Запад исчерпал арсенал методов давления на Белоруссию. Мелкие провокации не срабатывают, а влияние социальных сетей переоценивается, считает известный белорусский журналист и политолог Вадим Гигин.
ИА REX: Неужели Запад смирится с упрямым батькой Лукашенко и несгибаемыми белорусами?
Григорий Трофимчук, политолог, первый вице-президент Центра моделирования стратегического развития:
Запад с батькой не смирится никогда, а просто так ему ждать бессмысленно, тем более что Александр Лукашенко ещё достаточно молодой человек и спокойно может управлять своей страной как минимум лет двадцать. Это – типаж Фиделя Кастро, который переживёт хоть сто смертей.
Радует, что многие эксперты начинают, наконец, понимать (хотя это было ясно всегда), что влияние социальных сетей в политических переворотах новейшего времени переоценивается. В конце концов, главная цветная революция на постсоветском пространстве (август 1991 года в России) случилась тогда, когда у людей на руках практически не было ни компьютеров, ни интернета, ни мобильных телефонов. За двадцать последних лет эту очевидную истину поняли и белорусские оппозиционеры, сидящие в виртуальном пространстве. Лукашенко и виртуальное пространство – разные плоскости, которые практически не пересекаются.
Таким образом, у врагов президента Белоруссии остаются в запасе следующие проверенные варианты борьбы, которые срабатывали и в Южной Америке, и где угодно, без всяких детских «социальных сетей»: 1) покушение на Лукашенко; 2) теракты в Минске и на территории страны; 3) внешний силовой удар; 4) военный переворот. Так что арсенал методов давления не только не исчерпан, он ещё даже и не начинал применяться.
Ещё одним теоретическим средством является замена Лукашенко на некий пророссийский аналог при молчаливом согласии Москвы – примерно по той же схеме, как это планировалось в Тирасполе, но пошло слегка не туда. Однако в ситуации с Минском такая схема вообще не даст никаких гарантий. При таком развитии ситуации Белоруссия гарантировано «подломится», так как ни один белорусский чиновник (бизнесмен, поэт, учёный, экономист, юрист и т.п.) не сможет удержать нужный политический и экономический формат, даже если будет ещё более горячим поклонником России, любящим, в отличие от батьки, всех её либералов и олигархов.
Теоретически такое произойти может, но в этом случае РФ должна понимать, что она подпустит НАТО к себе ещё на порядок ближе. Сам Лукашенко как угодно долго может играть на этом факторе, якобы «шантажируя» Москву, но факт остаётся фактом: при этом президенте Белоруссия была и остаётся гарантированным санитарным кордоном даже в том случае, если РФ не будет давать Лукашенко никаких денег вообще.
Илья Трейгер, издатель и публицист (США):
Вывод о том, что влияние социальных сетей в Белоруссии переоценено, сделан на основании того, что попытка «революции через социальные сети» в 2011 году не удалась. Однако же, в активности в социальных сетях в 2011 году в Белоруссии действий, направленных на организацию революции не отмечалось. Были действия, направленные на организацию флэш-мобов политического содержания – это правда. И эти действия, все без исключения, оказались эффективными, поскольку все флэш-мобы состоялись. Более того, сама белорусская власть не разделяет мнение о том, что эффективность социальных сетей переоценена, поскольку отреагировала на организованные флэш-мобы изданием законов, налагающих ответственность, в том числе и за организованное бездействие, то есть, власть испугалась эффективности социальных сетей.
По всей видимости, не случайно автор говорит о попытке организации революции, а вовсе не флэш-мобов. Цель, по-видимому, в том, чтобы поставить знак равенства между организацией флэш-мобов и организацией революции. Но, если так, автор делает заявку на то, что ему точно известно, что организаторы чего-то одного на самом деле думали о чём-то другом, причём, известно, о чем конкретно. Но такая постановка вопроса переводит данное заключение политолога в разряд таких утверждений, как «все арабы мусульмане, а все мусульмане террористы». То есть, поскольку в данном утверждении просматривается нарушение критерия Поппера, оно не является результатом политологического анализа, но голословным утверждением, по сути, и чистой пропагандой по направленности.
Что касается утверждения Вадима Гигина о том, что «западные оппоненты Александра Лукашенко исчерпали арсенал методов давления на Белоруссию, то оно (утверждение) аргументировано тем фактом, что такого давления в последнее время не ощущается. Однако «исчерпание арсенала» вовсе не является единственной причиной отсутствия такого давления. Отсутствие давления Запада на Белоруссию вполне может объясняться отсутствием цели такое давление осуществлять.
Белоруссия сегодня – это страна с замкнутой экономикой, наподобие Северной Кореи, которая не может представлять интереса для стран Запада. С другой стороны, в отличие от КНДР, степень милитаризации Белоруссии слишком низка, чтобы представлять какую-либо опасность для соседей Белоруссии, являющихся союзниками Запада. Так же, и политика белорусских властей, как внешняя, так и внутренняя, не демонстрирует той агрессивности в адрес внешнего мира, которой Западу следовало бы опасаться. А, раз нет не интереса, не опасений, то и не имеет смысла тратить деньги и силы на практическое осуществление какого-либо эффективного давления на белорусский политический режим.
Так что, скорее всего, вопрос о том, «смирится ли Запад с упрямым батькой», вероятнее всего не имеет смысла, поскольку, по сути происходящего, Западу в этой связи и смиряться-то не с чем…
Кирилл Мямлин, публицист:
Дело не только в социальных сетях, но и в культивированном "образе жизни". Александр Селянинов в книге "Тайная сила масонства. Исторический очерк масонства. Еврейство в России" в 1911 году писал, что 18 Января 1832 года масон, известный под кличкой Пикколо-Тигр, настоятельно советовал подельникам: «...маленькими дозами впускайте яд в избранные сердца; делайте это как бы невзначай, и вы скоро сами удивитесь полученным результатам. Главное — это отделит человека от семьи и заставит его потерять семейные привычки. По самому складу своего характера всякий человек предрасположен, бежать от домашних забот и искать развлечений и запрещённых удовольствий». Поэтому без противоядия - без национальной идеологии и Веры в сердцах, эти силы, как бы их и не называли, добьются своего.
Юрий Юрьев, политконструктор:
У Запада действительно закончились "быстрые" методы влияния на Белоруссию. Приступом её не взять. А значит - возможна осада. Могут вкачивать капиталы в диссидентов, маскируя таковых под патриотов. Могут устроить конфликт патриотов собственно Белоруссии и патриотов Единого Государства с Россией. Могут затруднять денежный оборот и валютные операции. Могут устроить то, что устроили ранее в СССР, прельщая элиты безнаказанным бегством. Многое могут при желании и средствах. Но есть ли желание и средства у Запада влиять на Белоруссию - ещё вопрос. Соседние прибалты прошли по рыночному пути так, что остались без земли и молодёжи, земли скуплены извне, молодёжь переезжает к эмитентам мировых валют. Что ни интриговать в Белоруссии - у населения перед глазами пример неудачливых соседей, так что любые меры не возымеют действия, поскольку у Запада не осталось выгодных стимулов для самих белорусов в Белоруссии. Так что остаётся только смириться, и это Западу выгодно, поскольку экономятся средства для своих внутренних дел, а Белоруссия Запад своим примером не атакует и не представляет настолько значимой угрозы, как представлял СССР.
Сандра Новикова, журналист и блогер:
Вообще стратегия Запада такова, что он от своего никогда не отступается. Однако тактику западники могут менять: если прежняя тактика себя не оправдывает, если ничего не получается, если план номер один проваливается, то они не падают духом, не опускают руки, а на некоторое время ослабляют давление, перегруппировывают силы и со всей своей нацеленностью, неспешностью и настойчивостью продолжают гнуть свою линию - переходят к плану номер два, затем плану номер три, и так далее. И нам следует учитывать эту особенность Запада, не повторять прежних ошибок, не расслабляться ни на минуту, даже после наших побед (кстати, существует исторический анекдот, что будто американский посол, наблюдая в мае 1945 за ликующими москвичами, сказал «Они радуются, и не понимают, что всё ещё только начинается…»), и всегда быть готовыми к отражению новых атак – это непрерывный процесс. Как говорят западные мастера великой шахматной доски и большой игры, «Большая игра закончится только тогда, когда все умрут…».
Возвращаемся к Белоруссии. Попытка оранжевой революции там пока что провалилась, поэтому Запад ослабил давление. Пока что, как мы видим, он пробавляется мелкими провокациями типа плюшевого десанта, а сам тем временем готовит обходной манёвр. Какой именно? Это очевидно: если удастся дестабилизировать обстановку в России, то тогда легче будет совершить оранжевый переворот в Белоруссии. А если Россия падет, то тогда и Сирия падёт, и упрямый Батька и его несгибаемые белорусы долго не продержаться.
Итак, Белоруссией западники планируют заняться в связке с Россией, и это давно пора понять. Поэтому надо отдать Батьке должное (он ведь давно мог превратить Белоруссию в подобие прибалтийских русофобских республик), но петь ему дифирамбы в стиле «Батьку в президенты», как любят у нас некоторые, тоже не стоит. Ибо Запад отступился на время от Белоруссии в первую очередь из-за того, что под боком у Белоруссии находится сильный союзник - Россия, и только во вторую потому, что Батька упрям. И кстати, сам Батька это понимает. Более года тому назад, осенью 2011 года, когда уже ясно было, что в России будет осуществлена попытка оранжевого переворота, Батька в своём интервью сказал: «Поэтому дай Бог, чтобы Россия это достойно выдержала, потому что наш кровный в этом интерес, всех республик. Будет нормально, стабильно у этого «медведя российского» – и нам будет нормально. Если только шелохнется Россия, как это было в конце прошлого века, тяжело будет и нам…».
Если перевести слова Батьки с дипломатического языка на обычный, то получится «Без России всем нам кирдык!» Вот как-то так. Кстати, с Северной Кореей ситуация очень похожая, и потому когда я слышу от некоторых либералов, что «единственная независимая страна в мире это Северная Корея», я смеюсь. Она не независимая: у Северной Кореи под боком союзник и сильнейший стабилизирующий фактор – Китай. Северная Корея входит в зону его влияния, и потому может, уютно укрывшись под китайским ядерным зонтиком, позволить себе немного поэкспериментировать с идеями чучхэ и построением коммунизма в одной отдельной взятой стране. Кстати, когда год тому назад умер товарищ Ким Чен Ир, американцы осторожно намекали, что пора бы и Северную Корею демократизировать. Но тигр тогда рявкнул: «Помолчи ты, зверь, не имеющий названия! В мире пока что хозяин ты. Но этот лес – мой!» Поэтому сейчас нам уже пора думать, что будет, когда Батька уйдёт (а в этом мире нет ничего вечного). Сможет ли рявкнуть медведь? Если у него все будет хорошо, то сможет.
Комментарии читателей (0):