Отчасти остановка перевозчиками покупки новых железнодорожных вагонов обусловлена временным фактором - высокой ставкой ЦБ РФ, заявил REX эксперт ИК "ИВА Партнерс" Артём Шахурин.
Высокая ставка Банк России обуславливает такую стоимость кредитов для перевозчиков, которая при высоких ценах на вагоны не окупается ставками аренды вагонов по долгосрочным контрактам.
Завышенная ставка рефинансирования, принятая для стабилизации ситуации на валютном рынке, вероятно, продержится недолго, поскольку это негативно отразится и на остальных бизнес-процессах.
Это должно несколько улучшить ситуацию с окупаемостью вагонов для перевозчиков, хотя цены на вагоны всё равно продолжат рост из-за дефицита рабочих рук и роста цен на металлы.
Однако проблема состоит не только в ставке рефинансирования. Цены на ж/д вагоны растут ещё и потому, что спрос на них существенно увеличился. А это вызвано не только подъёмом экономической активности, но и перестройкой всей системы логистики в стране, изменением направления основных транспортных потоков.
В частности, серьёзно увеличился поток грузов на Восток - в Китай и к портам Тихого океана. Эти длинные перегоны существенно удлиняют сроки оборачиваемости вагонов. Кроме расстояний, более длинные сроки на доставку грузов обуславливает и загруженность железнодорожных путей в этих направлениях.
Высвободить часть вагонного парка могло бы более интенсивное использование существующих в стране водных путей - как самих рек, так и построенных в советский период систем шлюзов и каналов.
К сожалению, в постсоветский период эта отрасль пришла в упадок, но сейчас складывается ситуация, когда спрос на такие услуги может быть очень высоким.
Впрочем, для системного возрождения отрасли необходимы значительные усилия и затраты со стороны государства. Ведь постройки и покупки речных судов для возрождения перевозок будет недостаточно.
Потребуется восстановить портовую инфраструктуру на реках, очистить и углубить фарватеры, которыми длительное время никто не занимался.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
- 04.09.23 Покупки железнодорожных вагонов и цистерн приостановлены из-за роста цен
- 17.07.23 Рост цен на грузовые автоперевозки в РФ связан с кумулятивным эффектом
- 17.07.23 На подорожание грузоперевозок в России повлияли несколько факторов
- 17.07.23 Дорогой дефицит: почему в России растёт стоимость грузовых перевозок
Однако сделать это необходимо и окупится это не только активизацией перевозок, но и снижением расходов на ликвидацию последствий наводнений и работы по укреплению берегов.
Ведь углублённые русла смогут пропускать больше воды. А вынутые при этом ил и песок вполне могут быть использованы в сельском хозяйстве и строительстве.
Как сообщал REX, ряд российских операторов приняли решение о приостановке закупок железнодорожных полувагонов. «Коммерсант» писал, что это может произойти из-за роста их стоимости на фоне повышения ЦБ РФ ключевой ставки и снижения маржинальности.
Комментарии читателей (0):