Русская классика + диссиденты: «100 книг» по истории, культуре и литературе народов России: мнения

24 января 2013  12:27 Отправить по email
Печать

В блогосфере и социальных сетях идёт обсуждение «золотой сотни» книг, рекомендованных для изучения в школах России.

Перечень «100 книг» по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации, рекомендуемый школьникам к самостоятельному прочтению

1. Адамович А., Гранин Д. Блокадная книга

2. Айтматов Ч. И дольше века длится день/ Белый пароход

3. Аксенов В. Звездный билет/ Остров Крым

4. Алексин А. Мой брат играет на кларнете

5. Арсеньев В. ДерсуУзала

6. Астафьев В. Пастух и пастушка/ Царь-рыба

7. Бабель И. Одесские рассказы / Конармия

8. Бажов П. Уральские сказы

9. Белых Л., Пантелеев Л. Республика Шкид

10. Богомолов В. Момент истины (В августе сорок четвертого)

11. Бондарев Ю. Батальоны просят огня/ Горячий снег

12. Боханов А. Император Александр III

13. Булгаков М. Белая гвардия

14. Булычев К. Приключения Алисы

15. Бунин И. Темные аллеи

16. Быков В. Мертвым не больно/ Сотников

17. Васильев Б. А зори здесь тихие.../ В списках не значился

18. Вернадский Г. Начертание русской истории

19. Волков А. Волшебник Изумрудного города

20. Гайдар А. Тимур и его команда/ Голубая чашка / Чук и Гек

21. Гамзатов Р. Мой Дагестан/ Стихотворения

22. Гиляровский В. Москва и москвичи

23. Гончаров И. Обыкновенная история

24. Горянин А. Россия. История успеха (в 2 книгах)

25. Грин А. Алые паруса/ Бегущая по волнам

26. Гумилёв Л. От Руси к России

27. Гумилев Н. Стихотворения

28. Деникин А. Очерки русской смуты

29. Джалиль М. Моабитская тетрадь

30. Довлатов С. Зона/ Чемодан/ Заповедник/ Рассказы

31. Достоевский Ф. Идиот

32. Драгунский В. Денискины рассказы

33. Дудинцев В. Белые одежды

34. Думбадзе Н. Я, бабушка, Илико и Илларион

35. Ибрагимбеков М. И не было лучше брата

36. Ильин И. О России. Три речи

37. Ильф И., Петров Е. Двенадцать стульев/ Золотой телёнок2

38. Ишимова А. История России в рассказах для детей

39. Искандер Ф. Сандро из Чегема

40. Каверин В. Два капитана/ Открытая книга

41. Кассиль Л. Будьте готовы, Ваше высочество!/ Кондуит и Швамбрания

42. Катаев В. Белеет парус одинокий

43. Кондратьев В. Сашка

44. Кончаловская Н. Наша древняя столица

45. Крапивин В. Мальчик со шпагой

46. Кузьмин В. Сокровище нартов: Из кабардинских и балкарских сказаний о богатырях-нартах

47. Куприн А. Поединок/ Гранатовый браслет

48. Лагин Л. Старик Хоттабыч

49. Лесков Н. Очарованный странник

50. Лихачев Д. «Слово о полку Игореве» и культура его времени/ Раздумья о России (сборник)/ Рассказы русских летописей XII-XIV вв.

51. Лотман Ю. Беседы о русской культуре/ Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий

52. Набоков В. Дар/ Защита Лужина /Приглашение на казнь

53. Некрасов В. В окопах Сталинграда

54. Носов Н. Приключения Незнайки/ Незнайка на Луне/ Живая Шляпа/ Мишкина каша

55. Обручев В. Земля Санникова

56. Олеша Ю. Три толстяка

57. Островский Н. Как закалялась сталь

58. Паустовский К. Повесть о жизни/ Мещерская сторона

59. Пикуль В. Реквием каравану PQ-17/ Миниатюры

60. Приставкин А. Ночевала тучка золотая

61. Петрушевская Л. Рассказы и повести

62. Полевой Б. Повесть о настоящем человеке

63. Прутков Козьма Сочинения

64. Распутин В. Прощание с Матерой

65. Рождественский Р. Стихотворения

66. Рубцов Н. Стихотворения

67. Руставели Ш. Витязь в тигровой шкуре

68. Рыбаков А. Кортик/ Бронзовая птица/ Выстрел

69. Самойлов Д. Стихотворения

70. Симонов К. Стихотворения/ Живые и мертвые

71. Соловьев Л. Повесть о Ходже Насреддине

72. Стругацкий А., Стругацкий Б. Понедельник начинается в субботу/ Трудно быть богом

73. Токарева В. Рассказы и повести

74. Толстой А. Князь Серебряный

75. Толстой JI. Хаджи-Мурат/ Казаки/ Анна Каренина3

76. Тукай Г. Шурале

77. Тынянов Ю. Пушкин/ Смерть Вазир-Мухтара

78. Успенский Э. Крокодил Гена и его друзья./ Дядя Федор, пес и кот

79. Фадеев А. Молодая гвардия/ Разгром

80. Фраерман Р. Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви

81. Хетагуров К. Стихотворения

82. Шварц Е. Дракон/ Снежная королева

83. Шукшин В. Рассказы

84. Эйдельман Н. Лунин/ Твой XIX век

85. Эренбург И. Люди, годы, жизнь

86. Ян В. Чингиз-хан. Батый. К последнему морю

87. Янин В. Я послал тебе бересту

88. Эпосы, былины, летописи Алпамыш

89. Гэсэр

90. Давид Сасунский

91. ДжанГар

92. Калевала

93. Кер-оглы

94. Манас

95. Олонхо

96. Урал – Батыр

97. Древние Российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым

98. Повесть временных лет

99. Былины (сост. Чечеров К., Ухов П.)

100. Сказки народов России (сост.Ватагин М.)


ИА REX: В этом перечне отсутствуют произведения современных российских писателей, ранее включённые в школьную программу для старших классов, против которых выступали многие заслуженные педагоги России, считающие, что «изучать «Generation “П”» на уровне «Евгения Онегина» недопустимо, потому что тем самым теряется представление школьника об иерархии, о том, что важно и что неважно. Задача школы — связать поколения, поколения связывает классика». Что же изучать школьникам на уроках русской литературы?

Лев Вершинин, политолог:

Нынешнее обсуждение списка-100, то есть, сотни книг, обязательных для прочтения в школе, очень интересно. Люди спорят до хрипоты, и это несложно понять: на вкус и цвет товарища нет, и это правильно, потому что без спора нет хотя бы примерной истины. Но, оказывается, в суете "за" и "против" теряются нюансы, куда более важные, а то и страшные. Типа, нового, извините за выражение, "образовательного стандарта", усиленно проталкиваемого Министерством образования, от которого педагоги-словесники, - неистребимые российские подвижники, - которым все еще не на все наплевать, уже, заранее, бьются в судорогах, не зная, что делать. Я не теоретик литературоведения, я литератор-практик и читатель-профессионал, но даже мне ясно, что на русской классике кто-то не очень умный (или, напротив, очень расчетливый) намерен ставить жирный крест. И не в том даже дело, что сокращаются часы, в результате чего "до полной ликвидации нашего предмета как обязательного осталось два шага, а то и шажочка". Дело в том, что, насколько я понимаю, предполагается выхолостить само понятие "классика".Прошу прощения за длинную цитату, но без нее нельзя.

"Составителям по каким-то причинам крайне симпатичны следующие персонажи отечественной словесности, обязательные, по их мнению, для изучения на базовом уровне в любой школе: В.П.Аксенов, А.Т.Гладилин, Ю. (почему-то без отчества) Домбровский, Ф. (опять без отчества) Искандер, В. (и снова без отчества) Маканин, В. (почему без отчества?) Некрасов, В. (где отчество?) Пелевин, А. (аааа! отчество!!!) Рыбаков, Л. (какое гендерное неуважение!) Улицкая, В.Т.Шаламов, А. Эппель (очень стыдно за вопрос – кто это? И какое у него отчество?). И крайне несимпатичны Виссарион Григорьевич Белинский, Николай Семенович Лесков, Алексей Константинович Толстой, Николай Гаврилович Чернышевский, Виктор Петрович Астафьев, Николай Михайлович Рубцов, Александр Валентинович Вампилов. Ибо этих (как и многих других) имен в списке базового уровня нет".

Обратите внимание: авторы текста, все разъясняя столь ясно и подробно, что мои толкования излишни, почему-то (возможно, от избытка деликатности или полной аполитичности) именуют это "отсутствием иерархии" и "вкусовщиной". А между тем, судя по подборке, это совсем не так. Политикой несет за версту, и притом не простой, но дальнего прицела.

Дело в том, что Классика - это не просто нечто, хорошо написанное, легко читаемое и потому пережившее века. Книга как раз может читаться как угодно трудно и сложно, но, вопреки ожиданиям, - в отличие от модных и бойких. - пережить эти самые века по той простой причине, что раскрывает, - через судьбы и характеры живых людей, - процесс развития общества. То есть, показывает внукам и правнукам, какими были деды и прадеды, которые были такими же и те же вопросы решали, - и если книга даже ничему не учит, потому что пока сам не обожжешься, не поймешь, - то, по крайней мере, связывает поколения. Нет-нет, все, конечно, проще, но это, на мой взгляд, в первую очередь.

И в этом смысле, извините, Виктор Астафьев, в список почему-то не попавший, объективно на три порядка глубже, а значит, и социально значимее, чем, при всем уважении, писавший о том же очеркист Виктор Некрасов, а наличие в списке Василия Аксенова лишает смысла присутствие Анатолия Гладилина (и наоборот), а модные, гладкие, бойкие Людмила Улицкая и Виктор Пелевин едва ли нужны вообще, поскольку, как бы изящен ни был слог, от классики (то, что актуально ныне и будет актуально всегда) отличаются примерно как фаянсовая балеринка на комоде от Венеры Милосской. И наконец, наличие тематически перекрывающих один другого Юрия Домбровского (талантливо, но сложно), плюс Варлама Шаламова (талантливо) и Анатолия Рыбакова (нафиг-нафиг) в полном наборе "великолепной перестроечной тройки"плюс, дает основание обоснованно допустить, что составители списка руководствовались, мягко говоря, не только литературными пристрастиями.

Знаете, по-моему, никакая это не вкусовщина. Это политика, направленная на оглупление и атомизацию подрастающего поколения. Путем, - на формулировке не настаиваю, - корчевания корней и засола почвы, где они были. Или, иными словами, увода учеников от осмысления себя в реальности, как звена в бесконечной цепи поколений, с заменой активного поиска все того же себя на блаженное социальное рефлексирование. В стиле Илюши Обломова или Васисуалия Лоханкина, - читать о которых, впрочем, новый Стандарт тоже не рекомендует

Лариса Бельцер-Лисюткина, культуролог, кандидат философских наук (Германия):

Советские учителя привыкли к приказаниям сверху, что и как им преподавать. Они привыкли к канону классических текстов 200-летней давности, которые сегодня уже не могут дать ответа на вопросы, как жить детям в их современности, в их 21-ом веке. Они путают литературу и историю литературы. В современной российской литературе они не компетентны. Всё постсоветское пространство испытывает страх перед modernity, потому что тут этой эпохи просто-напросто не было. Как не было тут и патристики, схоластики, Ренессанса и Просвещения. Эти прорехи в историческом развитии не позволяют людям усвоить ценности своего времени, превращают их в ярых защитников собственной интеллектуальной и политической отсталости. Тут любят Каддафи и Чавеса, тут смотрят Дом-2 и мексиканские сериалы, тут проклинают постмодернизм - как же иначе, если не было эпохи Модерна, тут читают Донцову, а учителя возмущаются тем, что им не приказали сверху, что делать на каждом уроке.

Андрей Давыдов, журналист:

В целом, как отмечают многие, вместо классических русских писателей и поэтов в школьную программу внесли «непримиримых» эмигрантов и диссидентов. И не покидает ощущение русофобской направленности отбора. О да, жесткой школьной программы у нас теперь нет – свобода! - изучайте хоть песни папуасов Новой Гвинеи, только не обижайтесь, когда пробьет час ЕГЭ! Знакомство с Гоголем, например, ограничится прочтением одного «Невского проспекта». Зато Пелевину с Улицкой да Мандельштаму с Бродским будет уделено повышенное внимание. Ну да, какая еще вам «Русь – необгонимая птица-тройка»?! А ну тпру – именем «общечеловеческих ценностей» распрягай!

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть