Канцлер Германии Ангела Меркель сделала заявление, ставшее мировой сенсацией: обращаясь к участникам конференции христианско-демократической молодежи, глава германского правительства объявила об «абсолютном крахе» политики мультикультурализма.
Глава правительства ФРГ заявила: «Этот мультикультуралистский подход, согласно которому мы просто живем рядом, и все довольны, полностью провалился». Канцлер Германии подчеркнула, что страна приветствует иммиграцию, но иммигранты должны учить немецкий язык и получать образование в немецких школах. Во время конференции молодежной организации Христианско-демократической партии в Потсдаме Меркель заявила, что мигранты, приезжающие на работу в Германию, должны говорить по-немецки, поскольку только в этом случае они могут стать полноценными участниками рынка труда.
"Мы не хотели бы видеть тех, кто не может сразу заговорить на немецком языке", — заявила Меркель. "В начале 1960-х наша страна пригласила иностранных рабочих в Германию, и сейчас они здесь живут, — продолжила канцлер. — Некоторое время мы сами себя обманывали и говорили себе: "Они у нас не останутся, когда-нибудь они уедут", но так не произошло. И, конечно же, наш подход состоял в мультикультурализме, в том что мы будем жить рядом и ценить друг-друга. Этот подход провалился, совершенно провалился". Судя по опросам общественного мнения, общественные деятели, выражающие опасения по поводу миграции, пользуются поддержкой. Теперь к этому лагерю, судя по всему, присоединилась и Ангела Меркель.
«В 1960-х годах власти ФРГ призвали иностранных рабочих приезжать в страну, и теперь они живут в ней. Тогда мы обманывали себя, заявляя, что они не останутся в Германии и уедут. Однако это далеко от реальности» - сказала Ангела Меркель.
Озозреватель ИА REX Сергей Сибиряков провел экспертный опрос.
Чем вызвано, по вашему мнению, обострение проблемы мигрантов в Европе? Какие новые угрозы увидели государственные деятели Европы в последние годы?
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Анатолий Вассерман – журналист и политконсультант, Одесса-Москва:
Очень разумное, на мой взгляд, заявление Ангелы Меркель. Обострение визвано, прежде всего, уже почти полувековым падением рождаемости в Европе. Оно вынуждает ввозить всё больше иностранных рабочих ради поддержания привычного образа жизни коренного населения.
Общество уже не успевает в полной мере интегрировать мигрантов. Да и не хочет интегрировать: став частью европейского общества, мигранты также захотят жить на европейском уровне и будут пренебрегать чёрной работой, ради которой их и ввозят. В конце концов скопилась критическая масса людей, осознающих своё ущемление и всё менее согласных с ним мириться.
Лев Вершинин – писатель и политолог, Испания:
Наплывом мигрантов не за "длинным евро", а за "длинным социалом". Формированием замкнутых землячеств, живущих по своим законам, подчиняющихся своим традиционным лидерам и тяготящихся чужими законами. Господствующей тенденцией "политкорректности и мультикультурализма", уравнивающей нормы цивилизации и дикость, как "равноправные проявления национальной специфики".
Михаэль Дорфман – писатель, публицист, издатель и общественный деятель, США:
Обострение «мигрантской проблемы» вызвано в первую очередь фундаментальными социально-экономическими изменениями современного западного общества. Для них больше нет места в западном обществе. Раньше эмигрант сразу шел к воротам завода и получал работу. В Европе больше нет работы для больших масс рабочих. И, разумеется, мировой экономический кризис обострил проблему, поскольку окончательно добивает европейские социал-демократические модели «государства благосостояния».
Почему, несмотря на заявление о провале попытки создания мультикультурного общества, Меркель признала необходимость иммиграции иностранцев?
Анатолий Вассерман:
Потому что экономике нужно множество активных тружеников. Если нельзя вырастить их на месте - приходится завозить. Конечно, многие производства удаётся выводить в регионы дешёвой рабочей силы. Но с услугами так поступать куда труднее. Правда, и это иной раз удаётся. Так, Индия взяла на себя основную массу секретарской работы для англоязычного мира. Но дворников, горничных, парикмахеров, сантехников надо держать под рукой: квартиру в Польшу не повезёшь.
Михаэль Дорфман:
Традиционной эмигрантской «мужской работы» в Европе больше не хватает на всех. Иммиграция нужна западному миру, однако другая. Нужны в небольшом количестве высококвалифицированные профессионалы. И еще масса неквалифицированных дешевых временных работников для ухода за стареющим населением.
Лев Вершинин:
Потому что нужны рабочие руки и хоть какое-то решение чудовищно острого демографического кризиса, а также голоса социальщиков, стабильно отдаваемые "левым", то есть, либералам и социалистам, но главное признать обратное означало бы разрушить фундамент, на котором выстроена идеология нынешних "элит". Которым в этом случае придется просто уходить. А не хочется.
Считаете ли вы, что заявления Ангелы Меркель свидетельствуют об отходе от прежней либеральной политики в иммиграционном вопросе?
Анатолий Вассерман:
Хотелось бы на это надеяться. Но полностью отказаться от мультикультурализма и перейти к ассимиляторству вряд ли удастся: ведь тогда будет куда труднее использовать мигрантов на чёрной работе.
Михаэль Дорфман:
В разных системах понятий, слово «либеральный» означает совершенно разные вещи. Германия из моноэтнического государства давно превратилась в общество эмиграции - построенное по принципу очереди– кто первым пришел, первым получает. Канцлер по сути призвала перенять модель классического общества эмиграции - США. Дискуссии об этом в Германии идут не первый год. Проблема в том, что США и сами переживают не лучший свой период.
Лев Вершинин:
Разумеется, нет.
Что могут сделать власти Европы, чтобы улучшить положение с «понаехали тут»?
Анатолий Вассерман:
Изыскивать пути поддержания если не прироста, то хотя бы стабильности численности коренного населения. Увы, в обозримом будущем такие пути не просматриваются: весь современный образ жизни нацелен на жизнь ради дня нынешнего, а не ради грядущего, и поэтому деторождение - не говоря уж о детовоспитании - рассматривается в лучшем случае как ненужная помеха.
Михаэль Дорфман:
В разговорном жанре – очень много. Ведь в Европе доминируют неолиберальные правые партии, вынужденные бороться за своего избирателя с новыми правыми антимигрантскими силами. В практическом же плане – ничего не могут. Ужесточение законов скорей всего привет к ситуации, аналогичной с США - 14-20 миллионов нелегалов и с решениями эмигрантских проблем полный хаос, выгодный, кстати, для поддержания крайне низкой стоимости труда и социальной защищенности во многих отраслях экономики. На долговременной дистанции – продолжать надеяться, что обещания свободно-рыночной глобализации сбудутся, и всем будет хорошо у себя дома. Если же нет, то проблемы будут таковы, что эмиграция сама прекратится.
Лев Вершинин:
Пока что просто болтать. Исходя из роста "антигостевых настроений" и пытаясь показать обществу, что его беспокойство понятно и учтено. Но если речь идет о реальном деле, то НЫНЕШНИЙ европейский истеблишмент не может сделать ничего.
Что придет на смену идеологии «мультикультурного общества»?
Анатолий Вассерман:
Исходя из вышеизложенных экономических причин, полагаю единственной работоспособной альтернативой мультикультурализму возрождение разработок по автоматизации чёрной работы. Увы, пока покупка сантехника в Варшаве или горничной в Джакарте обходится дешевле строительства робота, экономический стимул к таким разработкам отсутствует. Может быть, хотя бы политикам удастся принудить инженеров задуматься над новым классом задач.
Михаэль Дорфман:
Подходит к концу короткий период национализма, сменивший в Европе имперскую эпоху. Мультикультурное общество – это признание приоритета общественного над национальным. И решения будут приниматься исходя из мультикультуризма. При этом не стоит забывать, что мультикультуризм может быть не только либеральным, но и весьма радикальным. Пролетарский интернационализм, мусульманский фундаментализм (и даже гитлеровский «новый порядок», бывший, по мнению Александра Кожева, черновиком Евросоюза) - тоже феномены мультикультурные. По сути, Европа уже живет в эпоху пост-национализма, а каким он будет – Бог весть.
Лев Вершинин:
Рано или поздно, одно из двух. Или "реакция снизу" выдвинет новых лидеров, готовых осуществить жесткое, вплоть до силового, изгнание совсем уж лишних, в первую очередь агрессивных пришельцев, либо начнется резкий обвал Европы в сторону исламизации - с появлением опять-таки новых лидеров, выдвинутых уммой. В этом случае, скорее всего, нынешние "элиты" быстро начнут исламизироваться и "вливаться в струю".
Комментарии читателей (0):