Одним из важнейших событий в Центрально-Азиатском регионе в 2013 году станет вступление Киргизии в Таможенный союз, полагает политолог Андрей Грозин. Основными угрозами в Центральной Азии являются: скорый вывод из Афганистана и дестабилизация ситуации в Казахстане и Узбекистане, где престарелые лидеры не создали прозрачных механизмов передачи власти. О том, что принесёт региону новый 2013 год эксперт рассказал казахстанской газете «Республика» 21 декабря.
Андрей Валентинович, уже довольно скоро вступит в свои права 2013 год. Как Вы полагаете, что принесёт он странам Центральной Азии? Какие Вы видите возможные риски и угрозы для региона?
Мы не увидим серьёзных, радикальных или неожиданных событий. Очень давно ждут и усиленно обсуждают, как бы это подипломатичней сказать, транзит высшей политической власти двух ведущих государств Центральной Азии — Казахстана и Узбекистана. Однако Ислама Абдуганиевича и Нурсултана Абишевича так давно и усиленно отправляют в отставку по состоянию здоровья, что уже и не верится, что они когда-нибудь сами уйдут.
А годы идут...
Да, и руководство не молодеет, что это сказывается на эффективности политических систем обеих республик. И в Узбекистане, и в Казахстане политические системы становятся всё более уязвимыми. Элита постоянно находится в нервном напряжении, потому что кто знает, что случится через день?
Откуда такая нервозность?
После известной смены власти в Туркменистане, когда за неделю до смерти Сапармурат Ниязов выглядел огурцом, встречался с тогдашним губернатором Свердловской области Эдуардом Росселем, жал ему руку, был энергичным, а потом раз и... перестал быть. Все взяли ситуацию на заметку. Нынче каждый элитарий в Казахстане и Узбекистане постоянно держит её в уме: а вдруг завтра правила игры изменятся кардинально?
Это не добавляет уверенности в завтрашнем дне. Все понимают: поменяются политические лидеры, поменяется и конфигурация людей у тронов, то есть надо будет налаживать новые отношения, выстраивать новые формальные или неформальные системы связей.
У нас ведь российская политика в Центральной Азии, как и китайская, строится в большей мере на неформальных связях. А все публичные вещи, касающиеся политических деклараций, экономических проектов, — довесок к неформальным отношениям, которые есть у Кремля с Акордой и Аксараем.
Поэтому отсутствие уверенности в том, как, когда и с какими результатами пройдёт транзит высшей власти в двух ведущих государствах региона, не позволяют давать какой-то серьёзный прогноз.
А если транзита власти не случится?
Если предположить, что и Каримов, и Назарбаев, и их более молодые коллеги по клубу диктаторов, как их Financial Times обозвал недавно, будут в добром здравии, то тогда никаких изменений в следующем году в регионе не будет. Россия продолжит политику экономической интеграции через Таможенный союз, через зону свободной торговли во всём постсоветском пространстве и в Центральной Азии в частности.
А как будет развиваться Таможенный союз?
Скорее всего, Кыргызстан если не обеими ногами, то одной ногой вступит в ТС. Алмазбек Атамбаев и люди вокруг него так много сказали о том, что до конца 2013 года Кыргызстан войдёт в Таможенный союз, что отступить им уже невозможно. Уровень вовлеченности российской экономики и политики в Кыргызстане настолько высок, что он не позволит вновь кардинально на 180 градусов переиграть ситуацию. Поэтому вступят. Пока ещё на особых условиях, с массой оговорок, с льготными преференциями, но в течение года или двух Кыргызстан точно войдёт в Таможенный союз.
Кстати, одной из угроз для стабильности региона некоторые эксперты считают ситуацию в Кыргызстане. А Вы как полагаете?
Страна пока находится в каком-то разобранном состоянии. Алмазбеку Атамбаеву удалось усилить свои позиции. Сейчас он сам и люди, которые вокруг него группируются, находятся в фазе подъёма влияния. Да, налицо перманентный внутриэлитный кризис и постепенная концентрация власти в руках президента. Но республика остается, как мне представляется, самым свободным государством из всех центральноазиатских республик. И единственным государством, являющимся не президентской республикой, а президентско-парламентской.
Это хорошо?
В этой новой политической модели, где парламент действительно влиятелен, 120 депутатов перманентно не только бьют друг другу морды, но и пытаются выстроить некую внутриполитическую конфигурацию.
А ещё поделить ресурсы...
Да, и влияние, и всё, что ещё можно поделить в республике. Но это, скорее, болезнь роста.
В чем принципиальное отличие Кыргызстана от его соседей по ЦА?
В историческом выборе, о котором российский классик сказал так: «Выбирая между жуликами и кровопийцами, жулики лучше, чем кровопийцы». Политические режимы остальных четырёх государств Центральной Азии, где-то в большей мере, где-то — в меньшей, но кровопийцы, а в Кыргызстане — жулики. Мне ближе жулики, чем кровопийцы.
Однако СМИ и эксперты республики Кыргызстан очень нелестно отзываются о своей политической системе, политиках, качестве элиты, которая правит страной и не может решить многочисленные проблемы этой республики...
Я как раз там был недавно, и то, что там творится, — ужас! Кошмар! Город практически вымерзает. Но экономические и социальные проблемы Кыргызстана, как мне кажется, не прямое следствие той политической системы, которая в этой республике сложилась, о чем поёт «Хабар» или на что тонко намекают прочие информационные ресурсы других государств. Дело не в ней.
А в чём?
Республика, во-первых, бедная, во-вторых, запущенная, а в-третьих, в Алматы дома тоже отключают от электричества и рвутся сети теплоснабжения. Инфраструктура ветшает. Советское наследие постепенно превращается в хлам, а ничего нового не создано. И дальше будет только хуже. Я вообще удивляюсь, как того, что построили при коммунистах, хватило на эти 20 лет независимости, как трубы в Алматы, Ташкенте или Ашхабаде не полопались раньше.
Так что дело не в политической системе и не в том, что депутаты всё разворовали. А в том, что в Кыргызстане в силу бедности, качества той же элиты и множества объективных и субъективных причин общий кризис политических и экономических систем Центральной Азии наиболее зримо выражается.
Многие эксперты полагают, что угрозу для стабильности региона несёт и скорый вывод войск из Афганистана...
Если ситуация с безопасностью в регионе начнет ухудшаться в связи с выводом войск США и их союзников из Афганистана, то, скорее всего, Россия получит дополнительные возможности для усиления своего влияния в Центральной Азии. Потому что Китай абсолютно не готов нести военно-политические риски и взваливать на себя политическую обязанность по прикрытию центральноазиатских режимов, государств и обществ от военных угроз. Запад, скорее всего, постарается не повторять своих ошибок с Афганистаном и Ираком. Он сейчас настроен на решение других глобальных задач в других регионах, сопредельных с Центральной Азией. Остается Россия.
С точки зрения военно-политических гарантий РФ, конечно, тоже не хотелось бы задействовать свои активы в рамках ОДКБ. Но если нестабильность будет нарастать... Террористы, экстремисты, радикальные идеи, оружие, наркотики... Тут очень большие надежды возлагаются на ОДКБ.
Да, но Россия обычно старается не замечать различные конфликты, с которыми имеют дело её соседи...
Может так случиться, что ей придётся. Государства региона — Таджикистан, Кыргызстан, не справятся даже с такой угрозой, как 300—400 боевиков, без внешней помощи. Если же боевиков будет больше, то тогда и у более серьёзных государств Центральной Азии возникнут проблемы и потребность во внешней поддержке. До тысячи Казахстан и Узбекистан ещё, может быть, выдержат, а свыше — уже нет. Придётся задействовать российские десантные штурмовые подразделения и Коллективные силы оперативного реагирования.
Кстати, московские эксперты из прозападного лагеря говорят, что ни в коем случае не нужен второй Афганистан на территории ЦА. Но и они сейчас признают тот факт, что если не вмешаться в ситуацию на начальной стадии, то тогда проблемы придётся решать самой России, но с гораздо большей затратой ресурсов.
Комментарии читателей (1):