В $200 млн предварительно оценивается ущерб от аварии ракеты-носителя "Протон-М", которая произошла, 2 июля, на космодроме "Байконур" в Казахстане. $80-100 млн от этой суммы составляет это стоимость услуг по запуску ракеты, остальное - стоимость самих космических аппаратов. Между тем ответственность перед третьими лицами при запуске ракеты-носителя "Протон-М" застрахована в компании "Русский страховой центр" (РСЦ) на $ 182 млн.
ИА REX: Советские ракеты не падали так часто, хотя и не были застрахованы. Может в этом деле есть чей-то интерес?
Григорий Трофимчук, политолог, первый вице-президент Центра моделирования стратегического развития:
Советские ракеты падали только на этапе отладки новой космической системы. Сегодняшние рыночные пусковики на маршала Неделина, погибшего на космодроме, похожи мало. Так же мало похожи деятели Роскосмоса на отечественных энтузиастов 30-х гг., которые жили впроголодь в дощатых бараках, но каждая неудача делала их сильнее.
Поэтому раз сейчас в стране тотальный рынок, плюс мутные страховки – значит, выход простой: ввести персональную финансовую ответственность для всех, кто отвечает за старты «Протонов» и остальных аппаратов. С них явно есть что взять. Рыночнику Медведеву такая идея придётся по душе. Упал один «Протон» – сдай личный особняк. Упал второй – отдай всё остальное.
А пока нет ни персональной ответственности, ни расстрелов, провальные пуски будут выгодны двум адресным группам: самим пусковикам, заранее страхующим свой космический мусор, и казахам, которые имеют с аварийных ситуаций хорошие дополнительные деньги. Катастрофы, получается, выгоднее. Странно, что ни бедствующая Киргизия, ни Таджикистан не предложили России организовать пусковые столы на своей территории по демпинговым ценам.
Медведев потребовал от Рогозина дать список тех, кто виноват в провальном пуске. И теперь главной интригой здесь остаётся вопрос – а включит ли Рогозин в этот список самого Медведева? Премьер и президент Медведев провёл по поводу упавших аппаратов десятки специальных совещаний, но падёж усиливается, при этом уволены практически все, кто ещё хоть что-то соображал в космических делах. Поэтому проскрипционные списки уже не работают, нужны другие идеи.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Александр Юсуповский, этнополитолог, кандидат философских наук:
Коснусь в этой связи только одного аспекта проблемы: монетаристского взгляда на мир. Впору вводить мем: "монетаризм головного мозга". Речь ведь не в стоимости понесённого ущерба. Речь о том, что бардак настолько системен, что сложные системы не могут работать без сбоев. А система работает по принципу слабого звена. А ведь, чем сложнее система, тем более высокие требования предъявляются к его элементам. Включая человеческую составляющую и моральные требования к ней. А в пустой голове у монетариста не социальная ответственность, не содержательная компетентность по профилю, а исключительно звон монет.
Компенсации, выплаты по страховке - это только одна формально-условная сторона ущерба. Меня поражает, когда вместо решения, например, экологических проблем начинают вестись разговоры не о наилучших доступных экологичных технологиях, а о повышении штрафов. Или торговле квотами на выброс парниковых газов. Кто-то получает деньги, а кто-то загрязнение окружающей среды, ущерб здоровью...Никакие прибыли от торговли квотами ведь не решают самой содержательной проблемы. Кому окажутся нужны все эти деньги, если система Глонасс будет халтурной, а спутники ненадёжными?
Поставьте "эффективного" коммерсанта монетариста во главе министерства обороны он вам распродаст под видом "непрофильных" активов даже новейшие стратегические ракеты. И будет гордиться прибылью. Не безопасностью, а прибылью. Хотя, будучи некомпетентным, откуда ему знать: какие активы профильные, а какие не очень? Поставьте монетариста на экологию. Он вам насобирает штрафов в бюджет и будет гордиться. Нет, не решением экологических проблем, а прибылью. Поставьте менеджера на науку, он отнимет все ресурсы у РАН, объявит их "непрофильными" и будет гордиться. Нет, не достижениями науки. Откуда им будет взяться? А прибылью.
И ведь поставят. Вон Медведев уже обещает из бизнеса кадрами укомплектовывать государственные структуры. Помнится, мы такое уже проходили в 90-е. Когда в руках у министров оказались через залоговые аукционы многомиллиардные активы. А экс-министры стали олигархами.
Идеальный монетарист - он как герой анекдота (возвращаюсь к теме ракет и спутников).
- Говорят, что стратегическая баллистическая ракета стоит много миллионов долларов!
- Да ну? Эх, хорошо бы было, чтобы такая ракета упала к нам на двор...
Мне лично не смешно. Когда я вижу таких героев анекдотов в Думе, правительстве и прочих властных органах. Не хочется жить в анекдоте.
Михаэль Дорфман, писатель (Нью-Йорк, США):
Еще как падали и взрывались советские ракеты. Просто вокруг была густая завеса секретности, да и средств дигитальной коммуникации таких не было, чтобы тут же в онлайн давать картинки. Мне приходилось читать американские документы и смотреть спутниковые фото многочисленных аварий и неудачных запусков на различных объектах Советской Армии. Не случайно, когда на Западе появились первые признаки аварии в Чернобыле, то западные аналитики решили, что это авария на базе ВМС СССР в Котласе, просто из-за того, что там аварийные взрывы ракет при запусках на учениях случались довольно часто.
Есть множество случаев аварий и происшествий, которые никогда не публиковались, либо не расследованы до конца. Даже в США, хвалящейся своей открытостью есть множество происшествий, так и не проясненных до конца. Завтра иду на предварительный просмотр фильма про нашумевший 17 лет назад взрыв рейса 800 компании TWA взорвавшегося сразу после взлета с крупнейшего в мире (тогда) международного аэропорта им Кеннеди. Фильм заново анализирует данные и свидетельства и подымает вопрос, была ли авария вызвана ракетой, то ли запущенной террористами, то ли военными во время учений, которые тогда проводились по соседству.
Юрий Юрьев, политконструктор: Думаю, что там нет каких-то новых видов вооружения, что портят ракеты на взлёте. Скорее - некому проанализировать способность некоторых деталей работать на высоте, существенно большей, чем уровень моря. Изменилось давление - разгерметизировалась микросхема или что-то ещё, вот и авария. Не исключено, что зарубежная элементная база изначально рассчитана и на "плановое устаревание" и на невозможность работы при давлении, отличающемся от обычного атмосферного. А собственной элементной базы нет, поскольку власти предпочитают дружить и богатеть, чем служить и отвечать.
Герман Янушевский, социолог и системный аналитик: Конечно, можно говорить просто о неких досадных технических недоработках. Но это только в единичном случае. Но, когда это происходит в определенной последовательности, неизбежно, многократно именно с той техникой, успех которой сильно подрывает монополию другого государства..... ничем другим, кроме диверсионного характера аварий, объяснить их невозможно! "Протоны" летали многократно, программы подготовки, запуска и навигации отработаны годами, техника повторилась в новых образцах многократно. И ведь, все какие-то мелочи человеческого фактора, то топлива перелили(?), то что-то недозавинтили. А, может быть пора сменить команду стартового комплекса, так, для чистоты эксперимента! Кто знает, такой важнейший стратегический и сверхсекретный объект, может быть таковым уже не является? Ведь "сгорел" уже почти МИЛЛИАРД рублей! Может быть, стоит потратить на проверку старых кадров и подготовку новых какую-то сумму. А вдруг СРАБОТАЕТ? Сталина с Берией нет!
Андрей Куприков, политолог, председатель волгоградского регионального отделения "Деловой России":
Чтобы дать версию надо быть в теме. Таких людей мало и они, обычно, не дают комментариев. Поэтому вопли либералов про отсталость России и про всё украл Путин обсуждать нет смысла. Предлагаю просто задумаемся, для кого российские аварии могут быть полезны и не усматривается ли здесь откровенного саботажа и диверсии? Или мы полностью исключаем такую возможность ? Я бы не спешил, потому как убыток и проблемы у одних, как правило, влекут прибыток и счастье у других, а если это повторяется, то надо внимательно посмотреть на того, кто этим занят и что он реально делает. Есть подозрение, что при тщательных раскопках можно найти и уши и пальцы и хвост. Конкуренцию никто не отменял, рынок космоса триллионный, купить в наше время можно почти всё и всех, а значит вместе с технарями над разбором полетов, должны усердно поработать и люди в серых костюмах, со стальным цветом глаз.
Борис Зыскин, исполнительный директор Некоммерческого партнерства Профессиональная организация «Форум экспертов», кандидат технических наук:
Я считаю, что проблемы с выводом ГЛОНАССов - это диверсия. Производится огромное количество пусков. Они почти все успешные. И только ГЛОНАССы раз за разом почему-то не выводятся на орбиту. Я считаю, что это идеальный пример технологического саботажа. Кому это выгодно - вопрос второй. Сейчас системы геопозиционирования кроме нас строят Европа и Китай. А единственная пока реально работоспособная - это GPS США. Поэтому, есть о чем подумать, что называется "компетентным органам". Вместо того, чтобы ловить престарелых профессоров на передаче неких "технологий" сорокалетней давности.
Даниэль Штайсслингер, журналист и переводчик (Израиль):
Ну при чём тут страховка? Ракета — это казённое имущество, а не частная бакалейная лавочка, и выплаты пойдут в казну, а не частному владельцу ракеты. Просто в СССР ВПК был единственным островком высокой культуры производства в океане тяп-ляпа и пофигизма, всё остальное, что делали руками, было ниже критики. А теперь и тут воцарился бардак.
Комментарии читателей (1):
Да, конечно, слово цифра происходит от средне-латинского "cifra", но сама-то эта "cifra" происходит от арабского! Да и слово "связь" звучит как-то архаично, по-язычески и уж точно не по-цивилизованному. То ли дело вот эта самая ДИГИТАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ.
Правда?
Это хорошо, что дигитальные средства коммуникации дают возможность дяде Мише время от времени посещать нас из своей Цивилизации и знакомить нас с её достижениями.
Очень хорошо.
Признаюсь, правда, у меня иногда новые слова Цивилизации вроде этого "дигитальные" вызывают неясные непристойные ассоциации. Но я работаю над этим и скоро смогу свободно читать цивилизованные тексты без хихиканья.
Спасибо, дядя Миша.