Единый учебник по истории России может появиться через год, заявил в эфире программы "Познер" министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов. "Думаю, год — срок достаточный", — сказал министр. По его мнению, учебник вызовет доверие в обществе и образовательной среде, если он будет подготовлен учеными, у которых есть разные точки зрения. "И для нас очень важно, чтобы в этой работе был слышен, был усилен голос именно ученых-историков, не политиков, а ученых, потому что история — это наука, и как наука она имеет свои законы", — отметил Ливанов. Министр добавил, учебник должен давать и учителям, и ученикам возможность размышлять, а не навязывать им какую-то точку зрения. Ранее президент РФ Владимир Путин на заседании Совета по межнациональным отношениям заявил, что необходимо разработать единые учебники истории России для средней школы, которые будут написаны хорошим русским языком и будут лишены внутренних противоречий и двойных толкований. Позже глава администрации Кремля Сергей Иванов предложил Российскому историческому обществу принять участие в составлении единого учебника истории для школьников, который был бы выверен по содержанию и написан доступным языком.
ИА REX: Нужен ли России такой учебник?
Григорий Трофимчук, политолог, первый вице-президент Центра моделирования стратегического развития:
С учебником российской истории – всё просто и ясно: он появится только тогда, когда у самой России будет простая и ясная идеология. Нормального учебника нет (это показали все 20 лет новой РФ), когда есть плохой хороший Сталин; когда есть бесплодные попытки примирить белых, красных и зелёных, которые до сих пор воюют в своих могилах; когда российский народ во все века побеждал сам по себе, не ведая, кто им правит и зачем.
История, как показывает сегодняшнее к ней отношение, это не наука. Наука – это когда предмет имеет объективные, научно доказанные и навсегда утверждённые параметры: дважды два – четыре, сумма квадратов катетов равна квадрату гипотенузы. Исторический предмет, теоретически, вполне мог бы стать наукой, так как события прошлого произошли в одном-единственном варианте, который иногда, в силу разных причин, историкам просто не известен, поэтому трактуется ими произвольно. Однако это не даёт им право, при этом, заявлять в целом ряде случаев, что «дважды два – пять или шесть, а, возможно, и сразу десять».
БУДЬТЕ В КУРСЕ
- 27.08.14 Минобрнауки отказалось от идеи единого учебника по истории
- 07.11.13 Конкурс «Имя Победы» - какого «врага» не пропустят сейчас: мнения
- 29.10.13 Чеченские историки призвали исключить из единого учебника «учёных-кавказофобов»
- 12.05.13 Единую концепцию истории России для школьников подготовят до 15 ноября
Таким образом, в школьный учебник истории должны быть включены только те факты, которые достоверно известны и сомнению не подлежат. К примеру: во времена позднего Сталина в советских магазинах снижались цены на товары первой необходимости. Этот достоверно известный факт многим историкам сегодня может быть не по душе, однако он должен быть включён в учебник истории, и российские школьники должны о нём знать.
Или: Николай II был слабым царём, который допустил развал Российской империи. То же самое – и даже хуже – относится, чуть позже по времени, к Горбачёву. Наполеон должен быть квалифицирован, здесь же, как враг России наравне с Гитлером, иначе преподаватели будут вынуждены обосновать тезис о том, почему Наполеон – положительный, романтический, для нас, герой. Говоря об эпохе Ельцина, просто невозможно обойти стороной его пристрастие к алкоголю, чтобы школьникам была ясна мотивация многих поступков этого российского лидера и их исторических последствий. Кстати, они и сами не будут пить, когда вырастут, глядя, к чему это может привести.
И так – по всем векам. С таким подходом, начисто лишённым идеологического противостояния, перед российскими детьми впервые раскроется объективная картина собственной родины и всего мира.
Александр Юсуповский:
История – это в случае с учебниками - не наука. Это учебный предмет! Клиповое сознание, уничтожающее способность укладывать в единую системную картину все эти разрозненные факты. Вот что такое реформа образования. Применительно к истории, во всяком случае. Проводимая министерством (во главе с министром физиком-теоретиком) политика дебилизирует наших детей. Интересно, как бы Ливанов отнёсся к предложению создать учебник физики путём консенсуса 20 виднейших физиков?
Сергей Сибиряков, политолог, координатор международной экспертной группы ИА REX:
История зависит не столько от того, кто её творит, сколько от того, кто её пишет, но ещё более от того, кто её переписывает в учебники. По новому учебнику истории ХХ века дети за кого будут: за красных, за белых, за махновцев, или разделятся по интересам и разберутся между собой, а учитель определит победителей? Будет ли учебник истории в одном ключе для всех регионов трактовать, к примеру, взятие Казани Иваном Грозным и войну на Кавказе под руководством генерала Ермолова? Как освещать в учебнике постсоветский период? На мой взгляд, история - это события, которые произошли в период "от Адама до Потсдама". В этот период уже вроде бы все устоялось, определилось, ничего не прибавить, не отнять, а все что позднее - это публицистика и историей станет лет через 50, не раньше. О том же, что происходит сегодня в стране и мире лучше рассказывать на политинформациях, а не в учебнике и не выдавать чье-то субъективное мнение за истину в последней инстанции.
Комментарии читателей (1):
Читайте в статьях “О подлинной истории стратегических этносов Евразии” и «Чингиз-хан и татары: немного из того, что нам неизвестно» - в них о том, что от нас утаивали и утаивают агенты влияния тех, «которые могут быть для нас только хитроумными эксплуататорами, а никак не верными друзьями» (Л.Н. Гумилев).
Эти статьи легко найти в Интернете по названиям. Там в статьях ссылки на труды(книги), в которых излагается полное и обоснованное фактами расследование-разоблачение фальсификаций идеологов-пропагандистов врагов наших предков - в том числе романовских "гастарбайтеров-историков" и других сочинителей "исторических произведений" - как западных, так и ближне- и дальневосточных. Все прояснено в книгах-расследованиях, вкратце - в указанных статьях.