Европейский суд по правам человека вынес решение, что Россия не является виновной в расстреле польских офицеров под Катынью. По мнению судей, не установлено, что СССР (и Россия, как его правопреемник) является виновником трагедии.
Как сообщают СМИ, принимать к рассмотрению документы российской стороны, появившиеся из архивов в 90-е годы, которые свидетельствуют о том, что приказ расстрелять военнопленных отдавался советским командованием, судьи после проведения экспертизы отказались. В тоже время доказательства того, что расстрел был совершён немецкими войсками, суд принял во внимание. Таким образом, ЕСПЧ отказал в удовлетворении иска 20-ти польских семей расстрелянных офицеров, которые требовали от России 2 млрд. долларов компенсации, а также претензии Польши в размере 100 млрд. долларов.
ИА REX: Как должна отреагировать РФ на такое решение? Почему информация об отклонении иска прошла столь незаметно, в сравнении с обращением поляков в ЕСПЧ и разбирательствами по делу?
Ростислав Ищенко, политолог, президент Центра системного анализа и прогнозирования:
Во-первых, это решение — аргумент в пользу тех исследователей, которые утверждали, что документы о виновности СССР фальсифицированы во время перестройки. ЕСПЧ трудно будет обвинить в предвзятости, продажности или работе на ФСБ.
Во-вторых, очевидно и российская, и польская сторона постараются это дело не раздувать. Политически вопрос решён, нынешнее российское руководство даже смогло получить в отношениях с Польшей определённые дивиденды за счёт того, что не стало ставить под сомнение Катынский консенсус, сложившийся во времена Горбачёва-Ельцина. Уверен, что резуновцы, собчаковцы и прочие либеральные и не очень либеральные оппозиционеры давно уже «знающие» правду и о войне, и о Катыни, и о 30-х, и о 40-х, и о 50-х, и о 60-х годах всё равно не изменят своей позиции. Даже если бы живой Гитлер лично подтвердил, что поляков расстреляли немцы, либералы нашли бы причину ему не поверить. То есть, в общественном сознании Катынь мифологизирована и оценивается с позиций, верю/не верю. В такой ситуации лучше вопрос лишний раз не будоражить, он как-нибудь сам и затихнет.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Родственники расстрелянных умрут. Польские власти, под давлением решения ЕСПЧ умерят свой пыл. Перестанут биться под Смоленском польские президентские самолёты, русские либералы найдут более актуальное лыко, которое можно поставить в строку Путину. И новые поколения, кроме узких специалистов-историков, ничего не будут знать о Катыни. И проблемы не будет.
Сандра Новикова, журналист и блогер:
Несколько удивлена таким решением суда — я вообще думала, что самый совестливый в мире Европейский Суд признает Россию виновной во всех смертных грехах, начиная с геноцида мирных немецких рыцарей, приехавших однажды на Чудское озеро на подлёдную рыбалку. Но всё получилось с точностью до наоборот, а значит, логично предположить, что Европе труба очень нужна. А газ-то в трубу поступает из России.
Как должна отреагировать РФ на такое решение? С чувством глубокого удовлетворения. Следует прекратить также все культпоходы к «могилам жертв режима», пляски на костях, покаяния и тому подобные мероприятия; разговоры о приравнивании большевизма к фашизму и компенсациях, охаивание своей собственной истории и пр. Вообще необходимо, наконец, навести порядок и в собственной истории, и в головах у людей.
Почему информация об отклонении иска прошла столь незаметно, в сравнении с обращением поляков в ЕСПЧ и разбирательствами по делу? Потому, что это обычный приём манипуляторов: они распространяют ложную информацию очень громко, шумно, навязчиво и широко, а вот опровергают ложь (если вообще опровергают) тихо, незаметно. В итоге получается, что широко растиражированная ложь доходит до всех, а незаметное опровержение — до немногих. Да и те, до кого оно доходит, зачастую говорят: «Ну, опровергнуть они опровергли, но осадок-то остался! То ли он украл, то ли у него украли, но что-то там было!» А манипуляторам только это и надо.
Роман Лискин, журналист:
Польской стороной были предоставлены, недостоверные факты, улики, заявленные польской стороной, не подтвердились. ЕСПЧ надо признать, бывает и объективен, но это не значит, что не будет апелляции и продолжения процесса.
Даниэль Штайсслингер, журналист и переводчик (Израиль):
Может, Россия просто хочет, чтобы вся эта история сошла с первых страниц СМИ? Никакие решения суда не помогут сторонникам обвинения СССР продолжить распространение дезинформации о том, что поляков расстрелял НКВД. Получится как с холокостом: решений судов есть сколько угодно, а отрицатели всё равно резвятся. А если не реагировать, то тема со временем заглохнет.
Комментарии читателей (1):