Российский политолог и востоковед Александр Князев пытается оспорить в суде запрет на въезд в Киргизию, где он постоянно проживает. 18 сентября в Бишкекском межрайонном суде состоялось первое заседание по иску Князева к киргизским спецслужбам. О том, как начался процесс и каковы позиции сторон, политолог рассказал корреспонденту ИА REX 22 сентября.
ИА REX: Въезд на территорию КР был запрещён Вам без всяких объяснений. Удалось ли выяснить истинные причины официальным или неофициальным путём?
- В публичном пространстве были только — сразу после того, как я не смог пересечь границу, — глупые и, в общем-то, в приличном обществе наказуемые, в жанре досужих сплетен, попытки тогдашнего председателя киргизской погранслужбы, а ныне вице-премьера по обороне и безопасности Токона Мамытова что-то прокомментировать. То ли я от придуманных им алиментов уклоняюсь, то ли уголовное дело на меня заведено. Недостойно, но таков по воспитанию киргизский действующий генералитет, да и откуда ему другому взяться...
Уже после подачи иска по запросу адвоката был ответ Госкомитета национальной безопасности (ГКНБ) КР, где за подписью зампредседателя комитета М. Тугунбаева очень коротко указывается, что информация о причинах запрета мне на въезд в Киргизию относится к государственным секретам КР. В данном письме есть лишь ссылка на абзац второй статьи 5-й Закона Киргизской Республики «Об органах национальной безопасности», который предусматривает, что информация, составляющая в соответствии с законодательством республики государственную, служебную и коммерческую тайну, разглашению не подлежит. Не подлежит разглашению также информация, затрагивающая личную жизнь, честь и достоинство граждан, ставшая известной органам национальной безопасности в процессе их служебной деятельности, за исключением случаев, предусмотренных законом. Это – абстракция. Нужна чёткая аргументация, указывающая на те или иные нарушения мною законодательства Киргизии.
18 сентября в межрайонном суде Бишкека состоялось первое слушание по моему иску к ГКНБ. Представители ГКНБ отказались предоставить документы, поясняющие, на каком основании Князеву запрещено въезжать на территорию Киргизской Республики моему адвокату. Заявив, что эта информация секретная, и предоставят они её только суду. При том, что действующим законодательством предусмотрена гласность судебных заседаний при рассмотрении дел. Даже если это какая-то информация, которая содержит тайну, они могут сделать процесс закрытым, у адвоката, как представителя заявителя, должны взять подписку о неразглашении и допустить к необходимым документам. Следующее заседание намечено на 4 октября. Судья бишкекского межрайонного суда Жыргалбек Нурунбетов, ведущий процесс, пока никак не комментирует происходящее.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
- 29.05.13 Александр Князев: «Меня обвиняют в шпионаже в пользу Ирана и Казахстана»
- 27.05.13 Успешная внешняя политика страны невозможна без её внимания к своим гражданам / Аждар Куртов
- 25.05.13 Почему глава МИД России защищает шоу-бизнес, а не политологов: мнения
- 12.05.13 Чем опасен для властей Киргизии Александр Князев? / Давид Чхартишвили
Неофициально я знаю, что одним из инициаторов закрытия мне киргизской границы был Сапар Исаков, заведующий отделом внешней политики аппарата президента КР в ранге заместителя руководителя аппарата президента КР – известный лоббист американских интересов, воспитанник фонда Сороса, один из тех, кто диктует сегодня киргизскую внешнюю политику, в отличие от Атамбаева, не управляющего ни республикой, ни какой-либо политикой. Знаю, что причастен был МИД Киргизии, где тоже, кстати, сидят такие же воспитанники и функционеры западных неправительственных структур, начиная с министра, Эрлана Абдылдаева.
- Что сделало для защиты Ваших интересов российское посольство в Бишкеке?
Ничего, мне по крайней мере, ничего об этом неизвестно. Спустя четыре месяца на свой запрос я получил ответ из консульского отдела российского посольства в Бишкеке со следующим текстом: «В отношении Вашего обращения по вопросу закрытия Вам въезда в Киргизскую Республику сообщаем, что Посольство предпринимает шаги для разрешения сложившейся ситуации. Об их результатах Вы будете информированы дополнительно. Вместе с тем, обращаем внимание на то, что закрытие въезда иностранным гражданам и лицам без гражданства на свою территорию является суверенным правом принимающего государства».
Это не ответ. В переводе с дипломатического на русский я это понимаю как абсолютное равнодушие со стороны России к правам своих граждан. Но это и не удивительно, занимаясь в рамках своей профессиональной деятельности российской политикой в регионе могу сказать, что никогда с 1991 года не было в Средней Азии, да и не только, ни российской политики, отвечавшей бы российским национальным интересам, ни, тем паче, защиты прав своих граждан.
- Если у ответчика нет аргументации против вас, как в таком случае оценить адекватность киргизских спецслужб?
- Уровень работы ГКНБ Киргизии сейчас чрезвычайно низкий. После двух «революций» 2005 и 2010 гг. было уволено много военнослужащих по политическим причинам. После 2005 года убирали всех, кто был связан с президентом Акаевым; после 2010 года — всех, кто был связан с президентом Бакиевым. В 2012-2013 гг. были уволены все военнослужащие, кто родственно или как-то по иному был связан с оппозицией, а также всех, кто происходит из южных регионов Киргизии. Независимо от политических взглядов, большинство тех, кого уволили, были профессионалами, после зачисток, к нынешнему времени, на их место пришли люди, которым Атамбаев и его окружение доверяют больше, но большинство из них не имеет специального образования, специальной подготовки, специального опыта. Ушли из-за возраста люди, учившиеся в советское время и работавшие по единым, по общим правилам, по одной системе. Вместо них приходят более молодые, но учившиеся в разных странах — России, США, Турции, Германии, Великобритании и т.д. Их учили разным методам работы, и в результате в спецслужбе нет общей системы, общих методов и правил работы. Да и сама сложившаяся в Киргизии атмосфера не располагает к тому, чтобы люди служили интересам государства и общества. О коррупции говорить не приходится: должности, звания, за всё надо платить.
Много людей, работающих на иностранные спецслужбы, в первую очередь — западные, а также арабских стран и Турции. В 2012 году, когда председателем ГКНБ был Шамиль Атаханов, на службу в ГКНБ Киргизии прибыло около 20 человек из Грузии, все они прошли подготовку в ЦРУ США, и продолжают работать в настоящее время. В частности, грузины обеспечивают работу системы СОРМ (контроль телефонной и интернет-связи), естественно, что вся эта прослушка и слежка осуществляется как в корыстных целях киргизских политиков, так и в интересах внешних кураторов. В 2011-2012 и уже в 2013 гг. было уволено очень много русских и казахов, по этническому признаку, их подозревали в том, что они работают на Россию или Казахстан. Взамен пришли этнические киргизы, обучавшиеся в Турции, Германии и других западных странах, и работающие на их спецслужбы.
За май-июнь 2013 года на должности председателя пограничной службы поменялось три человека; на должности председателя ГКНБ с начала 2013 года — три человека, на должности вице-премьер-министра по вопросам безопасности — тоже три. Резерв доверенных людей у президента Атамбаева катастрофически мал. Простой пример: упомянутый мною Токон Мамытов уже три должности поменял за этой время. О каких-то подчинённых законодательству действиях в работе ГКНБ речи вообще не идёт: всё «по понятиям».
Уровень «профессионализма» очевиден и в моём случае. Любой первокурсник юрфака знает, что в судебном процессе есть два равноправных участника: истец и ответчик, там работают люди, судя по всему, которые и слов то «процессуальная норма» никогда не слышали.
- Каковы, по Вашему мнению, перспективы процесса?
У меня с первой секунды всей этой ситуации не было даже малейших сомнений в том, что причины носят политический характер. Но даже здесь сделана глупость: легче было бы мне, находись я в Киргизии, тот же интернет отключить. А на данный момент ГКНБ КР нарушен огромный массив юридических норм: от Всеобщей декларации прав человека и собственной конституции до законов «О внешней миграции», «О правовом положении иностранных граждан в Киргизской Республике», множества двусторонних соглашений с Россией, в формате СНГ и т.д.
Аргументации у ГКНБ нет. Но в условиях Киргизии, где процесс распада государства как институции зашёл слишком далеко, не каждый заказ сверху исполняется безукоризненно. Оценивать работу суда, ещё практически не начавшегося, я бы пока не хотел. В любом случае, независимо от данной инстанции, у меня остается немалое поле для отстаивания своих прав.
- Как складывается Ваша профессиональная деятельность «в полевых условиях»?
Работа продолжается, в кругу моих профессиональных интересов достаточно много направлений, Киргизией приходится заниматься постольку, поскольку это на сегодняшний день один из главных источников нестабильности и одна из главных угроз безопасности региона. На днях вернулся с Каспия, где в Актау был одним из организаторов ежегодной, уже третьей по счёту, международной конференции «Парадигмы международного сотрудничества на Каспии». Сейчас начинаю работу по проведению в Алма-Ате международной конференции «Средний Восток и Центральная Азия в едином геополитическом пространстве» к юбилею российского востоковеда Владимира Пластуна. Начинаю работу над новой книгой, веду телевизионную программу на одном из интернет-порталов…
В Казахстане атмосфера довольно сильно отличается от киргизской – в отношении российских граждан, в отношении свободы выражения своего мнения в целом. «Киргизская демократия», как и «пророссийскость киргизского руководства» – укоренённые в общественное сознание мифологемы, нет подобных явлений в реальности. Есть в Киргизии стремительно растущий антироссийский и антирусский национализм, есть попытки искоренения всяческого инакомыслия. В Казахстане я пока с подобным не сталкивался, и чувствую себя достаточно комфортно.
Напомним, решение о запрете на въезд в Киргизскую Республику был предъявлен Александру Князеву 2 мая 2013 года при попытке пересечь казахско–киргизскую границу. С тех пор учёный проживает в Алма-Ате и пытается вернуть себе право на въезд в Киргизию. Отметим, что ряд известных учёных и политологов высказались на страницах ИА REX в защиту Князева.
Комментарии читателей (0):