В блогосфере и социальных сетях обсуждается много тем о конце света, который в очередной раз нам обещают 21 декабря 2012 года.
ИА REX: Как вы относитесь к нагнетаемой апокалиптической панике?
Марк Сандомирский, социальный психолог:
Осталось меньше месяца до конца света, намеченного доподлинно знающими о том людьми.
Это долгожданное для некоторых сограждан событие я и недавно комментировал в утренней передаче на ТВ. Конечно, с психиатрической точки зрения. Чем ближе конец света — тем больше уверовавших в него. Ибо таков их диагноз. Или расплата за наивность. Или...
Кто только не заявлял о грядущем Апокалипсисе — то интерпретаторы календаря Майя... то американский проповедник... то лама — оракул Шамбалы... Какие только даты ни назначались — то 11.11.11, то 12.12.12, то 21.12.12... И главное, что аудитория интернета панические слухи подхватывает, как будто ждёт апокалипсиса с экстатическим предвкушением и сладострастным нетерпением.
В чём причина того, что идея конца света оказывается в наши дни столь «заразительной»?
1. Мы живём в безумном мире. Людей больных становится больше. Больных душевно. Одни из них выдают безумные идеи о конце света. К счастью, таких людей больше не становится. А вот других — тех, кто эти идеи разносят — всё прибавляется. Депрессии — те, кто ими страдает, ждут в будущем только худшего. И прогноз о конце света их отчасти утешает. Тревога — те, кто находится в её плену, стремятся канализировать свои переживания того, что произойдет какая-то непонятная беда. Если находится подходящая для канализации беспокойства угроза — им становится легче. К тому же инстинкт подталкивает их к тому, чтобы ещё и другим сообщить, предупредить об угрозе, так сказать — вынести свою тревогу вовне. Глядишь, на время отпускает.
2. Происходит глобальная инфантилизация человечества. И взрослые люди, как малые дети, всё более охотно верят в сказки. Особенно в «страшилки».
3. Распространяют панические слухи СМИ — потому, что идут вслед за растущим «информационным спросом» аудитории. В общем, как обычно, медиа виноваты — но они не виноваты... Хотели-то даже не как лучше — а просто как всегда.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
4. Глобальные эпидемии апокалиптической паники — «достижение» нашего времени. Они возникают благодаря интернету, где распространение панической информации становится «вирусным», приобретает характер цепной реакции — люди «заражают» друг друга паникой — см. п.1.
5. Ну и конечно, в общей суматохе ожидания конца света находятся те, кому это выгодно... Страховые фирмы предлагают страховки «от конца света», турфирмы — апокалиптические романтические туры (от апокалипсиса не убежишь на край света, но можно хотя бы скрасить последние недели вдвоём), строительные фирмы продают персональные антисветопреставительские бункеры, а букмекерские — принимают ставки на наступление конца света, по слухам — аж с коэффициентом 666.
Непонятно только, почему в стороне от массового движения умов россиян остаются ГД, РПЦ и исполнительная власть? Вот бы им вмешаться, заявить во всеуслышание, что всё будет в порядке — в том смысле, что апокалиптический беспорядок нам не грозит. И народ бы успокоили, и свои рейтинги подняли — когда бы во всех газетах и интернетах чёрным по белому пропечатали: «Граждане России! Конец света в нашей стране, милостию Государственной думы и волею администрации, отменяется! Спокойно живите и ваших спасителей благодарите» Или: «Живите и здравствуйте, в выборах после Апокалипсиса активно участвуйте».
Кстати, если подготовку к проведению конца света поручить отечественным бюрократам, то он точно не наступит никогда. Да и то сказать, у нас и так вся жизнь — сплошное светопреставление, куда уж дальше!
Григорий Трофимчук, политолог, первый вице-президент Центра моделирования стратегического развития:
Разговоры о «конце света», как известно, совпадают с периодами полного затмения в черепных коробках граждан той или иной страны, находящейся в глубоком кризисе и политической прострации. Как только в эти головы начинает пробиваться свет, все публикации о «конце света» в СМИ данного государства вдруг начинают выглядеть неуместными, абсурдными и вновь надолго исчезают из общественного употребления, так как не находят спроса у поумневшей (прозревшей) чудесным образом аудитории.
Те группы граждан, которые сегодня назначают и популяризируют конкретные даты «конца света», надо всегда держать в поле зрения, не забывая каждый раз ловить на слове и припирать к стене. Но не для того, чтобы в очередной раз опровергнуть их неудавшийся прогноз, а чтобы остальная, вменяемая часть населения была официально проинформирована: эти конкретные члены общества неадекватны, опасны, заразны.
Кстати, если внимательно вглядеться в «солнечные циклы» Чижевского и тупо подсчитать все предложенные им периоды, то даже и здесь нет никакой системы. В какой-то момент голова сама, искусственно начинает притягивать факты один к другому, хотя разум понимает, что вот опять не совпало — вот здесь, здесь и здесь. Система появляется в искалеченной временем, политической ситуацией голове, в которой всё сразу выстраивается в простую и логичную цепь. Поэтому самым опасным периодом для России был и остаётся 1991 год, как на него ни посмотри — хоть с точки зрения нумерологии, хоть политики. Возможно, это и был наш, российский, конец света, но мы этого ещё так и не поняли.
Этому есть доказательства. Одно из них — стремительно растущие толпы «посвящённых», духовно обогатившихся, да просто неграмотных людей. Другое — неуклонное приближение НАТО к нашим границам, несмотря на наличие всевозможных защищающих и укрепляющих молитв, амулетов, оберегов, талисманов.
Поэтому власти и церкви стоило бы обратить свои взоры не на сумасшедших, которых в силу разных причин становится всё больше и больше, а именно в эту сторону. Если Украина или Грузия войдут в НАТО, значит, конец света станет ещё ближе на один световой день. И предсказать приход НАТО не смог, к сожалению, ни календарь Майя, ни Нострадамус, ни великий дух Маниту.
Ирина Мороз, специалист в области маркетинга и PR:
Для людей на протяжении веков естественно объединяться перед лицом единой идеи или опасности, неважно реальной или мнимой, - политизация общества, все революции, вражеская армия под городом, стихия, нашествие ведьм и бесов, или, как вот сейчас, конец света, (которого ждали, наверное, в каждом поколении хоть раз, а то и чаще). Сейчас от политики устали, вражеских армий на расстоянии видимости не наблюдается, масштабных стихий, к счастью не прогнозируют. Вот и развлекается народ — скупает в магазинах свечки, мыло, муку и консервы. Не так много, даже из этих скупающих, тех кто реально верит в наступление конца света, — скорее с затаённым интересом ждут «а вдруг и правда, наступит? а вдруг я со своими консервами всю семью прокормлю?». А потом добавляют, как бы устыдившись: «Ну всё равно пригодится». Это некая форма масштабной игры с огромным числом участников, вариант «страшных историй» для взрослых, а не массовое помешательство.
Комментарии читателей (0):