Зачем Януковичу полномочия Кучмы или Украина снова президентская республика

4 октября 2010  21:57 Отправить по email
Печать

30 сентября 2010 года войдет в историю Украины в этот день Конституционный суд Украины принял решение об отмене политреформы и восстановлении действия Конституции Украины 1996 года. Историческое решение принято на основании представления 252 депутатов Партии регионов. За это решение проголосовало 17 из 18 судей Конституционного суда.

По факту президент Виктор Янукович получил полномочия президента Леонида Кучмы. Однако есть вопрос - сможет ли он эффективно воспользоваться этими полномочиями? Киевский политолог Евгений Костенко считает, что сможет, причем настолько эффективно, что когда он через 10 лет будет передавать или складывать свои полномочия, то те, которые сейчас выступают против него, будут вести себя так, как и во время 2 тура выборов Кравчука или Кучмы.

Его коллега из Харькова Дмитрий Бабаев полагает, что пока Янукович не поставил перед собой масштабных задач, которые требуют таких полномочий. По его мнению, основные стратегические решения до сих пор принимались и принимаются под давлением и под диктовку МВФ, во многом из-за того, что сама команда Партии Регионов  не имеет внятного стратегического плана развития Украины.

Еще один киевский политолог Алексей Семенихин также дает положительный ответ на этот вопрос: «Януковичу не занимать решительности и последовательности в отстаивании своих интересов. Поскольку он руководствуется старым принципом: «Что хорошо мне хорошо и Украине». Кроме того, Янукович столкнулся вплотную с реалиями, в которых единственно возможный вариант действий системные реформы: исполнительной власти, судебной системы, местного самоуправления. Соответственно Янукович был заинтересован в системе власти, которая позволит ему обеспечить эффективность в проведении этих реформ».

Директору Института массовой информации (Киев, Украина) Виктории Сюмар пока не понятно, для чего именно ему эти полномочия нужны в контексте управления государством. Стратегии нет, поэтому говорить об эффективности нет оснований.

По словам политолога из Харькова Владимира Беляминова, если бы Янукович не видел развитие политической системы в форме президентско-парламентской  республики,  вряд  ли  бы  этот вопрос так

активно  решался. «К тому  же в нынешней редакции Конституции вся полнота власти переходит к президенту, который и является гарантом прав и свобод в соответствии с Конституцией. Мы видим прецедент выстраивания четкой вертикали власти, во главе которой стоит всенародно  избираемый президент. Такая модель (может быть ее считаю излишне жесткой в плане единонаправленности принятия решений) доказала свою эффективность историческим путем. Парламентско-президентский

стиль правления в стране с переходной экономикой и незрелой демократией, такой как Украина, несет в себе больше проблем и хаоса, нежели  фактической  пользы  всем. Я думаю, что пожив неполных 6 лет с

парламентско-президентской формой правления, проявились все острые моменты и незрелость данной  модели для Украины, поэтому Янукович постарается извлечь уроки из прошлого и адаптирует

президентско-парламентскую модель для современной Украины. Сегодня стране   нужно   больше   реального хозяйственного прагматизма,  чем  заявлений  об  эфемерных «европейских ценностях и путях развития», - отметил Беляминов.

Политконструктор из Одессы Юрий Юрьев также считает, что Янукович, несомненно, сможет воспользоваться полномочиями Кучмы, раз так явно хочет, но что родится в итоге покажет жизнь. Он подчеркнул: «Как помнится, Янукович не применял полномочий против «Майдана» и даже пытался «Майдан» одобрить впоследствии. О нынешних полномочиях Януковича мечтал Ющенко, и не добился их к удовольствию желающих жить на русском языке и в союзе с Россией».

«Учитывая, что к президентству Янукович готовился долго, у него хватило терпения смирить свою гордыню и дождаться нового шанса, после выигранного и отобранного приза в 2004 году. Считаю, что он готов к тому, чтобы попытаться стать эффективным президентом и не повторить судьбу Ющенко. Если ему дадут», - прокомментировала вопрос киевский журналист Мирослава Бердник.

Александр Хохулин обратил внимание на тот факт, что прошедшие после инаугурации 7 месяцев президент целенаправленно формировал власть в виде работоспособного парламента, вразумительного правительства и сопутствующих "мелочей": «Не за горами вожделенные 300 голосов в Раде. Самое время переходить к решительным и непопулярным реформам, чтобы к концу срока мы увидели и почувствовали результат. Если время будет упущено, все эти полномочия к следующим выборам будут выглядеть рюшечками и бантиками на голом Януковиче».

Обозреватель ИА REX Сергей Сибиряков также задал экспертам вопрос о балансе в полномочиях ветвей власти, который сместился в сторону исполнительной власти. Полнота власти означает полноту ответственности. Поскольку Украина является олигополией, то можно считать, что донецкий клан принял эстафету клана днепропетровского (Кучма). Следует ли ожидать той же многовекторности во внешней политике от президента Януковича или тесные отношения с Кремлем останутся приоритетными?

Евгений Костенко:

Знаете, когда-то Иван Степанович Плющ, мой сосед по кабинету в Верховной Раде, реагируя на критику «руховцев» после избрания Леонида Даниловича Кучмы, сказал мне: «На троне не предают».

Янукович уже есть, и это подтверждают документы, а также его деятельность во время пребывания на должности премьер-министра Украины еще большего  сторонника адаптации законодательства Украины до законодательства ЕС, а тем самым и евроинтеграции, чем Ющенко и Тимошенко вместе взятые. Ведь у них это было больше на словах, благодаря тем особам, которых они назначили на соответствующие должности, отсутствие перечня своих приоритетов и обещаний, и не желания контролировать эти приоритеты и обещания.

Дмитрий Бабаев:

Многовекторность Украины неизбежна. А Кремлю, увы, сейчас нечего предложить, кроме газа.

Алексей Семенихин:

Я считал и считаю, что центр власти должен быть единственным. Любая система, имеющая несколько центров власти (или влияния), по определению малоэффективна и нежизнеспособна. О том, собственно, и говориться в басне Крылова «Лебедь, Рак и Щука». С 2005 года по настоящее время мы в полной мере могли «наслаждаться» зрелищем, а равно и последствиями когда Кабмин, президент и Верховная Рада тянули на себя одеяло власти, причем никто и ни за что не отвечал. Теперь с этим покончено. Есть президент и есть все остальные, которые либо интегрируются в президентскую вертикаль власти, либо прекратят своё существование.  

Что же касается многовекторной политики. Полагаю, что с этим уже покончено. Янукович свой выбор сделал, и ему, как никому другому ясно США не заинтересованы в Украине, Европа Украину не ждет. Следовательно, остается один путь экономическое и военно-политическое сотрудничество с супердержавой, которая может защитить свои интересы, а также интересы друзей. Ну и, разумеется, обладает мощными финансовыми ресурсами и энергоносителями.

Поэтому, не стоит удивляться тому факту, что отношения к Москвой будут приоритетом во внешней политике Украины.   Идеальный вариант если Белоруссия присоединится к этому сотрудничеству, таким образом, реализуя на деле проект «Русского Мира». 

Виктория Сюмар:

Да. Клановость очевидна. Векторность одна собственный интерес, практический подход к внешней политике.

Владимир Беляминов:

Судя  по  тем  настроениям, которые мы можем наблюдать от действий президентской  команды,  действия  нынешней  власти будут строиться на сочетании  бизнес-интересов  в  сочетании  с политическими поступками. Нельзя  сегодня  иметь  одновекторную политическую модель. Безусловно, должны быть базисные  направления, с учетом стратегических интересов страны,  но в то же  время  должны  быть и альтернативные, которые позволят  Украине  извлечь  пользу  из  ситуации.  Мы  вступаем  в  фазу  прагматичного  сочетания бизнес-интересов  и  политических целей. Однако следует понимать, что ближайший и союзник, и бизнес-стратег Украины это не ЕС, в котором и без нас достаточно  проблем,  а  Россия.  Поэтому  правильным будет предположить восстановление утраченных за 5 лет правления Ющенко экономических и политических связей с Кремлем, но уже в обновленном формате. Если кому-то хочется иначе это значит, он лукавит и желает Украине  разрухи. В таком случае всю экономику страны надо поломать, отказаться от имеющихся бизнес-связей и сырьевых потоков и строить все с  нуля.  Способно  ли нынешнее поколение выстроить экономику на голом месте?

Поэтому сегодня единственный шанс Украины остаться государством это сохранить свою экономику в интеграции с российской.

Юрий Юрьев:

Не наблюдаю я тесных отношений с Кремлём, к сожалению. Ни военного, ни культурного, ни научного, ни финансово-экономического единства не наблюдается, а именно такие отношения и принято считать «тесными», по примеру European Union, United States, и СССР. Полагаю, что следует ожидать отношений по типу Лукашенко со всеми их витиеватостями и непредсказуемостями без всяких референдумов.

Также не верю в полноту ответственности, скорее верю в «назначение крайними» и «перевод стрелок».

Мирослава Бердник:

Не следует забывать, что  понятие «донецкий клан» это придуманная для запугивания центрально- и западноукраинского электората страшилка. В ПР существует несколько ФПГ групп, противоречия между которыми могут быть больше, чем между ПР и, к примеру, некоторыми олигархами «Нашей Украины» или БЮТ. 

О том, какой будет политика президента Януковича можно спрогнозировать, наблюдая за его зарубежными визитами. Только за месяц он посетил Китай, Россию и Соединенные штаты Америки. Поэтому можно сказать, что политика президента Януковича будет взвешенной и направленной на достижение экономической независимости.

Александр Хохулин:

Многовекторность мы уже проходили. Бег на месте в сторону Запада тоже. Тесные отношения с Россией должны остаться приоритетными.

Еще один вопрос, на который ответил эксперты: как изменение статуса президента может сказаться на внутриполитической ситуации и экономике Украины?

Евгений Костенко:

Это даст ему и стране большей стабильности и возможности реализовать свое видение. И для оппозиционных сил, если б они были в Украине (а они когда-нибудь появятся),  будет возможность более четко артикулировать для власти требования той части украинского народа, которая вышла во время организованной олигархами «Морковной заварушки» не для того, чтобы поддержать их шкурные интересы, а для того, чтобы страна стала своей для большинства ее населения.

На сегодня БЮТ решил не выступать против создания регионалами коалиции в нарушение решения КСУ, против проекта Налогового кодекса Кабинета Министров Украины, против проекта Ефремова о языках, не выступил о передаче крымской недвижимости Верховной Рады Крыма, не создал обещанную Временную следственную комиссию. Согласно публикациям Черновила, по крымской недвижимости. И поэтому думается, что после местных выборов «Дружба-Фрондшафт» будет большим стабилизатором политико-экономической ситуации в стране.

Дмитрий Бабаев:

Негативно. Янукович – не Петр Первый, у него нет цели. Единоличная власть развращает, и на управлении это сказывается, увы, только в одну сторону. Вопрос лишь во времени.

Алексей Семенихин:

Самым оптимальным образом. Отныне он будет центром принятия решений не только де-факто, а и де-юре. И даже если недовольные будут пенять на «диктатуру» это не будет являться чем-то заслуживающим внимания. В конце - концов, именно при диктатурах государства прогрессировали и экономически, и политически, и социально. В отличие от так называемой «демократии», в которой процессы идут регрессивно и способны обрушить как супердержаву, так и империю. Чего, собственно, не хотелось бы. Хватит падать пора вставать с колен и, засучив рукава, работать на перспективу.

Виктория Сюмар:

Все зависит от того, как Янукович воспользуется полномочиями. Если и дальше будет «закручивание гаек» ситуация будет радикализоваться и накаляться. Если же будут проводиться реформы и соблюдаться минимальные балансы будет определенная стабилизация на несколько лет.

Владимир Беляминов:

Для окончательного выхода из кризиса нынешний статус Януковича подходит лучше. Нужна хирургическая  точность и здравый  прагматизм  в использовании  системы  вертикали власти. Думаю, это мы увидим в ближайшее время. Сегодня уже наглядный тому пример  слаженная работа системы представителей президента в регионах, система государственной власти приобрела не аморфные, а четкие очертания. Пусть кому-то это не нравится, однако для Украины в стратегической перспективе это пойдет на пользу. Экономика, особенно ее региональные сегменты, нуждаются в четком централизованном управлении, это эффективно и продуктивно для страны.

Юрий Юрьев:

Люди предпочитают стремиться жить там, где их хорошо слушают, где с ними считаются. Это принято считать «народовластием». Признаком народовластия со времён классика Монтескье является «независимость ветвей власти».

В Украине нет власти народа над судами, методом «присяжных»; в Украине нет власти народа над депутатами методом их отзыва; в Украине нет права народа на самооборону от властей и её инструментария, в Украине плохо с возможностями референдумов.

Будет ли кто-то инвестировать в «доверие к исполнительной власти» покажет практика. В СССР инвестировать не особо торопились, а по займам собственного народа задолженность присутствует до сих пор.

Мирослава Бердник:

После того, как Конституционный Суд Украины вынес решение о неконституционности закона №2222, которым вводилась политреформа 2004 года, можно сказать, что мы теперь живем  в совершенно другой стране, в другом государстве. С этого момента мы увидим тектонические изменения в политическом ландшафте Украины. Президент получил право самостоятельно назначать министров по представлению главы правительства и в любой момент самостоятельно увольнять их. Действовавшая Конституция не давала президенту права влиять на кадровые назначения парламента в правительстве, кроме инициативы назначения Радой двух министров обороны и иностранных дел. Он получил право руководить непосредственной работой правительства, издавая свои указы и распоряжения, а также отменять любые акты Кабинета министров; право самостоятельно назначать и увольнять главу Службы безопасности и без участия парламента увольнять Генпрокурора; право создавать, ликвидировать и реорганизовывать органы центральной исполнительной власти страны и т.д.  Думаю, у Януковича хватит воли на полную силу использовать полученные полномочия ему удалось за полгода в этом плане добиться того, чего Ющенко не мог добиться пять лет. Как это скажется на внутриполитической ситуации, судить пока рано, вряд ли обойдется без людей недовольных, и не только в оранжево-бело-красном лагере. Но понятно, что, несмотря на сомнительную демократичность процедуры возврата полномочий в условиях мирового экономического кризиса всегда  лучше управляемость государственного корабля и единоначалие.

Александр Хохулин:

Само по себе - никак. Статус не цель, а средство. Все остальное будет зависеть от ответа на главный первый вопрос.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в LiveJournal.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К сожалению, возможность добавить коментарий к данному материалу отключена.
Подписывайтесь на ИА REX
Поддерживаете ли Вы введение более жёстких мер по соблюдению Режима самоизоляции?
57.1% Нет
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть