В связи с необходимостью перестройки логистических маршрутов с февраля 2022 года на фоне ограничений авиаперевозок стала нарастать потребность в развитии железнодорожной и автомобильной сети дорог, заявила REX доцент кафедры корпоративного управления и инноватики РЭУ им. Г. В. Плеханова Ирина Фатьянова.
В частности, за последние 1,5 года существенно увеличилась дальность железнодорожных перевозок и загруженность железнодорожной сети. Это обусловлено развитием ж/д сообщений со странами-партнёрами, новыми территориями, ростом перевозок зерна и другой продукции, доставкой строительных материалов и техники для территорий, на которых реализуются крупные инфраструктурные проекты.
Перевозки железнодорожным транспортом в России по объёмам уступают только перевозкам автотранспортом. На фоне текущих событий объёмы грузов, перевезённых по железнодорожным путям, возрастают (хотя рост является неравномерным и во многом зависит от внешнего спроса).
Это обуславливает необходимость наращивания выпуска железнодорожных вагонов, полувагонов и цистерн, так как существующего парка стало недостаточно, а в некоторых случаях можно говорить о дефиците подвижного состава.
С одной стороны это связано с нехваткой собственных производственных мощностей, а также с ограничением из-за введённых санкций доступа к комплектующим для внутреннего производства.
С другой стороны, с ростом цен на железнодорожные вагоны и цистерны на фоне увеличения производственных расходов компаний-производителей и ростом арендных ставок на подвижной состав. Эффективным инструментом, который позволяет приобретать ж/д вагоны, принимая во внимание их длительные сроки окупаемости, является лизинг.
В последние годы механизм лизинга использовался активно, более того наметилась тенденция к увеличению среднего срока договора лизинга.
Однако увеличение ключевой процентной ставки до 12% и прогнозы о её дальнейшем росте сделали инструмент лизинга, да и кредитные договоры, слишком дорогостоящими.
Приобретение подвижного состава является капиталоёмким и требует привлечения долгосрочных инвестиций, рост стоимости денег в экономике существенного ограничивает возможности для привлечения финансирования в расширение подвижного состава, приобретение и аренду вагонов. На этом фоне некоторые операторы уже приняли решение приостановить закупки ж/д вагонов и цистерн.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
- 04.09.23 Цены на ж⁄д вагоны растут: России необходимо возрождать речные перевозки
- 17.07.23 Рост цен на грузовые автоперевозки в РФ связан с кумулятивным эффектом
- 17.07.23 На подорожание грузоперевозок в России повлияли несколько факторов
- 17.07.23 Дорогой дефицит: почему в России растёт стоимость грузовых перевозок
Как сообщал REX, некоторое российские операторы приняли решение о приостановке закупок железнодорожных полувагонов из-за роста их стоимости на фоне повышения Банком России ключевой ставки и снижения маржинальности, писал «Коммерсант».
Комментарии читателей (0):