В период с 1996 по 2004 год выборы глав субъектов проводились несинхронно. Об этом заявил член Совета по развитию гражданского общества и правам человека при президенте РФ, сопредседатель Ассоциации по защите избирательных прав «Гражданский контроль» Александр Брод 27 мая в Москве в ходе международной конференции «Главы субъектов Федерации: назначение или выборы. Российский и мировой опыт», сообщает корреспондент ИА REX. «Мы уже начали выезды в регионы, встречи с руководителями избиркомов, и мы надеемся, что в сентябре будет работать информационный центр, а в дни тишины наши представители в регионах будут наблюдать, отвечать на проблемные вопросы. Напомню, впервые выборы глав субъектов были проведены в июне 1991 года в Москве. Ситуация изменилась в 1996 году, когда Конституционный суд рассматривал дело главы Алтайского края. С 1996 по 2004 год выборы глав регионов проводились во всех регионах с периодичностью в 4-5 лет. Выборы проходили несинхронно», — сказал он.
Специалист отметил, что президент РФ Владимир Путин подписал указ о возможности регионов отказаться от всеобщих выборов глав субъектов: «В сентябре 2004 года президент РФ Владимир Путин выступил с инициативой изменения наделения полномочиями глав субъектов. В 2012 году по инициативе президента Дмитрия Медведева было возвращено правило выборов субъектов. Президент Путин подписал указ о возможности регионов отказываться от всеобщих выборов глав субъектов». Напомним, прямые выборы — это избирательная система, при которой избиратели прямо и непосредственно избирают депутатов в представительные органы власти. В отличие от косвенных многостепенных выборов, прямые выборы — наиболее демократический способ формирования представительских учреждений, эффективно выражающий волю избирателей и дающий возможность осуществлять право отзыва депутатов, не оправдавших их доверия.
Эксперт ИА REX, политолог, первый вице-президент Центра моделирования стратегического развития Григорий Трофимчук прокомментировал агентству эту информацию.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Все лимиты на смену схемы выборов глав субъектов РФ – исчерпаны. Их выбирали уже по-всякому, то вводя одну модель, то от неё отказываясь, то рекламируя снова как наиболее передовую. Пробовали то по кривой модели, то по косой. Губернаторов выбирало население, выбирали местные депутаты, их назначал сам президент. Заметного прогресса по подъёму российских регионов с колен эти алгоритмы не принесли, как не выявили они и авторитетных местных руководителей, доверие к которым падало с каждой новой реформой.
В итоге всем стало ясно, что на дне избирательных ящиков ни еды, ни денег нет. Нет их и рядом с ящиком. Нет и без него вообще. «Местная мафия» – так теперь народ отзывается о местном начальстве от Калининграда до Камчатки, найдя ему своё, «народное» название.
Дальнейшие манипуляции внутри этого, уже вдоль и поперёк исхоженного законодательного пространства могут вызвать реальное напряжение в обществе, которое после двадцати лет активных голосований оказалось у разбитого избирательного ящика и, соответственно, у разбитого жизненного корыта.
Теперь остался только один резерв. Не трогая имеющуюся на данный час схему определения местного начальства, которая предполагает полную свободу выбора (хоть напрямую, хоть по кривой), следует сосредоточить внимание населения на другой составляющей этого цикла – например, на названии должности главы региона. Сегодня в этом смысле наблюдается полная каша: он и губернатор, он же и глава области, края или республики, он же, в иных случаях, и её президент.
Какие ещё там могут быть «губернаторы», когда под ними нет никаких «губерний», а только одни мелкие области, которые даже и при царе, в таком урезанном виде, не являлись губерниями? Они, получается, у нас сегодня кто – «губернаторы области»? Это примерно, то же самое, что и «президент села». Не может быть президентов и на руководстве субъектами (пусть даже находящихся в статусе этнических республик), когда уже не поймёшь, который из президентов главнее – местный или федеральный?
Поэтому есть смысл активизировать новую демократическую дискуссию, отстав от системы выборов как таковых, – о названиях региональных начальников. Теперь можно то вводить экспериментальное название «Земского Головы» как бы по заветам А. Солженицына, то возвращать «Главу области», переходя потом, на время, на необычайно смелую формулировку – на «Зонального лидера».
Можно предложить, в зависимости от размеров субъекта федерации, градацию от «Генерал-губернатора» до «Майор-губернатора» или «Сержант-губернатора», чтобы даже по одному названию было видно, большое ли у него хозяйство. То же самое – с районными центрами, с мэрами муниципальных образований. «Муниципальное образование» – это вообще что: получение образования прямо на месте? Много неясностей, двойного толкования. А федеральные округа можно перенарезать в полном соответствии с самой природой и географией – согласно часовым поясам.
Этого пустопорожнего информационного вала хватит ещё лет на двадцать. А там придумаем что-нибудь ещё.
Комментарии читателей (0):