Эксперт ИА REX, политолог и историк, кандидат исторических наук Лев Вершинин в статье «Веймарская Германия и Путинская Россия – есть ли сходство» комментирует доклад Центра политической информации «Немецкие ошибки либеральной интеллигенции».
«Так вот, доклад хорош. Как по мне, так даже очень хорош. Подробно пересказывать его содержания нет смысла: смысл есть читать (он не очень длинный и очень красиво написан), а детальные дайджесты представлены публике самими авторами, Алексеем Мухиным(1) и Алексеем Паниным (2). Общая же суть исследования в сравнении сегодняшней России с Германией первой четверти прошлого века и попытке определить роль, исполняемую в этом грустном сюжете г-ном Навальным, в результате чего по ходу рассуждений естественным образом возникают параллели с г-ном Гитлером. При этом никаких натяжек в тексте не просматривается. Действительно, точек соприкосновения масса. Все необходимые условия, от мирового финансового кризиса и беспредела элит до уязвлённого национального самолюбия и подспудного поиска виновных в национальном унижении, — и всё это при полной и безоглядной свободе слова, — в современной России налицо. Аналогии и политические метафоры напрашиваются сами собой, и первая из них очевидна: ровно так же, как в поздневеймарской Германии, либеральные интеллектуалы начинают пропагандировать «белую ленту» как символ протеста против «импотентной, антинародной власти», — точно так же, как национал-социалисты пропагандировали свастику в белом круге на алом фоне», - отмечает эксперт.
«Не вызывает возражений и вывод авторов. Российской либеральной интеллигенции, приискавшей себе очередного кумира на предмет слепого поклонения, следовало бы вспомнить, чем кончился всплеск восторга интеллигенции германской, — практически сразу после торжествующего заявления канцлера «А теперь вы мне не нужны». А кончился этот всплеск волной зачисток «слишком умных», — не тех, кто позволял себе в чём-то сомневаться, не говоря уж про критиковать (этих, как Фрица Герлиха, порезали сразу по приходу к власти), — но смирившихся, а то вовсе, как Эрнст Ханфштенгль, своих в доску, — поскольку ориентированный на коллективное бессознательное режим совершенно не нуждался в придурках, пытавшихся его поправлять и уточнять. Типа, нам умные не надобны, нам надобны верные. Как известно, в конце концов, — вернее, почти сразу, — очень многим столичным интеллектуалам, пестовавшим, проталкивавшим и пропагандировавшим «нашего Ади» пришлось горько пожалеть. Кому в эмиграции, кому на дому без права вякнуть, а затем и под ковровыми бомбардировками союзников. И в любом случае, с кляпом во рту, дабы не пойти путём Эриха Кнауфа, арийца безупречного, полностью принявшего реалии, честно старавшегося не высовываться, но всё-таки, по своей неизбывной интеллигенткой сути, слегка зубоскалившего в узком-узком кругу. Короче говоря, остаётся лишь повторить: красивый, умный и очень своевременный доклад ЦПИ, на мой взгляд, более чем достоин прочтения. Ибо сходство политических персонажей отражено точно», - подчёркивает эксперт
БУДЬТЕ В КУРСЕ
ИА REX: Веймарская Германия и Путинская Россия - есть ли сходство?
Марк Сандомирский, социальный психолог, кандидат медицинских наук:
Сходство Веймарской Германия и сегодняшней России очевидно, ничего существенно нового в этом доклад Центра политической информации не открыл. В нашей сумасшедшей жизни есть вещи, которые почему-то до поры до времени не замечают (или предпочитают не замечать) политологи, социологи, историки... зато не могут не заметить ПСИХИАТРЫ. Выдающийся российский психиатр В.М.Бехтерев писал, что людьми управляют коллективные рефлексы. Иными словами, как только для больших масс населения создаются определенные условия, они повинуются рефлексам. Люди начинают действовать неразумно, подчиняясь слепому животному началу, инстинкту - они просто не могут иначе. Вот почему для психиатра очевидно: массовым сознанием управляют объективные законы. И определенные исторические условия закономерно повторяются с периодичностью этак лет 70 (плюс-минус несколько). И тогда становится заметно, что начиная с 2003 года наша социальная ситуация начинает все больше напоминать... Германию образца 1933 года, с колоссальным всплеском националистических настроений и известными последствиями. До такой степени, что в ближайшие годы, по нашему мнению, это может привести к коренным изменениям российской политической системы. Правду говорят великие умы, что история повторяется дважды: первый раз как трагедия, второй - как фарс...
Главное сходство нашей сегодняшней ситуации с дебютом немецкого национал-социализма в том, что у нас, как и в Германии 30-х годов, после крушения старого государства, за прошедшие 22 года выросло новое поколение. Поколение "молодых", возмужавших в условиях крайней социальной несправедливости. В условиях дикого расслоения общества, ужасающей пропасти между нищетой и "потерянными жизнями" большинства народа и сверхбогатством малочисленной верхушки. Богатством немногих, дорвавшихся до "кормушки" и разворовавших общенародные богатства, пользуясь всеобщей анархией, слабостью и беспринципностью власти. И власти для разрядки напряженности в обществе не остается ничего иного, как "канализировать" недовольство масс. Направить его на конкретных виновников ("козлов отпущения"). Вот тут-то и срабатывают древние, первобытные инстинкты. Сбиваясь в "звериные" стаи, люди дичают, опускаясь до первобытного уровня... Повинуясь стадному инстинкту, они начинают искать "сильную руку", или "вожака", который сплотит их и возьмет на себя моральную ответственность... за то, что поведет на расправу с "врагами" - для удовлетворения инстинкта агрессии.
Совпадения бросаются в глаза - конечно, если вы здравомыслящий человек, а не пациент психиатра. Разница только в том, что немецких политиков изначально вдохновляла бредовая идея мирового господства. У нас пока речь может идти лишь о навязчивой идее "наведения порядка" внутри страны. Но это - только начало, как говорилось в памятной народу рекламе "МММ". К тому же, "их" 1933-й может совместиться с "нашим" 1937-м. И это - не досужие домыслы. Опросы общественного мнения показывают, что среди граждан (особенно мужчин) в возрасте 20-35 лет, относящих себя к "государственной нации", в центральных регионах России популярность т.н. национальной идеи (и соответственно политические предпочтения респондентов) колеблется вокруг 15% опрошенных. В регионах со смешанным этническим составом (Татарстан и пр.) этот процент доходит до 20-30. Что же говорить о пограничных областях России в регионе Кавказа, где русское население солидаризируется с этой идеей практически поголовно...
Решение проблемы в том, чтобы государство перестало стыдливо замалчивать растущую популярность "национальной идеи", не пыталось игнорировать настроения народа, а предоставляло этим настроениям цивилизованное русло для развития - в рамках правового государства. Иначе говоря, от национализма этнического, провоцирующего в обществе кризис вследствие столкновения узких интересов разных этнических групп, перейти к национализму государственному, способствующему консолидации этого самого общества вокруг идеи общегосударственного "выживания", защиты общими силами геополитических интересов России. От национального экстремизма, подталкивающего процессы дезинтеграции государства, ведущего к нагнетанию социальной напряженности, национальной вражды и разобщенности, межконфессиональной розни - к национальному процветанию, социальной и религиозной толерантности.
Говоря образно, перестать раскачивать нашу общую лодку, рыскающую зигзагами в поисках "правильного" курса (то к левому берегу прибьет... то к правому). Рискуя то потерять часть пассажиров (бегущих при первой возможности, как крысы с корабля, чтобы не быть выброшенными за борт насильно)... То посадить лодку на мель финансового и политического банкротства... А то и повторить участь "Титаника" (столкнувшись со скрытой, подводной частью националистического айсберга). Вместо подобного безответственного поведения, достойного лишь отпетых любителей экстрима... то есть экстремизма, взяться дружно за весла, чтобы общими усилиями вывести наше пусть слегка обветшавшее, но все еще жизнеспособное судно на спокойный фарватер стабильного развития.
В психотерапии известно такое явление, как вытеснение. Это означает, что некоторые подсознательные стремления отвергаются человеком на сознательном уровне. Они блокируются сознательной "цензурой" как "запрещенные", социально неприемлемые (табуируемые, по Фрейду). Иными словами, человек как бы делает вид, что некоторых явлений (как порождений его внутреннего мира, так и их объективных источников в мире внешнем) просто-напросто нет, хотя в действительности они присутствуют. Следствием подобного самообмана становится глубокий внутренний конфликт. Подсознание, которое не может смириться с тем, что его желания вытесняются, начинает "мстить" сознательной части личности. Этот бунт подсознания проявляется в разных формах, но обязательно саморазрушительных. От болезней телесных или душевных (здесь и неврозы, и депрессии, и алкоголизм, и наркомания), от агрессии внешней (антиобщественное поведение) до внутренней, вплоть до крайнего выражения самоагрессии - суицида.
Это на уровне отдельно взятой личности. Но практически, то же самое мы видим и в масштабах общества в целом, применительно к обсуждаемой теме. Игнорирование обществом "запретных" тем, вытеснение из сферы публичного обсуждения определенных социально-политических процессов - а именно, растущей популярности национальной идеи - равносильно описанному психотерапевтами вытеснению. И последствия точно так же могут выражаться в форме протеста "вытесняемой" части общества, вплоть до проявлений экстремизма. Возвращаясь к проблемам психики отдельного человека, можно говорить о том, что существует и проверенный десятилетиями рецепт ее исцеления, рецепт снятия внутреннего конфликта. Он заключается в том, чтобы снять излишнюю внутреннюю "цензуру" и признать открыто (для самого себя, по крайней мере) наличие собственных "запретных" желаний и мыслей. Тем самым - вскрыть действительный источник внутренних конфликтов и внешних проблем. Достигаемое в результате "внутреннее перемирие" способствует снятию внутренней напряженности, "сгоранию" или отреагированию отрицательных эмоций (психологическое очищение, катарсис). И дает возможность направить высвободившуюся психологическую энергию в полезное, "мирное" русло (сублимация). Вместо саморазрушения - на созидательную деятельность.
Григорий Трофимчук, политолог, первый вице-президент Центра моделирования стратегического развития:
Беловежская Россия образца 1991 года, которую мы имеем на протяжении долгих 22 лет – практически полный аналог Веймарской Германии: тот же либеральный дух после развала империи, та же потеря своих земель на ровном месте. И что самое главное: несыгранная патриотическая (в формате традиционализма) идеология в России, где национализм в чистом виде, как в Германии не пройдёт.
Однако всё это в теории. На практике, чтобы стать максимально похожей на Германию, Россия должна иметь внутри себя хотя бы одного заметного политика новой формации (ни в коем случае не бывшего чиновника), который заявит о необходимости возвращения утраченных земель. ТС, ЕАС, ЕврАзЭс, ОДКБ к такому проекту не имеют никакого отношения. Веймарская Германия тоже имела в своей недолгой истории и периоды кризисов, и выходов из них, однако всё это выглядело неубедительно, как и сегодня в РФ, так как экономика никого и никогда не возбуждает, людям всегда хочется чего-то более яркого, сильной политики в чистом виде.
Таких политиков в России сейчас нет – ни в одном идеологическом лагере, даже среди самых отъявленных националистов. Удивительные русские националисты, в отличие от немецких коллег прошлого века, даже совсем наоборот: готовы отрезать от России ещё несколько территориальных кусков (Северный Кавказ, Татарию, Якутию и т.д.). По факту, это самые нежные националисты в мире.
Поразительно, но так ведут себя только россияне, утратившие в 1991 году свои лучшие земли, а все остальные постсоветские страны открыто заявляют о претензиях на «исконные земли». И даже (как, например, Азербайджан) с помощью военной силы. Интересно себе представить, как мир отнёсся бы в России, которая попыталась бы заявить и о своём намерении возвратить себе Азербайджан и Армению силой? Кстати, Россия тоже утратила 20 процентов территории т.н. «Большой России» – ровно столько, как Грузия, как Азербайджан, но при этом сидит тихо, как мышь. И это главное доказательство её «веймарской» начинки.
Поэтому можно сказать, что Россия начнёт менять себя и поле вокруг себя, как только в ней появится внятная политическая сила, нацеленная на реальный, а не декларативный подъём с колен. В этом случае почти вся масса народов, живущих в соседних с Россией странах, потребует от своих правительств немедленной реинтеграции с новой, мощной Москвой. Тогда ситуация на постсоветском пространстве начнёт меняться сама, без всяких войн, с помощью цветов и улыбок, так как всем этим людям, надолго оторванным от русских братьев, до смерти опостылела и демократия, и олигархи, и полное отсутствие перспектив вне России. Гитлеровские точечные «аншлюсы» покажутся, на этом фоне, лёгкой исторической разминкой столетней давности, тренировкой на запасном поле.
Удивляет и настораживает аналитика, проводящая прямые параллели между Навальным и Гитлером. Авторы таких параллелей явно не понимают, что в условиях сегодняшней РФ такое сравнение – это невиданная, незаслуженная реклама объекту, лучший комплимент, который поднимает его, в глазах населения, на небывалый уровень. В 1993 году прямое, навязчивое, во всех СМИ, сравнение Жириновского с Гитлером (перед выборами в первую Госдуму) привело его к власти на много лет.
Навальный, друг всех Немцовых, Касьяновых, Каспаровых и Венедиктовых – шаблонный либерал-демократ, который не может быть не только Гитлером, но даже рядовым штурмовиком СА, вступившим туда по ошибке. Его волнуют не глобальные российские проблемы, а относительно мелкие финансовые темы типа, кто у кого украл, что лишний раз подтверждает его либеральную суть. Аналитики, которые проводят такие нелепые сравнения, пытаясь вбить эту мысль в головы сотен россиян – опасны, ведь уже сейчас многие россияне на полном серьёзе считают этого радикального демократа «националистом». И даже лезут, с пеной у рта, доказать это каждому встречному. Но в том случае если Россия действительно избавится от своей «беловежской» тени, такие как Навальный пострадают первыми, в тот же день.
«Новая Россия», конечно же, где-то глубоко внутри себя, хотела, чтобы её считали не Веймарской Германией, а тем, что за ней последовало. Казалось бы, для таких претензий есть и реальные основания: Южная Осетия, Абхазия. Но выше головы не прыгнешь. Либерально-демократическое государство органически не может претендовать на несвойственные ему функции, тем более на «аншлюсы», так как его мозгом руководит голый рынок, а не более высокие соображения, которые не оцениваются в деньгах.
Короче говоря, РФ с полным основанием можно будет сравнить с Веймарской Германией только тогда, когда она выйдет из своего текущего анабиоза. Если бы Германия не увидела Гитлера, не было бы и никакой «Веймарской» Германии, на которую он и прибил эту вывеску.
Евгений Дьяконов, финансовый аналитик:
Видимо власть действительно напугана активностью протеста. Доклад Центра политической дезинформации, а я по иному его не оцениваю, пытается свести серьезные социальные противоречия, назревшие в России к противостоянию Навального с режимом, как будто расправившись с Навальным все "само-собой рассосется".
Насчет "дезинформации" - главная в том, что причислили либералов к фашистам. Надо понимать, что система мышления одних совсем не совпадает с мышлением других. Это два разных мира, как два полюса, на которых расположены разные ЦЕННОСТИ. Для либерала ценностью является Свобода, Права, Достоинство Личности, Индивидуализм, Творчество, семейные ценности. У Фашизма противоположные ценности - Корпоративизм, Социализм, Коллективизм, Причастность к Великой Идее, к Великому Племени (создание нового человека - Арийца, - у германского нацизма), к Великому Вождю, сквозь тернии пробирающемуся к Светлому Будущему. Вот эти два противоположные полюсы, а жизнь обычных людей, как правило мечется где-то посередине, перемещаясь то к одному, то к другому полюсу.
В 30-е годы жесточайший экономический кризис потряс Германию, население влачило нищенское существование, все это усугублялось национальным унижением после Версальского Договора 1919 года, ознаменовавшего поражение Германии в Первой Мировой Войне. Простому немцу пришлось пройти национальное унижение, Германия потеряла свои земли, колонии и в этом есть некоторые аналогии с Россией. Германия, сознание которой всегда строилось на милитаризме (как и России), потеряла права иметь сильную армию. В этих условиях у немцев возник соблазн найти простые решения на сложные проблемы - идея Национал-социализма (а в России - идее Советского Прошлого, его мифов), идея племенного типа возобладала. Казалось, что если отнять у других наций богатства и отдать их Фаттерляду, то будет им счастье... Либералы, как основные идеологические противники были подвергнуты атаке, наряду с евреями, гомосексуалистами, цыганами, всем что не вписывалось в красивую картинку светлого будущего (аналогии с нынешней Россией, в которой либералов называют "либерастами", в которой развернуты гонения на геев, на евреев, на лиц иной национальности...). И это заметно по раскладу мест в парламенте Германии - каждые последующие выборы фиксировали уменьшение рядов либеральных партий и рост красно-коричневых (в нынешней России Власть просто фальсифицировала состав Думы, пропустив туда только лояльные к режиму политические силы)...
Итак, Германия качнулась в противоположную от либерального полюса направлении - в сторону племенного, фашистского. С приходом Гитлера началось смещение акцентов в пользу традициональных духовных "скреп" - начались парады с рыцарями, возрождение исконного духа арийского, исторические ремейки нормандских племен... И тут есть прямые аналогии с нынешней Россией. Нынешний российский режим пытается возродить племенное сознание, элементы крепостного права, апологет путинизма режиссер Сергей Михалков заговорил, что крепостное право это "Патриотизм, закрепленный документально...".
Авторы Доклада по фальсификации умудрились провести параллели, между коррупцией респектабельного Гинденбурга с коррупцией путинской вертикли власти... Ну это уже слишком. Во всем следует знать меру! А видишь ли, Гитлера в этой схеме подменили Навальным! Вот такая ловкая подстановка! И не важно, что Путин пока еще не встречался с Навальным, обговаривая свой Exit strategy.. О чем тут говорить? О предположениях? И в заключение, Доклад перемежает то интеллигенты, то интеллектуалы, путая карты. У нацистов были свои интеллектуалы, но у них не было интеллигентов. И это аксиома.
Юрий Юрьев, политконструктор:
Сходство есть, но не по вышеприведённым причинам. На самом деле в Веймарской Германии победила "третья сила". Она уничтожила, что лидеров штурмовиков Штрассера и Рэма, что мешавших ей коммунистов и космополитов, что ненужные ей традиции. А потом - она подчинила себе Гитлера. Года до 1942. А потом - не смогла его убрать в 1944 году. Эта сила - вермахт, военно-промышленная аристократия. Эта сила прикидывается жертвой, но на самом деле она и была рейхом, а Гитлер был нужен ей для сноса внутренних противников и в качестве громоотвода. Возможно, что Навальный похож на Ельцина не только внешне. Но и функционально. Но на самом деле он должен породить конфликт, позволяющий применить силу государства всерьёз.
Комментарии читателей (0):