Пенсионеров все больше, а число людей трудоспособного возраста стремительно сокращается. Россия стареет, и этот тренд обещает быть устойчивым и долгосрочным. ИА REX публикует интервью эксперта по инновационному развитию, директора Фонда «Центр стратегических разработок «Северо-Запад» Владимира Княгинина, в котором он рассказал о том, что ждёт всех нас в ближайшие годы.
Владимир Николаевич, сегодня приходится очень много слышать и читать о старении нации. Совершенно разные эксперты сходятся в том, что скоро в России будет практически некому работать. Насколько опасна ситуация, на самом деле? Что будет происходить с нами в ближайшее время?
Я соглашусь с тем, что положение вещей серьёзное. Мы сегодня пребываем в ситуации очередного демографического перехода: проходим пик выхода на рынок труда трудоспособного населения. Эта ситуация не новая — демографы прогнозировали её ещё с конца 90-х-начала 2000-х годов — просто сейчас её развитие происходит на наших глазах.
Это происходит по всей России или только в больших городах?
По всей России. И это долгосрочный тренд: число людей пенсионного возраста будет расти. Если помните, у нас был «горбачёвский» всплеск рождаемости, затем провал в 90-е. А если рисовать схему прироста населения, то Россия это не ровный «карандаш», сужающийся кверху, а «ёлка» с чередующимися всплесками и провалами. И вот сейчас мы доползли до «ямы» — момента, когда те, кто родился на спаде рождаемости, начинают трудовую деятельность. Этот провал будет ощущаться ещё достаточно долго, ведь это целое поколение, которое появилось на свет в 90-е-2000-е годы: так называемые Millennials — рождённые на смене тысячелетий. Они — дети слабого поколения так называемых «эхо-бумеров».
Справка: Демографы приводят различные временные промежутки рождения того или иного поколения. Однако в большинстве случаев, это выглядит следующим образом:
«Бэби-бумеры» — поколение, рожденное в 1946-1964 годах. Доминирующий социальный паттерн поколения — «корпоративный человек», представитель среднего класса. Главные социо-экономические трансформации в период трудового расцвета «беби-бумеров»: бум в электронике и фармацевтике, рост статуса женщин. Это «беби-бумеры» придумали Windows, танцевали рок-н-ролл и боролись за гражданские свободы. Основные тренды: «общество потребления», торжество брендов.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
«Эхо-бумеры» — дети «беби-бумеров», рождённые в 1965-1981 годах. Самоназвание — поколение «техно». Доминирующий паттерн — «cвободный агент» представитель «креативного» класса. На расцвет этого поколения выпали: интернет-бум, индустриализация Азии,"сырьевой" супербум, развитие мультикультурализма в мире.Тренды: инвестиции в саморазвитие, «интеллектуальное потребление».
Millennials — дети «эхо-бумеров», родившиеся с 1982-го по 2001-й год. Самоназвание — интернет-поколение, «сетевое» поколение, поколение «Next». Доминирующий паттерн — представитель «интеллектуального» (smart) класса. Из процессов и явлений, которые, вероятней всего, станут фоном жизни Millennials, эксперты называют: новую продолжительность жизни — до 100 лет, неограниченную мобильность и демографический спад. Их тренды, предположительно, останутся теми же, что и у «эхо-бумеров»: «интеллектуальное потребление», инвестиции в собственное развитие.
Если очевидно, что Россия стареет, будет ли как-то меняться государственная политика, в связи с этим? Если население меняется качественно, очевидно, что и потребности у него будут другие?
Совершенно верно. Именно поэтому в России начались дебаты вокруг пенсионной реформы, связанной с дефицитом Пенсионного фонда. Уже сегодня понятно, что выплаты пенсий следующим поколениям для бюджета будут гигантскими, так как число тех, кто может работать, будет все сильней отставать от числа тех, кого нужно кормить.
И как реакция на эти расчёты выдвигаются предложения о продлении пенсионного возраста или стажа, что практически одно и то же. Но российское экспертное сообщество не обсуждает пока, например, стимулирование экономики так называемого «серебряного» возраста, а весь мир уже всерьёз этим занят.
Что мы называем «серебряным» возрастом?
Это пенсионеры: они же седые, поэтому и возраст «серебряный». Мир не первый год размышляет о том, как сделать продуктивной кооперацию между людьми пенсионного возраста и молодыми, и чтобы, при этом, пожилые не рассматривались как обуза. А самое главное — как их подвигнуть на самоорганизацию. Поиск ответа на этот вопрос лёг в основу социальной и культурной политики развитых стран. Заметьте, за границей учится очень много взрослых людей, в том числе, и пенсионного возраста. Нам тоже придётся строить свою политику, которая позволит включить пенсионеров в активный трудовой процесс.
Есть ли в мире ещё какие-то способы подтолкнуть пожилых к активности? Помимо обучения.
К сожалению, всегда есть живодёрские решения. Вспомним, что сейчас происходит в Греции: решено ещё на 2 года продлить трудоспособный возраст — до 67 лет. Это привело к забастовкам. Одно из самых жесточайших разочарований в индустриально развитых странах заключается в том, что люди, которые выйдут на пенсию в ближайшие десятилетия или годы, будут жить в худших условиях, чем их предшественники. Возможно, добровольное решение пенсионеров продолжать работать — один из выходов.
Здесь, наверное, важно понимать, что у пожилых людей может быть меньше производительность труда...
Правильно, поэтому второе направление внутри этой проблемы, по которому Россия пока также не работает, это здравоохранение. Если существенно возрастёт продолжительность жизни и значительно увеличится процент пожилых, очевидно, что изменится характер основных заболеваний. Скорей всего, это потребует дорогостоящих методик лечения и ухода за людьми. Отсюда в развитых странах ориентированность не просто на долгую жизнь, а на здоровую долгую жизнь: это уже работа не с болезнями, а со здоровьем. Поэтому для России сегодня, в связи со старением населения, становится чрезвычайно важным повышение эффективности медицины и здравоохранения.
Комментарии читателей (2):
Пенсионная система - ОТДЕЛЬНАЯ ВЕТВЬ ВЛАСТИ.
http://maxpark.com/user/632656317/content/676553 />
.