Эксперт ИА REX, политолог и историк, кандидат исторических наук Лев Вершинин предлагает обсудить новации в обучении российских школьников математике. «Это непересказуемо. «Есть такая женщина, Анна Витальевна Белошистая. В Лабиринте — 94 книжки ее авторства. На Озоне — 108. Это просто первые две ссылки в Яндексе. Книжки — от "развивающей литературы" для дошкольников и их родителей, до методичек к учебникам по математике и "тренажеров для решения задач". То есть — это литература, официально допущенная в школах. По ней учится началка, ага. Я приду домой — проверю все учебники и рабочие тетради у обоих детей. Так вот, госпожа Белошистая уверена, что множители в решении задачи должны стоять одним-единственным правильным способом. Если их поменять местами — все неверно, все», - пишет блогер asaratov. То есть, мозгами-то все все понимаю, а вот связно выразить не могу», - отмечает эксперт.
ИА REX: Можно ли так учить математике в школе?
Александр Тимофеев, политолог-востоковед, руководитель аналитического отдела газеты "Служу Отечеству":
Говоря о новаторских методах обучения математике, предложенных профессором Белошистой (да и не ею одной), стоит отметить, что они не такие уж и новаторские, а содержащееся в них рациональное зерно оказалось практически невидимым в связи с бездумным практическим воплощением. Собственно, это новаторство – возврат к программе по математике, разработанной в 1931-1935 гг. Ее отличало введение строгой системы в расположении учебного материала, точно очерченный круг знаний, умений и навыков, равномерное распределение учебного материала по годам обучения. При этом меньше значения придавалось сознательному восприятию способов решения этих задач. Многие из них решались по заучиваемым формулам, с помощью громоздких и во многом искусственных приемов. В частности, применительно к широко обсуждаемым в интернете задачам из учебника Белошистой, можно привести пример из «Методики преподавания арифметики. Для учителей начальной школы и студентов педтехникумов», авторы И.Н.Кавун, Н.С.Попова, издана Государственным педагогическим институтом им. Герцена в 1934 году:
БУДЬТЕ В КУРСЕ
«При записи умножения необходимо следить за тем, чтобы учащиеся ставили множимое на первом месте, а множитель на втором. Другими словами, необходимо добиться, чтобы учащиеся ясно различали множимое и множитель». Для того, чтобы учащиеся четко определяли множимое и множитель, предлагалось писать: «5 коп. х 3 = 15 коп», а читать: «по 5 копеек взять 3 раза, получится 15 копеек». Разумеется, это не отменяло переместительный закон, который изучался позднее, но он воспринимался уже как упрощенный метод решения.
Такой способ обучения способствовал развитию шаблонного мышления, закладывал стереотипы восприятия во всех областях, не только в математике. Если человек с детства приучается к тому, чтобы думать и действовать по установленному шаблону, им легко управлять, он не будет задавать вопросов «почему именно так, а не иначе». Почему учение Ленина верно? – Потому, что оно всесильно.
Такой подход закладывает четкое понимание логики расчета, но практическое применение методики, построенной на данном подходе, убивает способность развития абстрактного мышления. Проблема, собственно, не в методике, а в том, как ее используют. При наличии разных вариантов решения нельзя считать единственно верным только тот, который указан в методичке. Если ребенок уже знаком с коммутативностью, он не станет обращать внимание на то, какую цифру ставить первой, и будет за это наказан плохой оценкой – то есть, наказан за то, что знает больше, ему положено знать в его возрасте, по мнению методистов и преподавателей. Это то же самое, что заставлять бегло читающего первоклассника читать по слогам, потому что так написано в методичке.
К чему все это может привести? Боюсь, ни к чему хорошему. Одни дети с малых лет приучатся к «двойным стандартам» и будут писать в школе то, что от них требуют, а думать совсем другое, перенося впоследствии этот подход и на другие сферы. Другие приучатся действовать и думать строго по шаблону, и таких будет намного больше, поскольку в старших классах предстоит еще и подготовка к ЕГЭ, которая в ее нынешнем виде тоже очень похожа на механическую схему. В результате, мы вернемся к тому самому образу мышления, от которого не так давно начали избавляться. Нынешнее состояние образования вызывает беспокойство – беспокойство за будущее состояние общества.
Александр Собянин, политолог, руководитель службы стратегического планирования Ассоциации приграничного сотрудничества:
Не знаю, корректно ли публично обращаться к человеку, с которым глубокое взаимопонимание, но тема важна. Лев Рэмович, я на ИА REX однажды позволил себе несколько выйти за рамки (ниже - о Путинской команде и почему надо помогать Путину и путинцам). Но вот тут по двум данным Л.Р.Вершининым образцам СОЗНАТЕЛЬНОЙ войны против нашего народа через школьную бредятину и через квази-психологию (я с психологами работаю даже не с 1999 года, когда моя группа начала поход за новую Большую страну, а со студенческих востоковедных времен - наши психологи в основной массе отличные люди, а это - обсессивно-компульсивная навязчивая бредятина - не ошибка, но трансляция через русскую науку уничтожающих русских людей чуждых психических кодов).
Лев Рэмович! У нас как в 1906-1917 гг., или в 1930-х гг., реальных живых и направленных против России и против многонационального лучшего на свете Русского народа процессов - намного больше, и они не пиар, а реальность. Но к победе ведут лишь процессы при этом вражеском натиске тихие, здоровые, спокойные. И та же младшая и средняя русская школа - на целый порядок здоровее моралью и выше уровнем, чем гадство, транслируемое на нашу школу нашим же Российским министерством образования.
Я даже не беру тупое лоббирование вредных учебников, изданных близкими министру или смогшими к нему приблизиться "авторскими коллективами" (тот же Привалов в "Эксперте" просто не оставил пространства для дополнительного обличения этой супер скользскости Ливанова-сотоварищи). Говорю о том, что плохого и вредного - вплоть до начала Войны будет гораздо больше. Но нам людям упёртым важнее не то, что на виду и в бабле и "силе проявленной", но то, что потом нашу страну и наш народ приведет к победе.
До того, как мы победим врага - мы должны навести порядок в собственной стране, через Служилое сословие эпохи Путина и через комиссаров Народного контроля. Но никаких побед не будет, если мы всех этих обсессивно-компульсивных осознанных или используемых втёмную врагов не поставим к позорной стенке.
Родину любить и уважать родителей тяжело - даже если ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТЕЛЕКАНАЛЫ И СМИ говорят обратное, поливая грязью советское прошлое - это никакие враги, а именно сейчас сидящие на высших постах государственной власти РФ (в упреждение - дальше будет больше, но и Сердюков, и Скрынникова, и казнокрады Минрегионразвития - к "белоленточным рукопожатым" или "спонсируемым Госдепом НКО" не имеют отношения - это властная вертикаль РФ, а ведь дальше мы увидим такое же казнокрадство в РЖД, в Олимпстрое, прямо враждебные интересам Российского атомпрома решения Росатома и др.).
Наш народ - здоровый на голову народ, и сохранивший мораль и представления "что такое хорошо и что такое плохо". Потому что народ у нас внимательный и дисциплинированный. Смотрит на нашу нынешнюю, прости господи, "элиту":
- на казнокрадов и воров среди федеральных и региональных чиновников;
- на наглый цинизм госчиновников всех уровней, депутатов Госдумы, сенаторов Совета Федерации, которые выводят бесчестно наворованные деньги на Запад, отправляют своих детей на Запад, покупают там недвижимость и бизнес активы и всячески усиливают выдавливание бабла из нашего народа;
- на занимающихся модерацией бизнес-конфликтов, а то и прямым крышеванием бизнеса, силовиков;
- на пропаганду аморальности, культа потребления, "победы бабла над злом" в государственных центральных телеканалах;
- на закрытие глаз командования и начальству к неуставному насилию в армии, войсках МВД, тюрьмах и колониях ФСИН;
- на попрание закона и понятий морали при сдирании шкуры живьем с людей через кратные повышения на пустом месте тарифов на ЖКХ и других видов "узаконенного отъема денег" у населения;
- на неуважение государственной пропагандой и государственными чиновниками честного труда рабочих, крестьян, инженеров, учителей, врачей, т.е. на основную часть населения Российской Федерации;
- на умелое поддержание "управляемого градуса национализма" и межнациональной конфликтности, как на Северном Кавказе, так и в крупных городах-миллионниках России, а в последние годы уже и в малых и средних городах РФ;
- на воспевание мега-распила нанобабла в Роснанотехе и Фонде "Сколково" при удушении реальной машиностроительной и тяжелой индустрии и вообще традиционной индустрии, кроме добычи сырья для экспорта на Запад и на Восток.
Можно продолжать и дальше. Всё правда. Народ так и понимает - нам власть показывает пример. Так что будем верить решению Владимира Путина вернуть Справедливость и Правду в общество. Иначе список выше станет не тяжелым приговором 1990-2000-м годам, а эпитафией почившей Российской Федерации. И чем можем, тем поможем Путину и путинцам - в политике, журналистике, в аналитике, в общественной деятельности.
Роман Лискин, журналист:
Нужно силовым методом предпринимать какие-то меры. Этот материал, возможно, зубрят наши дети, принимают глупую иррациональность над рациональным. Математика, в подростковым периоде закладывает фундамент, который влияет на формирование мнемоники, которая формирует методы последующих принятие решений. Крикнешь - " Даша не стреляй " и получишь дробью в лоб от собственного ребенка, который вернулся домой с "двойкой" и схватил твое любимое охотничье ружье....Пример примитивный, но информативный.
Комментарии читателей (6):
Ну что за бредятину вы пишете... Детей оболванивают?! Ахахахах! Обернитесь в фольгу и уйдите в леса, ей-богу! Я вас удивлю, но нас начали оболванивать ещё раньше (вас наверное тоже)!
Мне сначала говорили (и вам должны были), что на ноль (или нуль?!) делить нельзя, а потом сказали, что на самом деле можно. Но правила, которые мне дали в начальных классах шаблонизировали меня я на ноль делить немогу, вот так оболванили меня.
В нашей школе говорили первоОбразная, а в соседней первообрАзная, мы все страдали от двойственных стандартов и плохо понимали друг друга.
В институте преподаватель выгонял с занятия тех, кто называл предел лимитом или говорил лим (lim). Ах, он негодяй шаблонизировал нас!
А ещё помню, что корня из отрицательного числа не бывает, ой, бывает, из мнимой единицы.
А ещё параллельные прямые не пересекаются, ой, пересекаются в геометрии Лобачевского.
Караул?
Скажите лучше, реально на Востоке ничего не происходит, если политолог-востоковед обсуждает фотографию из блога?
Вот решите-ка задачку "Девочка плывёт по бассейну со скоростью 1,2км/ч. Длина бассейна 20м. Через какое время девочка доплывёт до конца бассейна?". Какой ответ? Математик никогда не решит эту задачу. В точных науках важней всего правильная постановка задачи, а про девочку и бассейн многое не ясно.
А этой статье вопрос такой: "Можно ли ТАК учить математике в школе?". А так это как? Так, что Вершинин умом понять не может или так, что это "непересказуемо". Вот из-за таких неточностей в подаче и возникают хаос, войны и комментарии про "казнокрадов и воров среди федеральных и региональных чиновников".
И всё же победил сегодня Лискин. Связать правило постановки чисел с дробовиком в руках Даши мог только журналист. Я вам подскажу, Лискин, напишите в прокуратуру и ФСБ заявление, что нужно проверить учение А.В.Белошистой на экстремизм. И туда же ваш примитивный информативный пример впишите.
Если политолог-востоковед берется обсуждать вопросы образования, то только потому, что ему есть что сказать. Проблемы образования довольно тесно связаны с проблемами политики и национальной безопасности, поскольку будущее страны зависит от того, какими вырастут нынешние школьники. Проблема, подобная этой, стоит не только в России, но и в том же Китае, где число самоубийств выпускников школ, неудачно сдавших экзамены или просто "перегоревших", зашкаливает. В странах Азии есть весьма показательный пример: те, кто учился "по шаблону" и на "отлично" в большинстве случаев находят хорошую работу, но нередко их работодателями становятся те, кто учился на "тройки" - они способны мыслить нестандартно и за счет этого создают новые направления бизнеса.
Что же касается событий на Востоке - их много, но, в отличие от Ближнего Востока, проблемы АТР менее заметны. Там - бомба "замедленного действия". И она не останется без нашего внимания.
Ещё раз отмечу, что вы единственный, кто пытался разобраться в вопросе, хотя явно преувеличиваете его влияние на рост числа самоубийств.
P.S. "Если ребенок уже знаком с коммутативностью, он не станет обращать внимание на то, какую цифру ставить первой..." - это ваши слова. А вот вы знаете на каком этапе детям дают такую задачу? Когда они уже знакомы с комутативностью или нет?