Выступление заместителя министра связи и массовых коммуникаций Алексея Волина на научно-практической конференции, которая прошла на журфаке МГУ, вызвало бурную реакцию в журналистских и студенческих кругах Рунета.
Волин заявил, что «задача журналиста — зарабатывать деньги для тех, кто его нанял», «пропаганда должна идти по коммерчески успешным каналам», «пропаганда не должна быть явной», «дядя будет говорить, что писать и как писать». Эксперты ИА REX в статье «Прав ли чиновник, пропагандирующий продажность СМИ» обсудили тему и не пришли к единому мнению.
ИТ-аналитик Константин Синюшин сформулировал несколько вопросов про журналистику, на которые ответили и эксперты ИА REX.
1. Скажите пожалуйста журналист это профессия или призвание ?
2. Как можно научить быть журналистом ?
3. Зачем в МГУ существуют факультет журналистики ?
4. Есть ли разница между работой журналиста и пиарщика ?
5. Требует ли журналистика высшего образования ?
6. Должен ли журналист разбираться в области о которой пишет ?
7. Есть ли сегодня у общества потребность в журналистике ?
8. Насколько эта потребность удовлетворена, если она есть ?
9. Журналист должен освещать события объективно или субъективно ?
10. Не противоречит ли объективизм идее журналистики ?
Григорий Трофимчук, политолог, первый вице-президент Центра моделирования стратегического развития:
Вопросы – прямо для специального тренинга, на которых организаторы могут заработать деньги на будущих журналистах, т.к. эта адресная группа интересуется как раз конкретикой, а на тренингах, сделанных по чужим и пустым методикам, её почти нет.
1. Для 95 процентов журналистов – это профессия. Для остальной доли – призвание. Причём профильный диплом ни в коей мере не является доказательством профессионализма, т.к. журналист по природе – это пакет качеств: грамотное письмо, оригинальные мысли, развитая наблюдательность. Наблюдать – не научат нигде, а грамотно писать по-русски человек может только от природы.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
2. Научить быть журналистом других может только «природный» журналист – и то в режиме настоящего классического образования, когда группа из 5-6 человек, с учителем, просто сидит и беседует, на протяжении полугода, на берегу моря. Примерно так, как это было в Древней Греции. В итоге получается нужный специалист. В формате шаблонного сидения в университете такого эффекта добиться нельзя. Учитель – это, прежде всего, умный собеседник, а не начальник, перед которым ты должен ежедневно отчитываться.
3. В МГУ есть все факультеты по всем специальностям, где нашлось место и журналистике. В СССР эта форма обучения работала и была полезной для общества, но при сегодняшней системе данный факультет теряет всякий смысл. На Западе всегда работало простое правило: ни великий музыкант Пол Маккартни, ни великий художник Сезанн, ни тем более великие журналисты никогда ничего не заканчивали – им просто хотелось, их что-то тянуло, и они начинали работать там, где нравилось. При этом среди покупателей их продукции дураков, судя по всему, не было, т.к. у них никогда не требовали пресловутого «диплома» и «стажа работы».
4. Пиарщик – это, прежде всего, оригинальная, пробивная мысль. Журналист – это, прежде всего, грамотное освещение процесса. По сути, это совсем разные вещи.
5. Не требует, как показано на примерах выше. Или требует – но совсем не такого.
6. Актриса Наталья Гундарева не имела детей, однако матерей в фильмах играла исключительно, лучше всех. То же самое и в журналистике: человек может вообще не разбираться в описываемой сфере – главное, писать лучше, интереснее тех, кто формально «разбирается». Свежесть мыслей возникает только там, где нет давящих сознание и никому не нужных специфических мелочей: большое, как известно, видится на расстоянии.
7. У сегодняшнего общества есть только одна потребность: заработать как можно больше денег. При этом работать как можно меньше, а жрать как можно лучше, как сказано в известном фильме. Где в этой системе может уместиться «журналист» – непонятно. Только печатая статьи в поддержку – или наоборот, против – того или иного богатого коррупционера.
8. Общество всегда остро чувствует, когда внутри него не удовлетворена та или иная потребность. К примеру, сегодня есть потребность в снижении розничных цен на продукты питания, на жилищно-коммунальные услуги. Где голоса профессиональных журналистов по данной проблеме? А если журналист-патриот не находится в таком актуальнейшем тренде, значит, он продолжает тихо (часто в тривально гадостном режиме) работать на кого-то.
9. Журналист не должен лезть в политику, становится политиком. Сегодня почти все журналисты России пропагандируют, пиарят лично себя – об этом говорят все именные журналистские программы во всех электронных СМИ. Этот факт лучше всего говорит о том, что журналисты заняты не своим делом. Становясь, по сути, политиком, журналист мгновенно теряет всякую объективность. При этом в настоящего политика, опять же политика по природе, журналист, как ни пытается, превратиться не сможет. Это примерно как актёр-политик: любой известный кинодеятель или служитель театра в роли политика выгляди неестественно и просто смешно (последний пример – с Григорием Лепсом в здании Госдумы).
10. Сегодняшняя журналистика и объективизм – это ящики из разных столов. А столы стоят на разных планетах.
Алексей Волин просто постеснялся сказать всё это будущим журналистам открыто. Поэтому на него напали зря. И потом надо учесть, что не Волин инициировал революцию августа 1991 года, которая автоматически запрограммировала и всё остальное. Если студенты журфака стремятся писать в будущем только о большой и чистой любви, на фоне всеобщего разврата, нищеты и тотальной коррупции – то ведь Волин им этого также не запрещает.
Комментарии читателей (0):