорт превратился в биотехнологию. По сравнению с поставленным на поток производством биоатлетов в ГДР эта тенденция скорее замедлилась в 21 веке.
Вообще интерес к индивидуальному спорту утихает, а в командных видах допинг хотя и играет роль, но не решающую.
Я бы добавил другие пункты.
Глобальный джихад. Странно, что это еще не отражено, хотя 21 век фактически начался не с карнавалов 2000, а с 9.11. Вместо локальных вспышек исламского терроризма, которые сопровождали местные территориальные конфликты конца 20-го века, Усаме бен Ладену и его сторонникам удалось создать и внедрить в массовое сознание идеологию глобального джихада - террористической войны мусульман с Западом. Теперь она известна во всех уголках мира, где живут мусульмане: от Синцзяна до Лос Анжелеса. И любой недовольный жизнью мусульманин может в любой момент на нее "подписаться" и включиться в движение - интернет ему в помощь. Борьба с этим явлением будет отнимать у запада значительные ресурсы и успешно тормозить глобализацию исламских стран, что усиливать их изоляцию и отставание от остального мира.
Демографический и иммиграционный кризис Запада. Модель экстенсивного развития: "нужды стареющего населения удовлетворяются за счет притока мигрантов" перестала работать. Количество мигрантов превысило критическое значение, когда абсорбция стала безболезненной. Ограничения на приток рабочей силы ведут к сокращению возможности государств платить по социальным обязательствам.
Грядет повсеместное увеличение пенсионного возраста и пересмотр пенсионной системы. "Долгая, здоровая и беззаботная старость" которой наслаждалось нынешнее поколение пенсионеров на западе стала недостижима большинству, грядет "долгая, здоровая и работающая старость".
Триумф технологической медицины и кризис медицинского страхования. Медицинская наука достигла уровня, когда при инвестициях достаточного количества денег можно не учиться лечить любой конкретный недуг и продлять жизнь человека, если не неограниченно, но на долгие годы. В связи с этим концепция "социального здравоохранения", когда считалось, что человек имеет фундаментальное право на "спасение жизни", то есть бесплатное лечение от смертельных болезней, становится невозможной. Из-за нехватки средств борьба за то, как будет решаться вопрос: кого лечить, а кого "оставить умирать" еще предстоит Западному миру. Россия здесь, как ни странно, пионер, ибо система бесплатной медицины фактически ограничена базовыми процедурами, и общество с этим смирилось.
Победа над расизмом. Избрание Обамы президентом США ознаменовало победу над "биологическим" расизмом в этой стране. Да и, фактически, во всем мире. Белая раса больше не считается и сама себя не считает "расой господ". Китайцы и индусы, вслед за японцами и корейцами, доказали, что они не уступают белым ни в каких талантах, успехи многих черных стали не исключением, а привычным явлением. Напряженность между расами сменилась культурной ("вестернезированные" - "дикие") и религиозной (особенно исламофобией, связанной с Глобальным Джихадом).
Глобализация повседневной жизни. В связи с развитием информационных технологий национальная изоляция полностью исчезла, даже в самых отдаленных уголках мира. Блогер в Непале может находить аудиторию в Европе. Сын, уехавший из восточно-европейской деревушки в США, говорит с родителями каждый день (по скайпу), как если бы он жил на соседней улице. Даже языковый барьер перестал быть препятствием с появлением качественных трансляторов, вроде гугловского. Процесс интеграции культур, идей, экономик вышел на новый уровень. Упрощение визового режима для среднего класса и дешевые авиабилеты сделали физические границы незаметными. Один из результатов процеса: формирование глобального среднего класса, очень слабо связанного с местом своего физического пребывания, и живущего как социально, так и экономически "в сети". Повсеместно формируются колонии "экспатов", физически живущих, где дешевле и теплее, но социально мало с этой землей не связанных.
Даниэль Штайсслингер – журналист и переводчик (Лод, Израиль):
На мой взгляд, 3D тут лишнее. Мода на них пройдёт. Тем более, что используется технология, известная ещё в 60-е годы прошлого века (в Москве был стереокинотеатр, основанный на том же эффекте, может, и сейчас сохранился, ничего особенного).
Лев Вершинин – писатель и политолог (Торревьеха, Аликанте, Испания):
Я бы добавил, что "доктрина Брежнева" официально стала доктриной "свободного мира", который ее когда-то ожесточенно критиковал, а принцип "Демократия, как власть большинства, выбор которого окончателен", официально и неприкрыто изжил себя. Кроме того, важный тренд времени в том, что двойные стандарты стали нормой жизни.
Вадим Булатов – журналист, публицист, блогер (Нижний Тагил, Россия):
Я бы добавил:
1. Реальная доминация капитала и рынка, у которой не осталось ограничений все ждали, что кризис обрушит рыночную экономику, но этого не произошло. Кризис переподчинил суверенные государства мировому финансовому капиталу и у того не осталось соперников.
2. Отход от классической демократии. Политические программы кандидатов в демократических государствах находятся под настолько тяжелым гнетом политкорректности, что стремятся к полной унификации. Выборы больше не дают человеку право высказываться с их помощью по действительно важным вопросам.
3.Виртуализация базовых сфер жизни: финансов, труда, развлечений, общения...
4. Разделение труда в глобальном масштабе.
Стоит убрать:
1. Многополярный мир. Мир движется к однополярности, но несколько другого типа, чем классическое силовое доминирование.
2. Ученые перестали работать на войну?
3. 3D мультики? Это частный случай в истории кинематографа.
4. Спорт как биотехнология? На мой взгляд, спорт, наоборот движется к естественности. Принимаются все новые законы против допинга.
Марк Сандомирский – кандидат медицинских наук, психотерапевт (Москва, Россия):
Нужно убрать пункт про ученых, а добавить - "Произошла социомедийная революция" и "Депрессия стала одной из ведущих угроз человечества".
Петр Гецко премьер-министр непризнанной Республики Подкарпатская Русь (Ужгород, Украина):
Я бы добавил. Мировое сообщество все больше атомизируется, появляются новые субъекты международного права (пока еще непризнанные государства).
Комментарии читателей (0):