Причастен ли ВПК к отставке министра обороны Сердюкова: мнения

Эксперты считают, что экономические причины не могли кардинально повлиять на перестановки в российской армии
12 ноября 2012  18:52 Отправить по email
Печать

Главный редактор «Эха Москвы» Алексей Венедиктов выдвинул в своём блоге новую версию причин отставки министра обороны Анатолия Сердюкова.

«Ну, вот и выползла, наконец, настоящая причина увольнения Анатолия Сердюкова. Уход начальника Генерального штаба Николая Макарова со своего поста открыл глаза даже сомневавшимся. Ведь Макаров не уходил от дочки бывшего вице-премьера, не встречался с Евгенией Васильевой, не дарил квартиры неизвестным женщинам, не имел отношение к распродаже армейского имущества.

Причина в другом — Верховный главнокомандующий проговорился: „У нас есть проблема, она, в принципе, такая рабочая, но всё-таки хотелось бы минимизировать проблемы. Она заключается в том, что очень часто в последнее время мы сталкиваемся с изменениями требований со стороны Минобороны к промышленности“ — сообщил президент.
При этом он добавил, что совершенно понятно и естественно, что жизнь постоянно вносит свои коррективы.

„Ситуация быстро в научно-технической сфере меняется, появляются новые средства ведения вооружённой борьбы. И, конечно, мы должны ориентироваться на перспективные средства, но всё-таки здесь и стабильность определённая нужна. Я очень рассчитываю на то, что Вам вместе с министром удастся выстроить стабильную, хорошую партнерскую работу с нашими ведущими промышленными предприятиями в области оборонной промышленности“, — заявил глава государства.

Перевожу — Минобороны при Сердюкове и Макарове требовали от ВПК не навязывать старые образцы вооружений, получая при этом баснословные бюджетные средства, а разрабатывать и производить современное оружие для армии, включая, в первую очередь, системы защиты военнослужащих во время боевых действий. Ну, а лоббисты ВПК (СБ Иванов, Чемезов, Рогозин) требовали закупок в первую очередь того, что уже произведено и разработано.
Путин в этом сущностном конфликте встал на сторону ВПК, о чём он сегодня так туманно сказал»,
— резюмирует журналист.

ИА REX: Что можно сказать об этой версии?

Григорий Трофимчук, политолог, первый вице-президент Центра моделирования стратегического развития:

Об этой версии можно сказать только то, что она разработана в либеральных недрах России. Из слов Путина выцедили нужную версию, как бы обосновав её путинскими же цитатами. Что — разве сам Сердюков рискнул замахнуться на закупку чужих и вредоносных «Мистралей»? Разве не Медведев в течение ряда лет рекламировал этот товар россиянам? И разве сам Дмитрий Рогозин, которой якобы навязывает армии исключительно ППШ и винтовку Мосина, ни разу не посмотрел в сторону всё тех же западных военных конвейеров?

Путин, который якобы заставляет Минобороны закупать устаревшие образцы российского вооружения, поддерживая какую-то там старообрядческую группу сторонников отечественного ВПК — версия достаточно странная. Ведь именно Путину, первому, срочно требуется надёжное, современное прикрытие для сырьевой огромной страны, поэтому именно он должен быть главным мотором по разработке оружия завтрашнего дня. С танками Т-34 РФ не защитит сегодня ни один деревенский колодец, и президент понимает это лучше остальных.

Российские либералы теперь будут сдавать своих людей во власти в открытом бою с Путиным. Любой ставленник этой сферы будет защищаться в либеральных СМИ всеми доступными средствами невооружённой борьбы.

Это движение вписывается в продолжающуюся попытку сделать Медведева противником Путина — тем, кем он на самом деле не является. Тем более что сам Медведев невольно делает неточные шаги и заявления. В том числе по Сердюкову, который «был хорошим министром обороны». Путин должен понимать, что рано или поздно количество таких описок автоматически перейдёт в качество.

А новому министру Шойгу теперь следует опасаться не только НАТО, моджахедов и других внешних врагов, но и сторонников оставленного Сердюкова, окопавшихся, тут и там, в российских СМИ. Шойгу теперь должны запрессовать, в информационном смысле, плотнее, чем когда-то армейские коллективы пытались прессовать «мебельщика» Сердюкова. Какие клички придумают для Шойгу, который по большому счёту тоже не кадровый военный — вот главный вопрос повестки дня. И какую войну ему, между делом, подсунут в тестовом режиме, по аналогии с августом-2008, через который было суждено пройти его предшественнику.

Александр Евсин, политолог, кандидат технических наук, капитан 2 ранга в запасе:

Я не согласен с Венедиктовым, хотя, безусловно, отношения с ВПК имеют отношение к отставке и самого Сердюкова и всей его камарильи. Однако истинной причиной отставки Макарова с поста начальника Генштаба, является то, что репутация у него в армии, мягко говоря, плохая. Его считают непрофессионалом, холуем, приспособленцем, карьеристом и пр. и пр. что к этому прилагается. И небезосновательно: Чем так полюбился Макаров Сердюкову? А тем, что никогда и ни в чём не откажет гражданскому министру. Надо сократить армию? Без проблем! Быстро броневичков новых напокупать? Легко — нет в России, купим в Италии! Дивизия, как-то устаревше звучит. А давайте бригады сделаем! Срок боевого развертывания бригады, занимающий 3 дня много? Будет 1 час! Округа как-то по-советски звучат, а давайте оперативные направления забабахаем... И совершенно плевать, что всё это нежизнеспособные, очковтирательские решения!

Отношения с ВПК сегодня действительно сложные. ВПК сам превратился в коррупционного монстра — чёрную дыру, в которую сколько денег не бросай, этот монстр всё равно всё переварит, выдав на выходе, то, что и полагается выдавать после переваренной пищи. Это огромная проблема. И она, действительно — есть!

Только вот решать её надо совсем не так, как делал это Сердюков, а Макаров помогал ему в этом. ВПК характеризуется длительным циклом разработки вооружений. Предприятие не может создавать эффективные образцы вооружений, если оно не знает, какой будет война, к которой готовится страна. Поэтому важнейшей функцией начальника Генштаба является выработка концепции возможной войны, перспективы применения Вооружённых сил в этой войне и чёткое формулирование, какие образцы вооружений в ней понадобятся. В этой части у Макарова полный провал — плана применения Вооруженных сил в «новой» войне просто нет. Вместо этого Макаров сообщает ВПК, что не даст ему ни копейки на разработку вооружений, и практически разгоняет военные НИИ. А то, что у него периодически проскакивает как пожелания к ВПК определённо выходит за рамки современных технических достижений. Он, по сути, хочет машину, которая бы одновременно летала, стреляла, плавала, несла десант и имела большую огневую мощь. Видимо, что-то вроде летающей тарелки с межпланетными ракетами. Причём без НИОКР и бесплатно.

Все эти широко известные «достижения» Макарова вызывают у военных чувство, близкое к ярости. Слабо они верят и в некие «закрытые» его заслуги, за что в этом году закрытым Указом ему присвоили звание Героя России, после чего военные стали называть его «Звездун России». По армии поползли совсем уж неприличные слухи, что он таким образом обеспечивает себе неприкосновенность от уголовного преследования в будущем. Скандал с присвоением этой высочайшей награды «непонятно за какие заслуги» докатился до Госдумы, и её председателю Сергею Нарышкину даже пришлось поручать комитету по обороне «навести справки» по этому факту. Впрочем, ввиду режима секретности общественности так и не удалось узнать «закрытые заслуги» Макарова.

Закупка иностранного оружия и техники стала нарастать просто угрожающими темпами, уже действительно ставя под угрозу существование отечественного ВПК! При этом, под благими речами кроется простой факт. Есть деньги из бюджета — делать ничего не надо — просто платим + получаем «законный» откат. Схема идеальная для любого эффективного менеджера. А именно такие люди наводнили Минобороны при Сердюкове и Макарове.

Список «заслуг» Сердюкова и Макарова можно продолжать долго. Можно вспомнить и ОАО «Славянка», которая должна была выполнять хозяйственные функции в войсковых частях: убирать туалеты, подметать улицы, менять лампочки и т.п. из области ЖКХ. А в реальности почти везде нет ни лампочек, ни дворников, а все эти функции выполняет личный состав, т.к. сократили даже уборщиц в войсковых частях. А в частях центрального подчинения вообще возникла дикая ситуация, когда из-за отсутствия солдат, туалеты стали мыть офицеры. Ну а поменять лампочку стало такой проблемой, что чаще всего её просто покупают за свои деньги. Благо зарплата выросла раза в 3-4...

То, что выросла зарплата офицеров — это единственный плюс всех т.н. «реформ». Однако в данных условиях это больше похоже на подкуп. Тем более все дополнительные выплаты, по сути, произведены за счёт массово уволенных. Стоит ли говорить, что увольнялись не только самые плохие офицеры, но и наоборот самые лучшие и принципиальные, которые не могли молчать по поводу происходящего.

Не так давно Дмитрий Медведев решил собрать на праздничном мероприятии военачальников, которые выиграли войну с Грузией. Каково же было его изумление, когда выяснилось, что никого из них в армии уже нет. А ведь не прошло и 4 лет... Генералы Сергей Макаров, Анатолий Хрулев, Владимир Болдырев из армии убраны. Боевых генералов в российской армии все меньше. На смену им идут паркетчики и завскладами. Сможет ли такая армия обеспечить обороноспособность России?

Так что не согласен я с Алексеем Венедиктовым. И в его прямом утверждении и косвенном, которое можно прочитать «мол, смелый Сердюков и Макаров решили всё действительно реформировать, а Путин снова не дал им это сделать». Нет! Все с точностью до наоборот. В данном случае, Путин не дал окончательно превратить армию в показной кордебалет для услащения тщеславия правителей, а именно в это она стала превращаться.... Новые назначения Путина, считаю, исключительно позитивными и правильными. Скепсис есть, но надеюсь, он не оправдается.

Юрий Юрьев, политконструктор:

Допустим, что версия может быть верна, поскольку опирается на слова Путина. Но лоббисты ВПК в лице вышеперечисленных не являются бенефициарами и получателями дивидендов от устаревших моделей ВПК, во-первых, не могут навязать продажи небоеспособной техники, во-вторых, и не могут убедить зарубежных покупателей «брать старьё» в-третьих. Им не нужны руины ВПК, им не нужна анахроничная техника, а им нужна реальная военная мощь для поддержания государственного суверенитета и державных доходов, незыблемости валютных поступлений и успехов их близких. А мощь определяется не только технологичностью, но и производительностью, и если остановить реальную производительность под предлогом недостатка высокой технологичности — будет как с промышленностью СССР, крах. Под таким соусом и приватизировали заводы, дескать, они несовременны для общества и нуждаются в улучшениях. Что было потом — все знают. Устоял лишь ВПК, потому что без него все бы сидели рядом с премьером Украины Лазаренко, причём лишившись денег. И теперь — выясняется, что МО требовало от ВПК не продукции, а «инноваций», и не удивлюсь, если требовали «космотанки» и «наноракеты», а не улучшение техники с невыработанным моторесурсом методами модернизации.

Судя по скорости, с которой был снят Сердюков, и выдернут с поста Шойгу — дело вообще не в закупках. Возможно, был заговор, например — с целью ускоренной приватизации ВПК, подобной попыткам Ходорковского присвоить содержимое недр. Мы не можем знать этого точно, но можем догадываться, глядя на прецеденты с имуществом МО и выполнение обязательств МО перед генералами и офицерами. Как говорили многие — МО не торопится выполнять законы, и исполняет их, лишь проиграв суды. А если рассмотреть, что МО проделало у себя с ГРУ и его спецнаукой и спецпроизводствами, то остаётся ужаснуться экс-перспективам всего ВПК страны, если бы МО прямо подчинило ВПК.

Арзуманян Рачья (Армения), эксперт по проблемам безопасности:

Думаю всё глубже. В высказанном мнении затрагивается военно-экономический фактор, аргументы относящиеся с сфере экономики и ВПК. Однако портфель МО это не только и не столько финансово-экономические вопросы, сколько военно-политические и политические. МО РФ, как фактор, присутствует на геополитической, политической и военно-политических аренах и сводить вопросы назначения на такую должность исключительно к экономике некорректно. Необходимо рассматривать весь комплекс вопросов и проблем, по которым в военном ведомстве возникли проблемы. И финансово-экономические проблемы это отнюдь не главные. Есть проблемы боеготовности страны в явно изменяющейся среде безопасности 21 века. И другой критически важный комплекс вопросов связанный с проблемой власти это властные отношения в верхнем эшелоне российской власти. Думаю решающую роль сыграли всё же данные вопросы, а не проблемы взаимоотношения между ВПК и военными.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (1):

13.11.2012 12:15, #4305
ВПК обречён, поскольку обречена вся конструкция/архитектура/система 1991 года.
Кадровая чехарда и коррупция - это вторично.
Как говаривал Ленин: Не решив общих вопросов, будем постоянно натыкаться на частные вопросы.
А главный вопрос: Это вопрос собственности. А он не просто не решён, он запутан до такой степени, что когда умрут своей/несвоей смертью первые собственники, вот "тогда наверняка вдруг запляшут облака, и кузнечик запиликает на скрипке"...
Нужна политическая воля и государственный муж.
А это уже к Гузеевой в передачу "Давай поженимся".........
Владимр Путин предостерёг Запад от эскалации. Подействуют ли слова на мировую закулису?
Чувствуете ли Вы усталость от СВО?
51.5% Нет. Только безоговорочная победа
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть