Мало кто знает, но китайский юаня на самом деле два. Один обращается внутри Китая и его курс регулируется Народным банком (это такой китайский аналог ЦБ РФ, но с более широкими полномочиями). Другой же юань, именуемый «оффшорным», обращается за пределами Китая и его курс определяется рыночными торгами, заявил REX и.о. заведующего кафедрой статистики ГУУ, доцент кафедры финансов и кредита ГУУ, д.э.н., к.т.н. Николай Кузнецов.
И если оффшорный юань «ходит» относительно свободно, то обращение внутреннего, напротив, очень жёстко регулируется и контролируется.
Все расчеты с нерезидентами происходят только через оффшорный юань. Если российская компания (равно как и компания любой другой страны) приобретает в российском банке юани, то она приобретает именно оффшорные юани. Если она потом осуществляет в юанях какие-то платежи за пределами материкового Китая, то для этого тоже используются оффшорные юани.
Но если платёж осуществляется в пользу китайской компании, то на её счёт внутри страны зачислится уже обычный юань по курсу 1:1. Таким образом, волатильность валюты оказывается как бы «вынесена» за пределы страны. Влияние колебаний курсов в основном чувствуют те, кто производит расчёты в иностранной валюте.
Ни иностранный гражданин, ни иностранная компания просто так не может открыть себе счёт в китайском банке в обычных юанях, для этого нужно иметь очень веские основания и соответствовать большому числу регуляторных требований.
Сделано это как раз для того, чтобы держать иностранцев «за забором». Таким образом, валютная система страны является по сути двухконтурной: внешний контур – для всех, внутренний – только для себя.
Поможет ли нам китайский опыт? Главное, что здесь нужно осознавать, это то, что на выстраивание такой системы у Китая ушло фактически десятилетие. Проблемы России требуют немедленного решения. У российской финансовой системы нет в запасе этих десяти лет.
В перспективе очень может быть, что мы когда-то и придём к двухконтурной системе. Кстати, возможно, что роль «оффшорного рубля» сможет сыграть цифровой рубль. Но вот только проблему сегодняшнего дня это никак не решает.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Однако глава Минэкономразвития забыл упомянуть, что у Китая есть и другой опыт. Это опыт ручного регулирования. И, в определённой ситуации, он также может быть заимствован. В частности, это может быть:
- фиксация валютного курса. Банк Китая фиксирует курс юаня ежедневно и не позволяет отклоняться от него более чем на 2%;
- ручное регулирование ставок по валютными депозитам. Их искусственное поддержание на столь низком уровне, чтобы они были менее выгодны, чем депозиты в национальной валюте;
- ограничения на движение капитала. Начиная от жёсткого контроля за сделками крупных покупателей и продавцов валюты, до жёстких ограничений на вывод средств за рубеж и по-китайски «драконовских» правил валютного контроля.
Могли бы нам помочь эти меры? Весьма вероятно! Вот только как следует из заявлений ЦБ РФ и Минфина внедрять это в жизнь пока не планируется.
Как сообщал REX, глава Минэкономразвития РФ Максим Решетников предложил модель «китайской мембраны» для решения ситуации с ослабленным рублём.
Комментарии читателей (0):