Аналитический центр Карнеги (признан в России иноагентом) подготовил документ-анализ «Соглашения о стратегическом партнерстве», опубликованного Пекином и Тбилиси. Хотя это дипломатическое событие происходит на фоне традиционно теплых отношений между Китаем и Грузией, которые подписали соглашение о свободной торговле еще в 2017 году, причины и сроки публикации нынешнего документа о стратегическом сотрудничестве демонстрируют изменчивую геополитическую ситуацию на Южном Кавказе.
С одной стороны, отмечается в докладе, очевидны стремления Китая укрепить свои позиции в нестабильном регионе. С другой – видна попытка Грузии лавировать между Западом и Востоком, особенно в преддверии важного решения ЕС о том, предоставлять ли Тбилиси статус предпочтительного кандидата.
Для Китая расширение отношений с Грузией могло бы проложить путь к более широкому присутствию на Южном Кавказе. Пекин традиционно считает регион частью сферы влияния России и не хочет предпринимать там серьезных шагов. Южный Кавказ не входил даже в число коридоров, охваченных планом «Один пояс, один путь». Тем не менее, более широкий регион Черного моря оказался важным геополитическим регионом, где конкуренция между Россией и Западом обеспечивает благодатную почву для других великих держав, чтобы поднять свой авторитет. Для Пекина также имеет смысл играть более важную роль в регионе, поскольку он стремится расширить свое морское присутствие по всему миру. Многие считают, что широкое сотрудничество с Тбилиси будет направлено на строительство в Грузии порта Анаклия, расположенного на кратчайшем пути из Китая в Европу.
Стремление Китая к более тесным отношениям с Грузией, возможно, следует рассматривать с точки зрения Центральной Азии. Регион был связан с внешним миром на протяжении почти двух столетий инфраструктурой, которая связана исключительно с Россией с севера. Теперь Китай разрушает эту модель, развивая связь между востоком и западом посредством железных дорог, автомобильных дорог и торговли. Центральная Азия — это большой рынок, но экспансия в регионе — это также первый шаг Пекина на пути к достижению более крупной цели — продвижению на запад: созданию множества наземных путей сообщения с Европейским союзом и созданию альтернативы российскому маршруту, эффективность которого, как отмечается в документе, была подорвана Россией.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Южный Кавказ (Закавказье) - один из таких вариантов. Географически кратчайшее сообщение пролегает из Синьцзяна в Китае в Румынию, государство-член ЕС. Этот так называемый срединный коридор, который проходит через Среднюю Азию и Каспийское море, а затем через Черное море или по суше через Турцию, в настоящее время все чаще рассматривается как жизнеспособная альтернатива традиционному северному маршруту через Россию. Первоначально Китай не решался поддерживать срединный коридор, возможно, надеясь, что конфликт скоро закончится, но со временем необходимость найти стабильную альтернативу становилась все сильнее.
Экспериментальное продвижение давно заглохшей железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан стало первым сильным сигналом из Пекина. В начале 2023 года посол Китая в Грузии открыто поддержал идею развития срединного коридора, что многих удивило. Были подписаны и проведены различные политические меморандумы и консультации для облегчения транзита между Грузией и Турцией, Азербайджаном, Казахстаном и Узбекистаном.
Хотя Пекин можно считать лидером в продвижении отношений с Грузией, у Грузии также есть сейчас несколько причин для оживления отношений с Китаем. С началом военной операции на Украине Тбилиси оказался в сложном положении, что привело Тбилиси к поиску неожиданного решения: обратиться к России по вопросам безопасности и санкций. Тбилиси умерил свой публичный энтузиазм по поводу вступления в НАТО и воздержался от антироссийских санкций.
Многие на Западе считают такой подход как предательство, а другие называют его прагматизмом. В любом случае это вызвало критику со стороны западных партнеров Тбилиси, что поставило под угрозу давно откладывавшуюся заявку страны на получение статуса кандидата в члены ЕС. Окончательное решение будет принято в конце 2023 года, но последствия годичной утраты доверия между двумя сторонами уже очевидны. Грузия постепенно ослабила свою привязанность к Западу и начала искать поддержку в другом месте, как в качестве потенциального противовеса России, так и, что более важно, потому что она хочет добиться уступок от Брюсселя, увеличивая свое сближение с другими геополитическими полюсами.
Сроки подписания соглашения о стратегическом сотрудничестве с Китаем показывают, что Тбилиси намеренно повышает ставки, чтобы подтолкнуть ЕС к принятию положительного решения в конце этого года. Вместе с тем, отмечается в отчете, последствия могут быть еще более серьезными. Возможно, отмечается в документе, мы являемся свидетелями зарождения многосторонней внешней политики Грузии или, по крайней мере, первых ее попыток. Однако стратегическое сотрудничество между Китаем и Грузией не гарантирует большего или даже беспрепятственного влияния Китая в Грузии. Последний до сих пор является основным партнером США и Евросоюза. И Вашингтон, и Брюссель в той или иной степени видят в Пекине системного соперника, и это явно задевает Тбилиси. Эта геополитическая двойственность также может подорвать эффективное функционирование срединного коридора, который в настоящее время поддерживается Европейским союзом и Китаем. Их общие интересы в идеале могли бы стать основным двигателем развития трассы, но это не гарантируется.
Россия, вероятно, не будет приветствовать действия Китая, отмечается в отчете иноагента. Хотя Москва считает Южный Кавказ частью своей неоспоримой сферы влияния, Кремль стал свидетелем постепенного ослабления своей власти и престижа в регионе. Воспользовавшись озабоченностью Москвы СВО на Украине, такие державы, как Турция, Иран, а теперь и Китай, продвинулись на Южный Кавказ, чтобы заполнить образовавшийся вакуум. В результате на Южном Кавказе сформировался новый расклад, а недавнее соглашение между Китаем и Грузией еще больше усугубляет этот процесс.
Как сообщал REX, в июле Китай и Грузия приняли решение о повышении уровня двусторонних отношений до стратегического партнёрства.
Комментарии читателей (0):