Русской историей пожертвуют ради «формирования российской идентичности»: мнения

18 марта 2013  01:28 Отправить по email
Печать

В школьную программу могут добавить курс «Народы России и стран ближнего зарубежья». C такой инициативой выступил лидер недавно возрожденной (отпочковавшейся от «Справедливой России») Партии пенсионеров, депутат Госдумы Игорь Зотов. Он предложил добавить в обязательную школьную программу курс «Народы России и стран ближнего зарубежья», направив на прошлой неделе в Минобразования и профильные комитеты Госдумы соответствующее письмо, сообщают «Известия». Задумал это Зотов не для эстетического воспитания подрастающего поколения, а для «формирования российской идентичности».

ИА REX: Русской историей пожертвуют ради «формирования российской идентичности»? Есть ли необходимость в формировании российской идентичности?

Григорий Трофимчук, политолог, первый вице-президент Центра моделирования стратегического развития:

Раньше история народов большой России была единой, общей, цельной. Такая арматура не просто сдерживала сепаратизм, – эта мощь по-настоящему завораживала, нравилась всем, и каждый народ (большой или поменьше) гордился своей сопричастностью к этому огромному слитку. Если сегодня Российскую Федерацию распилят на отдельные – малые, средние или большие – национальные истории, единая ткань распадётся, а потом сгниёт по отдельным волокнам.

Этот «курс» мы только что проходили на примере СССР, но его смерть, как и положено, никого ничему не научила. Поэтому Россия, активно двигается по той же дороге (где в конце «плаха с топорами») всё дальше и дальше. Свои внутренние народы и народности Москва должна не покупать деньгами, а «подкупать» привлекательным имиджем, который не будет стоить практически ничего. В противном случае, денег на механическое, экстенсивное удержание внутренних республик не хватит уже в обозримом будущем.

Сегодня надо искать не то, что разъединяет народы России, а то, что их объединяет. Но уже сейчас каждый стремится надеть свою особую шапку, демонстративно показывая, что он другой. Та же история гибели СССР показала, что интерес ко всем этим этническим шапкам мгновенно пропадает, как только республика – родина этих прекрасных шапок – становится суверенной. Денег нет, работы нет, свою индивидуальность демонстрировать некому. Поэтому с шапкой идут на улицу, на панель, держа её не на голове, а в руках.

БУДЬТЕ В КУРСЕ

Если в образовательную практику будет внедрён указанный курс, русский народ во всех российских республиках автоматически станет одним из многих. Уже сегодня в некоторых нефтяных «государствах» Поволжья выпускаются толстые книги, где русские люди – в своих, как здесь сказано, традиционных «портах» и посконно-холщовых рубахах – мгновенно займут предназначенную им нишу, которая уже заготовлена. И это не прогноз, это уже реальность.

«Российская идентичность», если она будет создана, рухнет ещё быстрее, чем «советская», так как и топливо не то, и времена не те. Единственный выход из тупика – поднимать престиж русского народа, стержня федерации. Но поднимать не стоянием со свечками, а свежей идеологией, которая способна увлечь все российские народы. Если русские будут загибаться и дальше (тем более, генерируя такие «совместные истории»), то без этого «цемента» все малые, средние и большие народы уже очень скоро начнут резать друг друга по живому, так как теперь, как у Достоевского, «можно всё».

Александр Юсуповский, этнополитолог, кандидат философских наук:

Просто восхищают замечательные инициативы депутатов, идущие одна за другой. Активность просто зашкаливает. Дан рецепт: как победить ксенофобию и национализм? Раньше, в СССР бились-бились над этой проблемой, целую систему интернационального воспитания внедрили, начиная со школ, пионерии, комсомола, армии, вузов, трудовых коллективов, парторганизаций... Куча книг выпускалась на разных языках миллионными тиражами, нациздательства нередко дотировались, журнал был особый "Дружба народов", в котором национальные писатели публиковались, нацкадры пестовали, фестивали всякие устраивали, национальный кинематограф лелеяли.

Весь Союз имел доступ к творчеству, например, Василя Быкова или белорусских "Песняров", несущих стране знания о белорусах, белорусской культуре и формирующих отношение к ним. Или Чингиза Айтматова, или Нодара Думбадзе или... И т.д. Профсоюзы организовывали экскурсии и в Хатынь, и в Брестскую крепость и в Таллин (не путать с Таллинном) и много ещё куда. Весь Союз сопереживал приключениям армянского героя грузинского фильма "Мимино" или молдавского фильма "Лаутары" режиссёра Э.Лотяну с чудесной музыкой известного всему Союзу Е.Доги. А кто из старшего поколения не знал творчества маэстро латыша Р. Паулса или не слушал Лайму Вайкуле? Как и эстонцев Г.Отса А.Вески, Т. Мяги? А кого не цеплял за душу один из лучших фильмов о войне украинской киностудии Довженко "В бой идут одни старики" Л.Быкова, дающей зрителю в до слёз доходчивой форме историю одного из эпизода освобождения Украины от фашизма: и тут тебе и патриотизм и интернационализм высшей пробы без примеси фальши и казённой официозности, и трагическая мгновенная упавшая звезда любовь узбекского Ромео к русской Джульетте... Или литовский "Никто не хотел умирать", дающий на три порядка более адекватную и трагическую картину, чем сегодняшняя официальная пропаганда независимой Литвы, послевоенной политической и вооружённой борьбы в этой республике. И даже на трёх советских рублях были надписи, дающие возможность любому пытливому школьнику без перевода понять, что уч - это на тюркских языках три, а потом эти знания закрепляла узбекская группа "Ялла" своей напевной песней про "Три колодца", а беш - это пять и бешбармак имеет определённое отношение к пятерне...

Но, всё равно, несмотря на всё это, Союз развалился...

Всё гениальное, как известно, просто. И вот он - долгожданный рецепт, универсальный как философский камень. И столь же эффективный. Теперь депутат Зотов предлагает заменить всё это тонким школьным учебником. Но универсальным и обязательным. Для профилактики межрелигиозной и межэтнической напряженности нам просто надо внедрить в школы обязательный курс: "Народы России и стран ближайшего зарубежья". Ну почти что учебник этнографии для первых кусов исторических факультетов университетов. Как мы только раньше для этого не додумались? Ещё бы тесты ЕГЭ в нагрузку предложил.

Смотрю биографию депутата. Вдруг он заслуженный и опытный педагог новатор, методист? Нет. Окончил артиллерийское военное училище, служил в армии на офицерских должностях и работал в органах внутренних дел. Господин Зотов ни дня не проработал в школе. Потом стал депутатом, многие, из которых, как заметно в последнее время, одновременно с мандатами, наверное, получают и нечеловеческую эрудицию, универсальные компетенции и способность судить и предлагать инициативы на радость гражданам и ученикам в самых разных предметных областях, даже очень далёких от их профильного образования и опыта работы. И работает, он, вроде, в профильном комитете по обороне. У нас с обороной всё идеально? Там не осталось проблем, заслуживающих профессионального внимания депутатов? Может эту активность и энергию, уместней было бы использовать для парламентского контроля над деятельностью и решениями бывшего министра обороны? А то ведь каждый день СМИ такие новости приносят, что невольно порождают кучу вопросов к нашим государственным деятелям: ребята, вы, вообще, чем там занимаетесь?

Инициатива г-на Зотова немножко проясняет вопрос о том, чем именно занимаются некоторые члены комитета по обороне Государственной Думы. А именно: в свободное от основной работы время генерируют креативные инициативы по формированию национальной идентичности. А я смотрю на своих замученных учёбой и новациями, исходящими из Минобра дочек-старшеклассниц и могу только надеяться, чтобы очередная прямолинейная как директриса (нет, не та, что в школе, а та, что в артиллерийских стрельбах) солдафонская "инициатива" не успела накрыть их. Потому что не одно десятилетие, занимаясь этнополитическими проблемами, понимаю: депутатский пиар и озвучивание конъюнктурных, но безрезультатных "инициатив" - это одно, а решение проблем лежит совершенно в другом месте.

Мораль? Мне бы не хотелось, чтобы грубая оговорка г-на Познера о Государственной Думе стала крылатой фразой. Но почему-то в голове крутится афоризм: "Кто умеет делать - делает. Кто не умеет - учит, как надо делать".

Эдуард Афонин, профессор Национальной академии государственного управления при президенте Украины, доктор социологических наук: Начавшиеся проявляться глубинные психосоциальные социокультурные (в т.ч. межнациональные) отличия групп народонаселения - это, полагаю, результат перестройки общественной системы на новые основы функционирования и развития. Этот процесс охватывает сегодня все уровни социальной системы: социально-личностный, социально-общественный и социально-цивилизационный. Отличия касаются общественного самосознания и процессов идентификации. Мне представляется, что формирующаяся на постсоветском пространстве и в мире в целом новая ситуация не исключает контекста российско-украинских отношений, лежащих в плоскости феномена восточнославянской субкультуры. Вместе с тем, готов согласиться, что становящаяся в новых социальных условиях новая природа идентичности порождает и новый характер межгосударственных отношений, в которых бывшие "братья и сестры" могут оказаться на одной линии конкуренции. Суть идеи сводится к распределению функций (ответственности) украинской, русской и белорусской культур в едином, составляющем целостность, механизме воспроизводства восточнославянской субкультуры. Обозначу лишь схематично.

Беларусь. Прежде всего, замечу, что измеренные в 1992 г. коды входящих в восточнославянское субкультурное образование частей целого составляли следующие пропорции: украинская культура - 62:38, белорусская - 37:63, русская - 56:44. Сравнительный анализ этих данных подсказывает то, что мы имеем дело с субкультурным феноменом, в котором одна культура (белорусская) подобна встречному потоку, разделяет два однонаправленных культурных потока украинской и русской культур. Такая исторически сложившаяся межкультурная диспозиция, собственно, и обеспечивает Беларуси одну из ключевых функций субкультурой целостности. Она подобна мембране, соединительной ткани по Н.Рериху, механизму, гарантирующему сохранение социокультурной идентичностии каждого из трех славянских народов.

Россия. Относительно других двух культур (украинской и русской) можно отметить, что одна из них (русская культура) тяготеет к формату "симметрии", благодаря чему в ней исторически наиболее выражено традиционно "женское" начало, ответственное за сохранение рода (вида) - восточнославянской субкультуры. В то же время эта же качественная характеристика (симметричность) обуславливает появление, становление и развитие у российской общности мощной идеи государственности, выходящей за рамки собственного народа. Вызревающая в лоне русской культуры идея государственности несёт в себе интенции ответственности, прежде всего за судьбу входящих в восточнославянское субкультурное образование русского, украинского и белорусского народов.

Украина. Определяемая медианным (тяготеющим к европейской асимметрии) кодом культуры миссия Украины подобна мужскому гендеру. Социокультурная характеристика Украины наилучшим образом приспособлена выполнять функцию развития в системе трех восточнославянских культур. С началом трансформационных процессов Украина становится исторически ответственной за судьбу нынешних демократических преобразований не только в Украине, но и в России и Беларуси. Однако, выполняя свою субкультурную миссию, Украина не должна забывать о "мембранной" специфике Беларуси. Иначе говоря, нужно помнить, что кратчайший путь из Киева в Москву лежит через Минск. "Медианная" социокультурная специфика Украины делает ее привлекательной и для других европейских культур и государств, обеспечивая им эффективное взаимодействие со всеми тремя восточнославянскими национально-государственными образованиями. Посмотрев, таким образом, на нынешнюю ситуацию можно заметить, что именно через Украину наиболее эффективной становится сегодня апробация ключевых либерально-демократических идей и их распространение на всем пространстве восточнославянской субкультуры.

Есть еще одна гипотеза, строящаяся на "медианной" сущности как украинской, так и мировой культур. О "медианной" схожести украинской и мировой культур свидетельствует следующая притча. Щедро раздавая земные дары народам мира, Господь не заметил и обделил Украину. Когда же это выяснилось ему ничего не оставалось, как дать Украине то, что он приберёг для себя. То, что Украина получила в дар от Господа, трактуют по-разному. Прежде всего, вспоминают о чернозёмных землях Украины (материальное измерение ценностей). Но ведь этой ценностью вполне может оказаться духовная ценность, выраженная в "медианном" коде культуры Украины? Отсюда, "медианная" общность украинской и мировой культур делает Украину (в условиях глобализации трансформационных процессов) своеобразным индикатором состояния глобальных трансформаций в мире. Этим, собственно, только и можно более-менее убедительно объяснить широкий резонанс, который вызвала в мире происшедшая в конце 2004 г. в Украине "помаранчевая революция". Это лишь некоторые штрихи гипотез, возникающих как следствие кодов культур трех восточнославянских народов - Украины, Беларуси и России.

Владимир Букарский, политолог:

Идея правильная. История России неотделима от истории братских народов, которые вместе с русскими 1000 лет строили великое Российское государство, которое в 1922 - 1991 гг. носило псевдоним "СССР". Было бы правильно, если российские школьники больше узнают об истории Золотой Орды, Великого княжества Литовского, Запорожской Сечи, Молдавского княжества, Грузии, Армении и других стран и народов, история которых неразрывно связана с историей России. Только было бы лучше, если был бы создан единый учебный курс "История Отечества", который, делая акцент, прежде всего, на истории России, вместил бы в себя историю всех стран и народов, которые в разные исторические периоды оказались "под высокой рукой" российского Царя или в составе СССР.

Сергей Сибиряков, политолог, координатор международной экспертной группы ИА REX:

Эксперты ИА REX неоднократно обсуждали по разным поводам идентичность населения на постсоветском пространстве. В частности в статье «О персональной идентичности на постсоветском пространстве» отмечалось, что в СССР много внимания уделялось созданию коллективистской идентичности и формированию нового человека — советского. Эксперты ответили на вопрос: Какова сейчас ситуация с персональной идентичностью на постсоветском пространстве? По мнению эксперта Кирилла Панкратова, доктора философии (Эктон, Массачусетс, США) советская идентичность останется живучей надолго. «При всех его недостатках, СССР был самой яркой страницей в истории практически всех постсоветских территорий, как бы нынешние элиты не пытались апеллировать к мифологизированной древней истории, типа анекдотических «древних укров». Значительная часть территории СССР подвергалась русификации ещё до начала советского периода. Но в тех регионах, где уже существовали традиции развитых цивилизаций с «высокой» религией — католического христианства на западе и ислама на юге страны — русское православие не могло заместить собственную цивилизационную основу. Советский период, как новый тип цивилизации, с радикально новой идеологией (и, фактически, религией), имел в этом смысле большую силу. И поэтому многие советские черты будут сохраняться на территории бывшего СССР в течение многих поколений», - подчеркнул эксперт. В то же время эксперт Владимир Коробов — директор Центра исследований южно-украинского пограничья, кандидат социологических наук (Херсон, Украина) опрашивал херсонцев на предмет идентичности. «13% жителей Херсона считают себя в первую очередь советскими людьми. Для сравнения — гражданами Украины в первую очередь считают себя 35% херсонцев, жителями родного Херсона — 28%, европейцами (!) — 9%, представителями своей национальности — 7% и т.д. Конечно, советская идентичность уходит, даже не буду цифры искать, это очевидно. Коллективистская идентичность была основана на сельской общине, потом на фабрике и заводе, все это разрушено. Сейчас самые большие коллективы в Херсоне — больницы и вузы, потом — многочисленные индивидуалы — торговцы на блошиных рынках и таксисты-маршрутчики», - отметил эксперт.

Опрос, проведённый мной в январе 2011 года в социальной сети Макспарк, показал, что, по мнению блогеров «идея советского народа как единой общности была верной и её ещё можно реализовать». В опросе приняли участие 2192 блогера, оставивших 350 комментариев по теме опроса. В целом 77% проголосовали за то, что идея советского народа как единой общности была верной и её ещё можно реализовать. При этом лишь 2% опрошенных считают, что идентичность советского человека — это миф (к коллективизму склонны иждивенцы, склонные жить за счет других); 3% уверены, что советские люди и советская общность были, до сих пор есть и будут (коллективистская идентичность была свойственна не только советскому человеку, но и русским людям вообще); 6% опрошенных думают, что советская идентичность существовала потому, что существовала общая школьная система, армейская служба, высшее образование и другие инструменты национального строительства (сейчас все это ушло в прошлое); 7% до сих пор ощущают себя советскими людьми (мы советские люди есть, нашим детям и внукам мы передадим свой советский исторический опыт); 11% считают, что реально в СССР не было никакой единой общности, только пропаганда и показуха в виде этноконцертов во Дворце Съездов (эти пережитки советской системы действительно, к большому сожалению, сохранились и эффективно интегрировались в постсоветский капитализм, растлевая поколение, родившееся уже после распада СССР); 67% участников опроса отмечают, что только такая идея помогала успешному развитию СССР (эта идентичность не столько политического, сколько культурологического плана — бывших советских людей объединяют общие традиции, фильмы, анекдоты, привычки, общее прошлое. Ещё несколько поколений будет ощущаться эхо советского прошлого и пока это живо, можно вернуться к этой идее); 5% предложили свой вариант ответа.

В советских школах нас учили, что украинцы и белорусы вместе с русскими являются тремя ветвями некогда единого русского народа и вышли из Киевской Руси и имеют близкую национальную идентичность. Однако после распада СССР возникло множество версий (в том числе и националистических) нашей совместной истории. В основе своей эти теории, мягко говоря, несколько политизированы. Российский историк Андрей Петров, например, подчеркивая этновеличие националистических концептов на постсоветском пространстве в свой статье "Перевернутая история. Лженаучные модели...«пишет: «...суть таких теорий однотипна и проста: давным-давно (лучше всего до нашей эры) жил-был на этой земле (конкретизируется, на какой именно) наш великий цивилизованный народ; это были высокие, светловолосые, голубоглазые, сильные и смелые люди; культура нашего народа дала миру письменность, великие изобретения и блага цивилизации (перечисление); но тут пришли косматые, дикие, низкорослые, корявые и грубые завоеватели (часто в их роли выступают русские или, как вариант, — „москали“) и поработили наших предков...»".

Однако по данным мониторинга социетальных изменений интересные метаморфозы происходят и в наши дни. Начавшиеся с „парада суверенитетов“ (1991 год) общественно-трансформационные процессы на постсоветском пространстве не могли не привести к определённым результатам, в том числе и на психосоциальном уровне. Так, уже в 2002 году проводимый группой украинских ученых под руководством профессора Афонина мониторинг социетальных (общесистемных) изменений в украинском обществе (1992-2012 гг.) обнаружил появление психосоциальных различий между этническими русскими и украинцами (жителями Украины). Были зафиксированы различия по одному из шести контролируемых учеными параметров — способу мировосприятия. В частности, было установлено, что русским присущ абстрактно-логический способ мышления (интуитивность) в то время, как украинцам — конкретно чувственный (сенсорность). Лишь напомню, что указанный выше качественный признак „интуитивность“ во многом предопределил становление советской фундаментальной научной школы и общеобразовательной средней политехнической школы, направленных на формирование универсального знания и универсальной (всесторонне развитой) личности.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Чувствуете ли Вы усталость от СВО?
Харрис или Трамп: если бы Вы приняли участие в выборах президента США, за кого бы Вы проголосовали?
66.3% За Владимира Путина
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть