Украина хочет оптимально использовать свою газотранспортную систему. Об этом президент Украины Виктор Янукович сообщил во время телевизионного проекта «Диалог со страной». «Если газотранспортная система будет приносить деньги, то Украина сможет модернизировать эту систему, содержать её в надёжном состоянии», — считает глава государства. Президент допустил возможность сдачи украинской ГТС в аренду.
«Таким образом, чтобы арендной платы хватало на содержание этой ГТС, чтобы разделить ответственность по содержанию этой ГТС. И, безусловно, получить гарантии прокачки соответствующих объёмов газа», — сказал Виктор Янукович. По его словам, все детали такого соглашения должны быть чётко выписаны. «Когда мы найдём здесь консенсус, когда мы увидим, что всё это обеспечено — тогда мы будем готовы к принятию этого решения», — подчеркнул Виктор Янукович. Президент также добавил, что переговоры по этому вопросу продолжаются. «Сегодня идут переговоры, работают специалисты. Мы близки к принятию решения. Мы стремимся к тому, чтобы это решение было принято в первом полугодии этого года», — отметил Янукович.
ИА REX: Не опоздал ли Янукович?
Роман Лискин, журналист:
Председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер считает, что Украина сможет сохранить и увеличить объёмы транзита газа с российской территории только в том случае, если согласится на слияние активов «Нафтогаза» и «Газпрома», по примеру Белоруссии. «Работа „Белтрансгаза“ в составе „Газпрома“ гарантирует стабильную загрузку транзитных мощностей и создает предпосылки для увеличения до 30% объёмов транзита российского газа в Европу через Беларусь», — сказал Миллер.
«Южный поток», кстати при содействии европейских стран успешно продвигаются по уже Балканам, в ускоренном режиме. Первые поставки топлива в Европу по этой трубе должны начаться в конце 2015, коммерческие — в 2016, а в 2018 году состоится и выход газопровода на полную мощность. Объёмы газа, которые Россия гарантированно будет в перспективе поставлять в Европу (и под которые имеется контрактная база), постепенно перетекают из украинских газопроводов в т. н. альтернативные (а говоря прямо — обходные).
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер считает, что Украина сможет сохранить и увеличить объёмы транзита газа с российской территории только в том случае, если согласится на слияние активов «Нафтогаза» и «Газпрома». Однако предложенный российский стороной вариант создания подобного совместного предприятия, который подразумевает внесение в уставный фонд СП украинской газотранспортной системы, неприемлем для Киева.
Была предложена и такая интересная комбинация, которая инициировала Украина. После запуска новых газотранспортных мощностей, «Газпром» освободит украинскую систему от своего топлива, и это позволит «Нафтогазу» почти безболезненно обеспечить полноценный перевод системы для реверсных поставок из Европы. В свою очередь, дополнительные объёмы газа на европейском рынке создадут предпосылки для развития конкуренции, а значит, приведут к снижению цены на газ, который Украина сможет закупать на биржевых площадках«. Дмитрию Фирташу, которому каждый год каким-то образом удаётся договориться о закупках в Центральной Азии это невыгодно, его газ должен пройти через территорию России, чтобы попасть на предприятия Фирташа в Украине. Но в наращивании таких объёмов у России нет никакого интереса, потому что это принесёт убытки «Газпрому». «Что вы от нас хотите? Если Фирташу, невыгодно?!»
19 марта 2010 года первый вице-премьер Андрей Клюев предупреждал, что в случае непринятия срочных мер ГТС со временем может превратиться в металлолом. «Руководство государства Украина, которое сейчас ушло в отставку, вело неправильную политику, — говорил Клюев, — вместо того чтобы затягивать наших партнёров работать через Украину, мы постоянно последние 5 лет искали врагов. А в результате... можем получить, что через 5-7 лет после окончания строительства „Северного“ и „Южного“ „потоков“ наша газотранспортная система будет не нужна ни России, ни странам Евросоюза... Нашу... газотранспортную систему можно будет порезать на металлолом, не более того».
Но брат брата не бросает, хотя «...ты ж, москаль не брат мне».
В пику государственной политике США, которую, не так давно проводил Вашингтон в противодействии интеграции постсоветского пространства в любом виде. Москва, приемлемый вариант предложит, может невыгодный для Газпрома. Но цена будет уже со значительным дисконтом.
Юрий Юрьев, политконструктор:
Украина ещё не опоздала, но техническое имущество не молодеет и от возраста в цене растёт только антиквариат. Раньше, до «северного», «голубого» и «южного» потоков — ГТС Украины стоила и ценилась гораздо больше. Как и порты. Как и земли. Как и люди.
Кроме того Украина это риски. Вполне возможна сдача в аренду одной рукой, а второй рукой — кражи или даже диверсии. При росте масштабов угроз — России нужно будет вводить силы для охраны ГТС. А Украине, чтобы отбить напор политической, уголовной и религиозной оппозиции, нужно будет вступать во всё более крепкие союзы с Россией. А теперь — осталось сравнить ситуацию с 2003 годом, когда газ был «по пятьдесят» и союзы были крепки, и подумать : «Кому это всё мешало?». Тем более — Янукович заявлял себя союзником и роднёй России, вплоть до «двойного гражданства», но всё это слил. Так что Янукович для себя и своих — опоздал ещё в 2003 году. А вот Украина ещё не опоздала. И в союзники — тоже.
Комментарии читателей (0):