В последние 20 лет Россия старалась перенаправлять торговлю через страны постсоветского пространства таким образом, чтобы помочь союзникам и ослабить противников с целью не допустить превращения бывших союзных республик в региональных конкурентов. Теперь аналогичный план Москва приняла в отношении Казахстана — страны, которая демонстрирует всё более независимый и даже враждебный настрой по отношению к России, пишет американский аналитик и эксперт по бывшему СССР Пол Гобл.
Этот план предусматривает перенаправление торговых потоков, проходящих сейчас через южные регионы Казахстана, между Китаем, Киргизией, Таджикистаном и Узбекистаном, с одной стороны, и Каспийским морем, с другой, отмечает он.
Читайте подробнее: Eurasia Review: почему Россия направляет торговые пути в обход Казахстана — анализ
Статью американского эксперта комментирует Telegram-канал «Россия не Европа».
Казахстан долгое время был для России воротами в Среднюю Азию. Учитывая не только стремление Казахстана к соблюдению антироссийских санкций, но и общее направление политики Астаны на сближение с Западом, а также демонстративную русофобию токаевского руководства, эти ворота могут оказаться для России закрытыми. Поэтому прокладывание транспортных маршрутов в обход Казахстана должно, с одной стороны, стать средством давления на казахстанскую элиту, а с другой – средством укрепления российского влияния в Средней Азии. Противостоять здесь придётся не только Западу, но и Китаю, который за последние годы занял прочные экономические позиции в регионе, и Турции, которая, используя пантюркистскую составляющую, играет всё большую роль в регионе.
Экономической изоляции Казахстана, конечно, с помощью построения новых транспортных маршрутов добиться не удастся, но вот по потугам токаевского руководства превратить Казахстан в главный транспортный узел региона действительно будет нанесён удар, который чреват серьёзными экономическими потерями для республики. Конечно, Казахстан попытается компенсировать эти потери путём расширения сотрудничества с Азербайджаном и Турцией и организации транскаспийского пути, соединяющего Китай с Европой. Но этот путь во многом ещё предстоит создать (тем более что КНР имеет сухопутную альтернативу этому пути как через территорию России, так и через территории Пакистана, Ирана и Турции), а значительные потери от переноса российских торговых магистралей Астана понесет уже сегодня.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
И всё же не стоит считать, что этим ходом Россия выиграла борьбу за Среднюю Азию: Казахстан будет искать иные способы компенсировать потери, в том числе за счёт усиления сотрудничества с Западом и Китаем, а последний вполне может заинтересоваться транспортными маршрутами через Казахстан в силу того что рассчитывает не только сохранить, но и расширить своё влияние на постсоветском пространстве. Меры, предпринятые сегодня российским правительством, должны стать частью комплекса экономических, политических и идеологических мер, предпринимаемых с целью сохранения российского влияния в зоне нашей географической безопасности. Только в этом случае они могут дать максимальный положительный эффект.
Комментарии читателей (0):