Перечень «100 книг» по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации, рекомендуемый школьникам к самостоятельному прочтению бурно обсуждается в блогосфере и социальных сетях. Координатор международной экспертной группы ИА REX Сергей Сибиряков провёл в социальной сети Макспарк опрос по теме «Как вы оцениваете список 100 книг для школы, рекомендованный Министерством образования?».
Результаты опроса по теме «Как вы оцениваете список 100 книг для школы, рекомендованный Министерством образования?»
Вариант ответа |
Число участников опроса, давших положительный ответ |
% участников опроса |
Список полностью устраивает |
150 |
9% |
Список в целом устраивает |
193 |
12% |
Список полностью не устраивает |
253 |
16% |
Список частично устраивает |
774 |
48% |
Трудно ответить |
105 |
7% |
Ваш вариант |
126 |
8% |
Приводим самые интересные комментарии к опросу:
Владимир Веселов:
Почему 100? Почему не другое число? Да и вообще - почему должно быть какое-то ограничение? Во-первых, мне претит, когда кто-то навязывает мне свои привычки, свое понимание чего-либо. Во-вторых - терпеть ненавижу набившие уже оскомину, забившие все прилавки и ставшие привычными: 100 самых великих битвы; 100 самых таинственных...; 100 самых знаменитых. Вот ведь был же пример из прошлого: Серия ЖЗЛ (кто не помнит - Жизнь Замечательных Людей). Никто не устанавливал предел. Появлялись новые лица - выходили новые томики. А читатель уже сам выбирал и ставил себе на полку свои самые-самые-самые.
Юрий Щербашин:
Список, откровенно говоря, слабый, заангажированный и неполный. Мне, 76-летнему, на всю жизнь запомнилась первая басня "Стрекоза и муравей", первая книжка "Мойдодыр", "Доктор Айболит" , первая сказка "О царе Салтане", первый рассказ "Белый клык", прочитанные мне мамой еще в дошкольном возрасте. На мой взгляд, нужна классификация. Я бы еще разделил на книги для: младших школьников, подростков, старшеклассников. Самое главное - никакого принуждения. Наоборот, показать всю красоту чтения литературы и заманивать, заманивать, заманивать... Приводить примеры из этих книжек. Например, по какому-то событию в классе: "Кстати, вы читали Тома Сойера? Помните, как он красил забор?". И далее небольшая лекция о разнице американского и славянского менталитета. И что плохого в американской предприимчивости, и что хорошего в русской мечтательности Обломова или Емели на печи? Хотя с какой стороны посмотреть - со стороны Штольца, или со стороны Обломова. И не ограничиваться "магическим числом" 100. Пусть их суммарно будет 120 или 150. Для младшей группы - сказки и минимум классики. Например, народные сказки, сказки Пушкина, Конек-горбунок, Буратино (но ни в коем случае не занудный Пиноккио), басни Крылова. В общем, все, что будит детскую фантазию и дает азы нравственности. Средняя группа - техническое и естественнонаучное познание (Жюль Верн, Беляев, Конан-Дойль). Старшая группа - про любовь, морально-этические темы.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Евгений Касьяненко:
Противоречивый список. Зачем ставить современных авторов, мнение о которых еще на сформировалось? До классиков им, как до звезд. О книге Боханова "Император Александр III" вообще никогда не слышал. Как и о Горянине "Россия. История успеха (в 2 книгах)" Волков со своим "Волшебником" - это лишь качественный перевод зарубежной книги. И главное - антисоветский перекос списка совершенно очевиден. Думаю, что ему просуществовать от силы года три.
Эдуард Дилан:
Когда перед глазами учеников школ и молодежи, разыгрывается дикий капитализм, грабеж народа, воровство и коррупция, на всех уровнях власти – изучать в школах книги Советской эпохи, никакой ученик не захочет.
Юрий Иванов:
Да, это действительно минимум и явно не лучший. Ну зачем внесены в список В.П.Аксенов, А.Т.Гладилин, Ю. Домбровский, В.С. Маканин, В.Т.Шаламов, А.И Эппель? Это надо же додуматься до этих списков? Почему есть в списке «Голубая чашка» А.П.Гайдара, но нет Лёвки Демченко? Почему можно и нужно читать Л.Кассиля «Белеет парус одинокий», но отсутствует книга, стоявшая у каждого из нас на книжной полке – «Улица младшего сына». Список составлялся представителями псевдоинтеллигенции, далёких, как от литературы, так и от школы. Ведь книги даны в том исполнении, в каком они выходили в продажу, достаточно привести В. Пикуля «Пером и шпагой», «Битва железных канцлеров». Сразу напрашивается вопрос - а как же все остальные романы этого автора? Всё мы помним травлю Пикуля и огромную его популярность. Именно эти представители от интеллигенции - серая посредственность- оказались везде и их коньком является не талант и призвание, а жадность, наглость, беспринципность, лживость и лицемерие.
Добавим, что опрос проводился с 24 по 29 января. В нём приняли участие 1601 блогер, оставив 681 комментарий по теме опроса.
Напоминаем, эксперт, политолог ИА REX Лев Вершинин считает, что нынешнее обсуждение списка-100, то есть, сотни книг, обязательных для прочтения в школе, очень интересно. «Люди спорят до хрипоты, и это несложно понять: на вкус и цвет товарища нет, и это правильно, потому что без спора нет хотя бы примерной истины. Но, оказывается, в суете "за" и "против" теряются нюансы, куда более важные, а, то и страшные. Типа, нового, извините за выражение, "образовательного стандарта", усиленно проталкиваемого Министерством образования, от которого педагоги-словесники, - неистребимые российские подвижники, - которым все еще не на все наплевать, уже, заранее, бьются в судорогах, не зная, что делать. Я не теоретик литературоведения, я литератор-практик и читатель-профессионал, но даже мне ясно, что на русской классике кто-то не очень умный (или, напротив, очень расчетливый) намерен ставить жирный крест. И не в том даже дело, что сокращаются часы, в результате чего "до полной ликвидации нашего предмета как обязательного осталось два шага, а то и шажочка". Дело в том, что, насколько я понимаю, предполагается выхолостить само понятие "классика"», - отмечает эксперт.
Комментарии читателей (0):