Сегодня перед Индией стоят две проблемы — распределение ресурсов между населением и обеспечение индийской экономики энергоресурсами. Об этом заявил научный сотрудник Центра по изучению проблем народонаселения Экономического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова, научный сотрудник Лаборатории географии мирового развития Института географии РАН Руслан Дмитриев 21 июня в Москве в ходе видеомоста Москва — Дели на тему «Восток — Запад: демографические проблемы. Прогнозы и комментарии», сообщает корреспондент ИА REX.
«В 2011 году в Индии прошла перепись населения, она проходит каждые 10 лет, и население Индии — 1 млрд. 200 млн. человек — заставляет задуматься о многом. В первую очередь, это проблема распределения ресурсов среди такого большого количества людей. Индия менее, чем РФ, обеспечена топливными ресурсами, и стоит отметить две проблемы. Первая — обеспечение населения продовольствием в условиях достаточно значительной экономической и социальной сегрегации населения. Второе — обеспечение развивающейся экономики страны энергоресурсами. Страна не богата нефтью и газом, но запас угля значительный», — сказал Дмитриев. Он также сообщил о данных, согласно которым, в 2050 году в Индии не останется ни одного человека за чертой бедности: "В перспективе при увеличении численности населения Индии — а, как мы знаем по прогнозу ООН, к 2028 году Индия выйдет на первое место по показателю численности населения — обеспечение ресурсами такого населения является серьёзным. Ещё одно — это проблема бедности в Индии. На протяжении длительного времени, несмотря на значительные усилия правительства, показатель бедности хоть и снижается, но медленными темпами.
ИА REX: Действительно у Индии основные проблемы — распределение ресурсов между населением и обеспечение индийской экономики энергоресурсами? Способна ли Индия решить эти проблемы?
Александр Собянин, политолог, руководитель службы стратегического планирования Ассоциации приграничного сотрудничества:
Как востоковед-индолог, написавший немало статей по Индии, Пакистану и индийско-китайским и индийско-пакистанским и индийско-американским отношениям, могу твердо сказать - ничего подобного не случится. Никакой демографической катастрофы, к 2028-му, к 2025-му (по наиболее авторитетным прогнозам, как, например, у С.П.Капицы, скорее 2025-й год) или к 2030-му не состоится. Не случится там и взрыва проблем между религиями, которые бы угрожали самой целостности Индии как государства, хотя сами жесткие и кровавые столкновения между мусульманской, индуистской, сикхской общинами неизбежны. Не будет там политических схваток, которые бы всерьез угрожали целостности Индии, хотя сами схватки между крайне агрессивными в Индии правыми партиями и не менее решительными крайне левыми партиями и движениями также неизбежны.
Индия вступила на путь глубоких капиталистических реформ больше, чем на десятилетие позже Китая, также закономерно и серьезное отставание от Китая в экономическом росте. Вдобавок кастово-сословная структура индийского общества вообще не позволяет по-настоящему радикальных и решительных изменений. Но это и хорошо для Индии и индийцев.
Ключевое же преимущество Индии как раз и заключается в ее нынешней отсталости - прежде всего в военном отношении, что предопределяет умеренность военно-политических амбиций. Согласно нашему с представителем российской Ассоциации приграничного сотрудничества в Казахстане Маратом Шибутовым концептуального взгляда на 3-ю мировую войну ("Геополитика рафтинга", https://iarex.ru/articles/4113.html) основные театры военных действий в 3-й мировой войне будут на территории бывшего СССР и на нескольких европейских ТВД. А Индия "опоздает" на большую Войну. Так что, оставшись в стороне от самых тяжелых битв и неизбежных человеческих и экономических потерь, Индия достаточно быстро встанет вровень с Китаем и большим Русско-Евразийским Союзом.
Михаэль Дорфман, писатель (Нью-Йорк, США):
Пока Индия является лидером в сфере расходов на вооружение, в то время как там живет больше половины нищих людей всех планеты, то, разумеется, она не сможет справиться со своими проблемами. Десятилетия после обретения независимости влияние Индии было подорвано хроническими экономическими трудностями. Эта страна попросту не имела средств для поддержания наследия колониальных времён в бассейне Индийского океана, Юго-Восточной Азии и Персидском заливе. Роль Индии в обеспечении региональной безопасности была оставлена на долгое время. Индия не смогла воспрепятствовать китайской оккупации Тибета и росту влияния Китая в Юго-восточной Азии и Бирме. Ничего не смогла поделать и против советского вторжения в Афганистан или союза Пакистана с США и КНР.
С начала 90-х годов, когда начался беспрецедентный экономический рост Индии, от которого мало что выиграли местные бедняки, но роль этого государства в мире начала расти, а отношения с великими державами стали улучшаться. Индия начала возвращать утраченные после обретения независимости стратегические позиции в бассейне Индийского океана, включая страны Персидского залива и Юго-Восточной Азии. Рост экономических показателей Индии до 7-8% в год даёт возможность элитам этой страны вести более энергичную региональную дипломатию. Индия без усилий способна выделить 2-3% Национального валового продукта на военное строительство и модернизацию своей огромной армии. Как раз столько, сколько выделяла Британская империя! В последнее десятилетие в Индии заговорили о «нео-керзонианизме». Тот самый лорд Джордж Керзон, запомнившийся российским читателям больше кукишем на спичечной этикетке и вошедший в пословицы «Наш ответ Керзону». Линия Керзона, которой показывали кукиш герои Ильфа и Петрова, стала основой современной польской границы. Лорд Керзон был многолетним вице-королём Индии на переломе XIX-XX веков. Керзон во многом определил стратегические задачи Индии, которым она следует, по сей день.
«Неокерзонская» логика определяет и политику «неприсоединения», которая на деле состоит в том, что Индия сотрудничает на многих направлениях и со всеми значительными мировыми игроками. Неокерзонизм заключается в стремлении к влиянию по всему бассейну Индийского океана, от Восточного Средиземноморья и Восточной Африки и до Тихоокеанской Азии. Такая политика предусматривает возрождение коммерческой кооперации (учитывая, что индийцы вели там торговлю много веков подряд), создание институциональных, политических и экономических связей в соседних регионах, приобретение доступа к энергетическим ресурсам, достижение многонациональных оборонных соглашений и контрактов.
Лев Вершинин, политолог и историк, кандидат исторических наук:
Оказывается в Индии, как и в России тоже есть проблемы с подрывной деятельностью американских неправительственных организаций на её территории. Недавно я посетил с дочерью Париж, чтобы ознакомить её с достопримечательностями французской столицы. М-р Сатвал Сингх, мой сосед по парижскому пансиону, как и я, привезший в Париж дочь, - вернее, двух, - оказался не только активистом правозащитного движения в Индии, но и очень интересным собеседником, резко настроенным против властей, по его мнению, "стремящихся установить в Индии тиранию по русскому образцу вместо настоящей демократии". Человек, в целом, весьма милый и очень интеллигентный, он симпатизировал СССР, а вот РФ, недолюбливает. А особенно, г-на Путина, из-за которого, по его словам, ему лично и благополучию его семьи угрожают серьезные неприятности. На эту тему мы много говорили в ходе совместной поездки в Версаль, и детали выяснились столь интересные, что я по вечерам начал копать информацию. Начав с уже довольно старой статьи, на которую для начала и ссылаюсь...
Оказывается, дорогие читатели, Индия бурлит. Уже года три как широкие круги тамошней "прогрессивной общественности" организуют массовые, с битьем витрин и стычками с полицией выступления против строительства АЭС вдоль береговой линии полуострова Индостан. Требуют "отменить или хотя бы заморозить" всё, но если проекты «Jaitapur» в Махараштре, «Mithi Virdi» в Гуджарате и некоторые другие, в основном, лениво пикетировали (15 центов в час за 8 часов стояния с плакатом), то масштабному проекту «Kudankulam» в Тамилнаду объявили форменную войну, с баррикадами, кровью (к счастью, без "двухсотых") и "коктейлем Молотова" (85 центов в час за участие). При этом, по мнению м-ра Сингха, - одного из мелких "менеджеров экологических акций", - в разгоне демонстраций власти проявляют "преступную жестокость, граничащую с тем ужасом, что происходит в Москве".
Ситуация обострилась настолько, что в 2012-м с пояснениями вынужден был выступить сам премьер-министр, Манмохан Сингх, и его заявление оказалось сенсацией высшего ранга: глава правительства, не смягчая формулировок, ясно дал понять, что именно «Kudankulam» является главной целью "широко разветвленного заговора". И не просто так, а с подоплекой. Вслух о таком официально, конечно, не говорят, но дело в том, что этот проект, - очень выгодный для страны, - реализуется с помощью и при участии России. Что ни с какой стороны не устраивает Запад, в первую очередь, США, ранее требовавшие прекратить индийско-российское ядерное сотрудничество, предлагая взамен свое "самое широкое участие", - и эти предложения более чем устраивают лидеров протеста, ибо, как пояснил м-р Сингх, "русские атомные устройства угрожают Индии огромной опасностью, но американские - самые лучшие и абсолютно надежные".
На мягкие предложения по дипломатическим и прочим каналам Дели ответил отказом, - и вот после этого-то все и началось. А во главе протеста, организуя его, направляя и медленно, но верно наполняя политическим содержанием, оказалась Indian Social Action Forum (INSAF), самая крупная и влиятельная в Индии сеть НКО, объединяющая более 700 некоммерческих организаций во всех штатах страны, делающих всякие полезные дела типа защиты прав «отсталых» меньшинств, экологические проблемы, борьба с религиозным фундаментализмом всякого рода, эмансипация «низших каст» и прочее. Для Индии такие направления в этом роде весьма актуальны, так что уже лет с полста официальный Дели всячески поощрял активность неравнодушных общественников и не имел ничего против финансовой поддержки, получаемой энтузиастами из-за кордона.
А поддержка реально велика: 99% НКО Индии живут по факту исключительно за счет доброго дяди. Только в отчете за 2010/11 финансовый год (более свежие данные пока недоступны) ДВАДЦАТЬ ДВЕ ТЫСЯЧИ организаций в Индии получили более двух миллиардов долларов, в том числе, от самых монстров из США (American Jewish World Service, Global Greengrants Fund, Compassion International, The Bill and Melinda Gates Foundation, American India Foundation, The Asia Foundation, East Meets West Foundation, IIT Bombay Heritage Fund и Indians for Collective Action) 650 миллионов. Остальное переслали фонды американо-британские, британо-американские, германские и "транснациональные" (с учредителем в США). А законодательной основой получения грантов является "Акт о регулировании иностранного финансирования" ака FCRA, принятый парламентом Индии еще в 1976-м.
История у этого документа, надо сказать, интересная и даже трагическая. Когда-то в Индии ничего подобного не было, любая «благотворительная» помощь из-за рубежа по определению считалась добром, а добро не контролируется. Однако с 1971 (война с Пакистаном и появление Бангладеш) начались неприятности: ряд западных фондов был пойман на откровенно разведывательной деятельности, а некоторые «культурно-просветительские» программы на поверку оказались сепаратистской агитации в некоторых сложных штатах вроде Ассама, Пенджаба и Тамилнаду.
Короче говоря, «люди добрые» (не все, но некоторые) оказались обычными солдатами Холодной войны, - и многие были высланы, а парламент Индии принял закон, согласно которому, - главное, - любая помощь НКО из-за кордона должна быть использована «в религиозных или благотворительных целях», «расходовать 85% своего дохода на объекты и проекты самой организации» и «использовать все средства на цели общественного развития». И никакой политики.
Зная все это, не приходится удивляться тому, что заявление премьер-министра (The Indian prime minister has blamed US non-governmental organisations for the delay in commissioning the Koodankulam nuclear plant in Tamil Nadu state...) произвело эффект, сравнимый с Хиросимой. Естественно, "независимая" пресса (обильно спонсируемая теми же НКО) мгновенно возмутилась, но паламентарии, получив на руки т.н. "Зеленую тетрадь" с материалами, одобрили предложенные правительством поправки к Акту 1976 года. Причем, одобрили не просто, но абсолютным большинством всех фракций в обеих палатах, - что случается крайне редко, и по мнению ведущих специалистов по Индии может означать одно: доказательства "прямой угрозы государственной безопасности", собранные спецслужбами, были столь убойны, что убедили всех, и красных, и белых, и серо-буро-малиновых, вплоть до тех, кто сперва пытался возражать.
Самое смешное, что поправки эти, как таковые, предельно легки в исполнении. Отныне, - Поправка № 3, - организациям, так или иначе занимающимся политической деятельностью не просто категорически запрещено получать финансирование из-за рубежа (это было и раньше), но и перекрыты возможности находить лазейки: согласно ст. 17, НКО по-прежнему могут иметь сколько угодно счетов, но только один из них - для получения "благотворительной помощи", а в соответствии со ст. 12, заявки на получение грантов, ранее никак не контролировавшиеся, теперь должны проходить особую комиссию.
Казалось бы, ничего страшного. Однако уже в начале мая приток "благотворительных" поступлений на счета индийских правозащитников иссяк. Не вовсе, но считать жалкие 786 долларов деньгами, - именно столько получила организация, в которой трудится м-р Сингх, вместо обычных 73 тысяч "месячных", - согласитесь, сложновато. И тотчас, словно по взмаху волшебной палочки, прекратились многотысячные марши и митинги, их участники невесть куда рассеялись, а "ведущие правозащитники" Индии, - прямое руководство моего знакомца, - жалобно завопили о "беспрецедентной кампании репрессий", призывая всех людей доброй воли обратить внимание на "признаки зарождения в Индии диктатуры".
В общем, скажу я вам, дорогие мои, тренд налицо. Добрые дяди лезут во все дырки, добиваясь своего всеми правдами и неправдами, а правительства подвергаемых благодеяниям стран брыкаются, пытаясь хоть как-то взять это дело под контроль. И, наверное, правы. Иметь на собственном дворе десятки, сотни, а то и, - как в Индии, - тысячи ядовитых троянских пони мало кому приятно. Сами США, у себя, таких, как известно, холостят на корню. А вот всех остальных, чуть что, топчут от души, в пыль и в прах. Естественно, под предлогами «защиты демократии и гражданского общества». И тут уж не дай Бог прогнуться.
Хотя, конечно, м-ра Сатвала Сингха, приятного дядьку, жаль. Если все так пойдет и дальше, его худшие опасения сбудутся, и двум его девочкам не удастся в следующем году посмотреть Италию. И девочки будут огорчены. Сам отец, я понимаю, что он в борьбе за это не остановится ни перед чем...
Юрий Юрьев, политконструктор:
У Индии гораздо больше проблем. К примеру, арабы своеобразно воспринимают индийцев. Потому, что англичане, когда резали Ближний Восток и создавали Ирак, во всех колониях поставили массу индийских администраторов и требовали от таковых жёсткости. Весь Ближний Восток, включая Пакистан, - в поколениях недолюбливает индийцев и заодно Индию, причём эта нелюбовь очень сильна. А сверху нависает Китай, которому не меньше Индии нужны деньги и ресурсы. А внутри царит буддизм, что своеобразно относится к нравственности и морали. А традиции сложно назвать санитарными, и микробам всё равно, сколько жертв перед ними, десяток или миллиард. В общем - у Индии проблем больше, чем принято считать. И рост населения - проблема наименьшая, поскольку именно население и создаёт прогресс и цивилизацию.
Комментарии читателей (0):