Сербы юга Косово не хотят верить в предательство Белграда

Интервью бывшего главы расположенного на юге Косово муниципалитета Штрпце Звонко Михайловича
11 января 2023  01:01 Отправить по email
Печать

Новая волна антисербского террора захлестнула Косово и Метохию накануне православного Рождества 6 января. В селе Готовуша близ города Штрпце албанец открыл огонь из проезжающего мимо автомобиля по сербам, возвращающимся из леса с бадняком – ветками дубового дерева, которые в Сербии используются в рождественских обрядах. В результате стрельбы получили ранения 11-летний мальчик и 21-летний мужчина. Это вызвало волну протестов на территории всего края. В Штрпце возле здания местной администрации и дома культуры «Святой Савва» прошли демонстрации. Вокруг города были замечены значительные силы так называемой полиции Косово и KFOR (Международные силы по обеспечению мира в Косово и Метохии под командованием НАТО – ИА REX).

О том, что в настоящее время происходит в городе, ИА REX рассказал бывший председатель сербского муниципалитета Штрпце (юг Косово и Метохии) Звонко Михайлович.

Расскажите, пожалуйста, более подробно о том, что происходило в окрестности Штрпце в ночь перед Рождеством.

СМИ верно описали события в селе Готовуша в окрестности Штпце в ночь перед Рождеством. Молодые люди по традиции пошли в лес, чтобы принести обрядовое дерево – бадняк (сухие дубовые ветви – ИА REX). Один албанец, который при этом является сотрудником «Сил безопасности Косово», проезжал мимо. Оказалось, что это не было случайностью, так как до этого он также стрелял из огнестрельного оружия в сербов в другом селе в муниципалитете Штрпце. Очевидно, что в этот день он намеревался спровоцировать какой-то инцидент. В соответствии с полицейскими отчетами, у него был пистолет с 35 пулями, также в машине у него лежало несколько различных номерных знаков. Албанец стал стрелять в местных юношей в тот момент, когда они фотографировались с бадняком. Без причины. Если бы даже этому предшествовала ссора, у него все равно не было бы причин для стрельбы. Пули ранили одного молодого человека, которому 21 год, и одного 11-летнего мальчика. Только Божьей милостью они выжили. Я слышал, что молодой человек вышел из больницы и находится на домашнем лечении, а мальчик, которого зовут Стефан, должен выйти из больницы на днях. Я надеюсь, произошедшее не будет иметь для него никаких физических последствий, хотя психологическая травма останется на всю жизнь.

Преступник был арестован, он находится в предварительном заключении и против него открыто три уголовных дела. Мы подождем и посмотрим, как будет идти судебный процесс. Мы рассчитываем, что суд будет беспристрастным, и что по отношению к албанцу будут применяться такие же критерии, как и по отношению к сербскому юноше, которого албанцы ранее арестовали на Газиместане из-за футболки с надписью «Не сдаемся!» Он за эту надпись получилшесть месяцев тюрьмы. По этой логике подсудимый, который обвиняется в двух попытках убийства, должен получить 20 лет тюрьмы. Мы знаем, что этого не будет, так как албанские сепаратисты весьма пристрастно относятся к вопросам справедливости, но мы ожидаем, что в определенной степени справедливость все-таки восторжествует.

Как Вы оцениваете ситуацию в Штрпце в настоящий момент?

Что касается ситуации в Штрпце, жизнь у нас возвращается в нормальное русло. Правда, народ боится, нет уверенности в завтрашнем дне. Но я надеюсь, что впредь мир сохранится, и что подобные ситуации не будут повторяться.

Вы сказали, что стрелок-албанец, по всей видимости, не случайно стрелял по молдым сербам. Была ли это одиночная акция, или за этим инцидентом кто-то стоит?

Возможно, я не прав, но не исключено, что это была задумка одного человека, и что она не была организована структурой, в которой работает нападавший, или так называемым правительством в Приштине. С другой стороны, не исключено, что это было организованное нападение, так как в рождественскую ночь в другой части Косово, в селе Клокот, был избит молодой серб, который возвращался с литургии. Это говорит в пользу того, что речь может идти о спланированной акции. Если все закончится этими инцидентами и новых не будет, тогда мы будем рассматривать их как единичные случаи. Если в эти дни и недели ещё раз произойдет что-то подобное, тогда мы будем знать, что всё это было задумано каким-то из центров влияния.

С какой целью какой-то из „центров влияния“ мог организовать подобные нападения? Связано ли это с желанием «ускорить» подписание всеобъемлющего соглашения о нормализации отношений между Белградом и Приштиной?

Для достижения договоренности всегда нужны две стороны. Если мы будем смотреть на вещи с этой точки зрения, тогда сам по себе напрашивается вывод, что вторая сторона молчаливо согласилась на подобное, лишь бы ускорить процесс. Я не хочу в это верить. Я считаю, что здравомыслящие люди в Белграде не могли бы согласиться с такими акциями для того, чтобы получить „алиби“ для подписания окончательного соглашения с Приштиной. Это было бы преступлением против собственного народа.

Что предпримут граждане Штрпце, если нападения на сербов повторятся?

Сам факт, что сербы в Штрпце остались в своих домах, что они пережили и 1999 и 2000 год, что они пережили и 17 марта 2004 года, вернее, погром сербов в Косово и Метохии, свидетельствует о том, что народ решил остаться на своей земле. Мы не хотим уезжать отсюда и мы готовы ответить на любые вызовы. Но что мы можем сделать конкретно? Нас мало, мы живем в албанском окружении и у нас нет такого пространства для маневра, как у наших братьев на севере края, которые проживают компактно на территоррии, примыкающей к центральной Сербии.

Поэтому у нас есть всего два орудия для борьбы. Одно из них – это правда. Она на нашей стороне и мы должны пользоваться любым возможным случаем для того, чтобы рассказать и сербской и мировой общественности о том, как здесь нарушаютсяьнаши права . Второе наше орудие – это единство. Мы должны оставить в стороне все поводы для несогласия и объединиться для того, чтобы создать щит, которым мы прикроем себя и своих близких.

Во всем остальном мы расчитываем на то, что у нас есть сербское государство. У него есть и средства, и право, и обязанность защитить нас любым нужным способом. Я говорю о том, что является конституционной обязанностью сербского государства - моральной, человеческой и патриотической. Подразумевает ли это, кроме дипломатических, ещё и другие средства? Да, подразумевает. Все средства дозволительны, если нужно защищать собственный народ. Я не хочу сомневаться в этом. А то, что возникают ситуации, которые заставляют нас в этом сомневаться – это другой вопрос.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть