Как пишет китаист Александр Габуев в издании Коммерсант-власть, в Китае изучение опыта распада Советского Союза до сих пор не завершено: издаются новые книги, выходят многочисленные статьи в научных журналах, проходят открытые конференции и закрытые семинары. Институт марксизма выпустил фильм на восьми DVD «Думай об опасности в мирное время: исторические уроки падeния КПСС», который стал обязательным для просмотра руководством вплоть до уровня уездных партсекретарей. Наконец, в разгар экономического кризиса весной 2009 года партийное руководство Китая вновь обязало руководящих работников КПК посмотреть учебный фильм о падении СССР и опыте «цвeтных революций» на постсоветском пространстве. По мнению китайских аналитиков Советский Союз пал не столько из-за деятелей пассиoнарного демократического меньшинства вроде Бориса Ельцина, академика Сахарова и членов Межрегиональной депутатской группы, сколько из-за молчаливого одобрения этих действий со стороны абсолютного большинства населения страны.
ИА REX: Правильные ли выводы о причинах распада СССР сделали в Китае?
Павел Шипилин, журналист:
В демонстрации мудрости китайцев, семь раз отмеряющих, прежде чем начать резать по живому, есть один недостаток: всё выглядит так, будто история закончила своё развитие. А на самом деле мы находимся на пороге крупных социально-экономических потрясений, которые коснутся и Поднебесной. И ещё неизвестно, какая страна в каком положении окажется. Благодаря реформам Дэн Сяопина Китай сегодня — крупнейшая мировая экономика, но именно поэтому она станет очень уязвимой во время кризиса. Возможно, в обозримом будущем сохранение ведущей роли КПК, которая так внимательно изучила печальный опыт КПСС, станет единственным китайским достижением.
Симбиоз с США, давший в 1980-90-х годах сильный импульс развития, привёл страну не только к появлению дорог, мостов и небоскрёбов в Шанхае. Китай стал весьма зависим от американского доллара, который, собственно, и составляет основу его благополучия. Разумеется, китайским финансистам эта проблема хорошо известна, но вряд ли они знают, как можно её решить. Освободиться от доллара невозможно, потому что за таким шагом неизбежно последует девальвация мировой резервной валюты, за ним — всех остальных и, как следствие, 3,5-триллионный золотовалютный резерв сократится раз в десять. Поэтому приводить китайскую экономику в пример пока рановато.
Есть ещё одна проблема, с которой уже столкнулась КПК и которую пока не может решить — невозможность сделать собственное население богаче. Ведь главное конкурентное преимущество Поднебесной, которое, собственно, и позволило ей вырваться вперед, — дешёвая рабочая сила. Повышение уровня доходов рядовых китайцев тут же приведёт к утрате этого преимущества. По сути, Китай сегодня экономически оказался в тупике: в стране живёт население, которое не в состоянии купить то, что само производит. Эта проблема уже дала о себе знать во время экономического кризиса 2008—2009 годов — падение американского, японского и других рынков заставило китайских коммивояжеров мотаться по всему миру в поисках новых покупателей, потому что больше произведённый товар деть было некуда. Четыре года назад их удалось найти, да и кризис был сравнительно недолгим. Однако в Китае вновь призадумались о развитии внутреннего рынка — уже всерьёз.
Дело в том, что двадцать лет назад, когда Дэн Сяопин совершил поездку на юг страны, о которой упоминается в статье, от этой мысли отказались. Ведь чтобы поднять доходы населения, требовалось провести массовую индустриализацию типа сталинской. Но в СССР в 30-х годах прошлого века было не больше 150 млн крестьян, в то время как в Китае — под миллиард. Дэн Сяопин не рискнул пойти на столь серьёзный социальный эксперимент ради журавля в небе. И, скорее всего, на тот момент был прав — личные крестьянские хозяйства помогли большинству китайцев прокормиться. Однако сейчас, через двадцать лет, КПК придётся, по-видимому, что-то придумывать, причём, печальный опыт «большого брата» — СССР здесь не поможет. Просто потому, что такого опыта у СССР не было. И совсем не факт, что КПК удастся выстоять во время всемирного экономического кризиса, который разрушит жизненный уклад многих стран мира: китайские товары станут попросту никому не нужны.
Юрий Юрьев, политконструктор:
Китаю пора думать о том, почему закрывается даже город Детройт, родина мирового автомобилестроения. И почему столь производителен сам Китай, а также азиатские тигры - Япония и Южная Корея. И если окажется, что секрет столь же прост, как в СССР, когда люди живут в маленьких жилищах, когда едят мало и потребляют мало, и когда вокруг войска-войска, то возникает высочайшая экономическая эффективность: "Мало затрат - много продукции".
СССР тратился на содержание "союзников", "Азиатские тигры" тратятся на содержание инвесторов. Но и СССР, и "тигры" могли гордиться трудом, а не потреблением. И эта опасность, диспропорций труда и потребления, способна взорвать любую страну, пусть она в какой-то момент и выигрывает даже мировую гонку, даже у США в автомобилестроении или у России в космических технологиях или у ФРГ в танкостроении.
Китай неплохо осваивает опыт краха СССР, приведённая статья характеризует действительно всемерный интерес ко всем проявлениям. Недостаточно проявлены лишь национализм и преступный мир. Что касается национализма, то Китай сделал выводы и ныне он перестаёт ограничивать рождаемость, в первую очередь, чтобы избежать вопросов: "Почему работяга - китаец не имеет права размножаться, а иждивенец - инвестор может плодиться, как хочет". Что касается преступного мира, то в СССР преступность имела два основных общих направления "жадность" и "вандализм", и если "жадность" потихоньку перебралась в законную экономику и норовит поменьше "преступать", а "вандализм" (наркомания, алкоголизм, насилие) - перестал быть поощряемым бесплатной медициной, то Китай в таких случаях не стесняется расстреливать и китайцы в массе предпочитают согласованные действия с властями. Китай ещё долго будет изучать СССР, поскольку во многом он только сейчас начал достигать СССР, например в посадках на авианосцы.
Китай подаёт пример всему миру в способности этот мир изучать. Там действительно меритократия, а не плутократия, криптоолигархия или секскарьеристы. Это обошлось Китаю в долгие и кровавые эксперименты, пока Китай не остановился на меритократии, причём независимо от того, капиталистической или коммунистической. Поэтому Китай преуспевает, там ухитряются замечать способных людей, выдвигать их вне зависимости от их убеждений, и извлекать пользу из их способностей, вознаграждая по мере верной службы. Создаётся впечатление, что даже если Китай станет вдруг полностью подчинён некоей буддистско-космической идеологии, то будет преуспевать во всех направлениях потому, что его сутью является меритократическое правление, отработанное ещё во времена мандаринов и ныне развитое сообразно требованиям космической эпохи.
Андрей Куприков, политолог, сопредседатель Волгоградского регионального отделения «Деловой России»:
Добавить нечего, С грустью и тоской перечитывал эти абзацы. Вот сам практически слово в слово пишу об этом в последнее время, иногда даже начинаю сомневаться, а нет ли у меня каких-то заблуждений в выводах, может быть всё не так, а мы ещё не поняли обрушившегося на нас счастья? Увы, китайские товарищи поняли всё сразу и правильно, как-никак их цивилизации больше 5000 лет. Вот только помочь они нам не могли или не хотели, ведь это так по-китайски, наблюдать и созерцать.
Андрей Давыдов, журналист:
В Китае делают правильные выводы. А если в чём-то не уверены или даже ошибаются, то мы и сами точного ответа не знаем. В лихие наши 90-е было особенно заметно, что Китай нащупывает правильную дорогу в будущее, пристально наблюдая за нашими провалами. Россия словно бы бежала впереди, расставляя красные флажки в местах непролазной топи и травматических камнепадов, благодаря чему Поднебесная благополучно прошла по разминированному нами минному полю. А мы до сих пор извлекаем из себя осколки...
Даниэль Штайсслингер, журналист и переводчик (Израиль):
Вместо изучения причин распада, китайцы изучают его механизмы. То, что без причин механизмы работать не станут, их не волнует не из-за того, что они глупы или ограничены, а потому, что их цель — сохранить возможности элит пить кровь из населения. Иными словами, не устраняя причин, могущих привести к тому же итогу, они стремятся блокировать механизм оттеснения своих кланов и группировок от кормила и кормушки. То есть, от того, что Китай избежит судьбы Советского Союза, большинству китайцев лучше не станет, от этого выиграет лишь высшая бюрократия и бизнес.
Комментарии читателей (0):