В проект очередного федерального бюджета (на этот раз на 2024-2026 годы) традиционно, как и год назад, и два, и три, внесена такая статья планируемых доходов, как «штрафы, санкции, возмещение ущерба». И это вызывает вопросы. Уполномоченный по правам предпринимателей при президенте РФ Борис Титов прокомментировал тему.
Дело даже не в росте суммы по этой статье. В конце концов, треть ее (и основной вклад в динамику роста) приходится на платежи в системе «Платон», которые и по сути-то своей никакие не штрафы. Это то, что в административной практике принято называть обязательным неналоговым платежом. Природа его другая: это не наказание за нарушение, а просто финансовое обременение в силу характеристик процесса. Владельцы тяжелых грузовиков не виноваты, что грузовики тяжелые, они ничего не нарушают, а просто компенсируют деньгами ущерб асфальтовому покрытию. И давно пора было бы перенести эту статью в другой раздел.
А вот другой момент бросается в глаза. Там есть раздел «Штрафы за административные правонарушения в области предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций». В среднем в ближайшие три года он должен приносить бюджету ежегодно по 5,5 миллиардов рублей. Замечу, что три года назад итоги 2023 года по штрафам с бизнеса планировались на уровне 2,6 млрд рублей (они должны были плавно снизиться по сравнению с допандемийным периодом). Реальность оказалась другой. Соберут почти 4,3 млрд, а потом, как я и сказал, повысят план еще значительнее. И как это сочетается с принципами нового закона о государственном контроле, который палочную систему (включающую в себя, в том числе, и подобные финансовые планы) отменил напрочь? Мы наперед планируем, что предприниматели будут нарушать? А если не будут, мы их что, попросим нарушить, чтобы было за что оштрафовать?
Я бы очень хотел видеть разъяснения Минфина на этот счет. Думаю, официально попросим их это сделать.
Комментарии читателей (0):