Эксперт ИА REX, политолог, главный редактор газеты «Цена вопроса» Станислав Стремидловский предлагает коллегам-экспертам и читателям обсудить его статью «Львовские парадоксы: Галичина – это не Украина». «Перед львовскими интеллектуалами встают непростые задачи. В первую очередь, им необходимо сформулировать демократическую версию украинского национализма на основе мультикультурности и многонациональности. Во вторую очередь, противопоставить эту платформу вульгарному национализму, который сейчас набирает силу в Киеве, являясь основой консенсуса для ведущих оппозиционных партий. Ведь когда, держась за руки, вместе вышагивают Олег Тягнибок («Свобода»), Арсений Яценюк («Батькивщина») и Виталий Кличко («Удар») – это не просто публичный акт с пиар-составляющей, а свидетельство определённых умонастроений. В том случае, если львовские интеллектуалы справятся с этой задачей, они могут получить поддержку не только демократических сил во всей Украине, но и симпатии Польши и России», - отмечает эксперт.
ИА REX: Можно ли согласиться с тем, что Галичина - это не Украина?
Эдуард Афонин, профессор Национальной академии государственного управления при президенте Украины, доктор социологических наук:
Комментируя заметку российского политолога Станислава Стремидловского в ИА REX под названием «Львовские парадоксы: Галичина – это не Украина» хотел бы, прежде всего, подчеркнуть, что данные оригинальных мониторинговых исследований «общесистемных изменений в украинском обществе (1992-2012)», осуществляемых в рамках Украинской школы архетипики, свидетельствуют о том, что на глубинном – общесистемном уровне нет ни малейших оснований говорить о каких-либо значимых на сегодня ментальных отличиях между регионами Украины. Есть основания полагать, что в рамках ныне прогрессирующих на постсоветском пространстве авторитарных тенденций и в других регионах бывшего СССР следует ожидать схожую картину. Поэтому всякая, подобная отмеченной выше, экспертная оценка на тему значимых ментальных отличий, с моей точки зрения, является не более, чем свободным интеллектуальным творчеством на заданную тему. Вместе с тем поднятый автором вопрос не такой уж однозначный и простой. В силу этого он действительно требует обсуждения.
В частности, не могу не поддержать мнение историка Василия Расевича, что перед интеллектуалами (причем, не только львовскими) встают непростые задачи в плане выработки «демократической версии украинского национализма на основе мультикультурности и многонациональности». Весьма уместным, кажется, служит напоминание этого источника о существовавших принципиально двух полярных идеологических платформах украинского национализма: бандеровской и мельниковской направленности, образовавшихся вследствие происшедшего в 1942 году раскола единой организации украинских националистов. И если уже использовать современные политологические термины, то именно мельниковская идеологическая платформа является наиболее близкой к идее «политической нации», основанной на платформе мультикультурализма, в то время, как бандеровское крыло ОУН все более отражает идейную сущность «этнической нации». И хотя национализм, как и феминизм, декларируют в целом внеклассовую свою сущность, все же и тот (прежде всего это касается бандеровской идеологии) и другой плоть от плоти явления сущностно классовые, прежде всего в их психологическом смысле, как основанные на социальной идентичности. Последняя же априори строится на механизмах отождествления самосознания носителей этой идеологии с внешними группами и классами.
Юрий Юрьев, политконструктор:
Ныне не столь важно, насколько Галичина - Украина. Важно, что она пытается играть роль Сверх-Украины, как когда-то германские человеки играли роль Сверхчеловеков. Практика показала, кто настоящие Сверх-Сверх-Человеки. То же самое светит и Галичине. Иные доводы публикации - можно считать резонными, но стоит учитывать не только гибкость и динамизм событий, но и стратегию Европы. Например, - партия "Свобода" ни слова не говорит о реституциях в пользу "дореволюционных" собственников. Но практика Балтии, Польши и иных европейских стран - показывает, что реституции это базовый уровень евроинтеграции, нужно сначала всё отдать "в общак", а потом уже просить милости что-то оставить. Болгария и Румыния даже шенгенских виз не получили, хотя вроде и потомки римлян, судя по названию Румынии. А потомки гуннов, судя по названию Венгрии, чувствуют себя более вольно в плане виз, что им, впрочем, не помогает, им приходится создавать резко националистическую партию "Йоббик". В общем - парадоксов ещё больше, чем в статье Станислава Стремидловского, и они свидетельствуют о коварстве галичан или же - их беспросветной недальновидности. Когда им снова придётся жить в схронах, поскольку везде будет земля потомков дворян и хуцпанов, они поймут, что "Свобода" ничем не лучше нынешней жлобоклептократии, но будет уже поздно. Хотя при должном усердии - все идеи и мифы Галичины можно развенчать и Галичина ограничится стремлением лишь к гражданским правам и свободам, а не "евроинтеграции" и "Свободе" как мнимому господству на базе приоритета национальности гениталий пращуров. И тогда - Галичина будет нормальной здравой общностью дельных граждан. Впрочем, если галичане самоистребятся - Европа не слишком огорчиться. Меньше будет протестующих, против реституций.
Валентин Гринько, историк и философ, кандидат философских наук:
У нас в Костромской области есть тоже город Галич, и Галический (так называется официально) район, я бы сказал, Костромская Галичина. Город хотя и маленький, но достаточно старинный, и, может, его основали переселенцы из украинской Галичины - никто в этом не копается, потому что грантов нет, а какие без хороших грантов можно провести исследования? (в историографии доказано, что предположение В.Гринько верно - ред.) Только среднепотолочные на досуге от пролетарского труда за насущную плату. Не разгонишься. Костромская Галичина - всяко не Украина. Хотя, если покопаться, кто его знает? Что касается украинской Галичины, то в Украине, считай, кожный закуток - отдельная нация, знаю по Днепропетровской области, где есть итальянские (Волоське), немецкие, еврейские, литовские и даже французские поселения (в Котовском районе). Не считая украинских (разных оттенков) и бессарабских. Оно надо всем им выделяться в независимую державу?
Кирилл Мямлин, публицист:
Никакого парадокса тут нет. Просто за эпически скандальным поведением Тягнибока, оседлавшего протестное движение, когда жителей Украины либералы пытаются затянуть в "мировое цивилизованное" на условиях нации "третьего сорта", все забывают (или бояться) ответить на вопрос - "кому выгодно". Хотя ни для кого не секрет, что т.н. националистов из «Свободы» финансирует олигарх И.Коломойский, являющийся гражданином то ли двух, то ли трех государств. Причем не понятно - сохранил ли он при этом гражданство Украины. И пока малороссов и великороссов шумно сталкивают лбами, миллиардер Коломойский беспрепятственно осуществляет контроль над более чем двумя сотнями коммерческих предприятий, включая банки, СМИ, медицину, крупнейшие заводы и нефтяные компании. В то время, как внимание граждан страны отвлекает шоумен Тягнибок с десятком политических клоунов, завербовавший и манипулирующий сознанием доверчивых людей. Только, как показывает действительность, даже та риторика, которая была позаимствована у галицких малороссов, оказалась еще большей обманкой - которую не воспринимают даже ее носители - бывшие граждане Австро-Венгрии, которых австрийская политическая разведка готовила для диверсий против России. Похоже, что даже в их сознании происходит переоценка ценностей. Принцип "разделяй и властвуй" стар, но эффективен. И работать он будет до тех пор, пока граждане Украины не оценят по достоинству подрывную работу кукловодов и лишат их материальной (и информационной) базы. Впрочем, для этого нужно пересмотреть и принципы либерального устройства общества, в котором подобные персонажи чувствую себя уютно, как личинки паразитов в теплой коровьей лепешке. Выходом может стать переход Украины на коммунитарное общество, - в котором объединяться и галичане, и киевляне, и жители Донбасса и Крыма.
Сергей Сибиряков, политолог, координатор международной экспертной группы ИА REX:
Галичина - это не Украина? Являются ли галичане украинцами? На самом деле именно галичане считают себя единственно правильными украинцами. При чём они умеют одновременно любить Украину и люто ненавидеть всех, кто не разделяет их взглядов на жизнь. Для галичан настоящие украинцы - это те, что за Збручем - река на границе Тернопольской и Хмельницкой областей Украины. На Украине по теории Николая Гумилёва мы имеем три разных этноса, при этом два (малороссы и южноруссы) комплиментарны, а галичане с ними в большинстве своем даже не комплиментарны. Полюса притяжения для них противоположны. Их типичные представители Донбасс и Галиция стоят спиной друг к другу и не желают друг друга ни слышать, ни понимать. Можно ли их совместить в рамках жестко националистического унитарного государства, которым становится Украина? Ответ еще более очевиден - нет. И чем раньше эти два этноса перестанут учить друг друга жизни и истории, перестанут пытаться разрушить краеугольные этнические установки соседа - тем большая вероятность, что неизбежный развод в этой семье пройдет без битья посуды и членовредительства.
Львовский журналист и коренной галичанин Богдан Волошин в своём эссе «Погляд на нарiд галицький зблизька i не дуже...» хорошо описал менталитет галичанина, сложившийся за тысячелетие отдельного от Руси существования галицкого региона. Я перевел этот текст на русский язык в своём блоге и позволю себе привести пару цитат, характеризующих ментальность жителя Галичины.
Отношение галичанина к политике:
Автохтонный житель Галичины в 45 — 50 лет свободно ориентируется во внешней политике любого государства мира и мог бы служить советником при любом правительстве. Особенно это заметно во время религиозных праздников, когда за столом собирается вся семья и после третьей рюмки кто-то обязательно скажет: «А чули-сьте, что востатнє москали сделали?..» Вопрос всех времен и всех галицких поколений — чему американцы не хотят на Россию ракеты ядерные пустить — так возбуждает галицкие умы, что они временами перебирают меру алкоголя и решают мировые проблемы навкулачки, прозывая неприличными словами противников, с которыми только что пили и братались.
Стиль жизни и ментальность:
Ментальность и тысячелетний быт на галицких поприщах наделили галичанина фантастической способностью не признавать собственные ошибки, но тщательным образом фиксировать чужие, обычно повторяя их. История еще не знала случай, чтобы кто-то услышал от правдивого галичанина фразу: «Простите, я был не прав». Если же кто-то отважный сможет ее вымолвить, — смело заносите его фамилию в книгу рекордов Гиннеса и беритесь обмеривать бюст на памятник, ибо долго этот уникум на наших поприщах не проживет. При объяснении любого несчастья, что случилось с ним, галичанин назовет тысячи причин, кроме одной — собственной бестолковости. Из-за этого галичане выглядят очень уверенными в жизни и труде. Причины, которые приводят к галицким несчастьям и хлопотам, также являются давно установившимися и известными. Среди них чаще всего называют: ненастье, москалей, поляков, американцев, соседа, гадание, тяжелое детство, сплетню, зависть, глуповатую власть и Бога. Благоприятными факторами галичанин считает: собственный ум, собственное трудолюбие, собственную силу и нрав, счастливое стечение обстоятельств, которое позволило ему родиться, и Бога.
Комментарии читателей (0):