О новом территориальном делении страны: интервью Союна Садыкова

ИА REX публикует интервью президента Центра моделирования стратегического развития Союна Садыкова ИАП АЗЕРРОС в продолжение статьи по административно-территориальной реформе в России.
1 июня 2012  18:45 Отправить по email
Печать

ИА REX публикует интервью президента Центра моделирования стратегического развития Союна Садыкова ИАП АЗЕРРОС в продолжение статьи по административно-территориальной реформе в России.

Ваша статья вызвала широкий общественный резонанс. Не могли бы вы прокомментировать отклики читателей?

Первым делом мне хотелось бы поблагодарить сайт Гайдпарка и Сергея Сибирякова, разместившего там со ссылкой на сайт www.iarex.ru (Информационное агентство REX) мою статью «Северный русский административный округ: новые задачи, новое территориальное деление страны», вызвавшую живой интерес у читателей. Внимательно прочитал комментарии к моей статье и хочу поблагодарить всех, кто включился в её обсуждение, за отклики, предложения, а также и за критику.

С кем-то я согласен в оценках своих предложений, а с кем-то готов поспорить. Но самое главное в данном случае, - это то, что многим нашим гражданам не безразлична судьба России и её дальнейшее развитие.

Прежде всего, хочу отметить, что не все мои оппоненты поняли суть моей статьи, то есть, в чём смысл объединения или укрупнения регионов. А главный смысл данной инициативы заключается в том, что в случае принятия её к разработке муниципальные образования избавятся от излишней зависимости и опеки губернаторов и чиновников разных мастей. И, пожалуй, самое главное, что укрупнение регионов приведёт к значительному сокращению чиновничьего аппарата и различного рода структур, которые по большому счёту не дают никакого экономического эффекта, а только лишь «проедают» бюджет и не дают возможности для полноценного развития муниципальных образований в сёлах, райцентрах и городах. Дело в том, что эти самые муниципальные низовые образования могут самостоятельно решать свои проблемы и поставленные перед ними задачи, имея на то достаточно денег и полномочий.

Все ли регионы у нас имеют равные экономические возможности?

Действительно, далеко не все они экономически самодостаточны: до сих пор существует неравномерность экономического развития отдельных территорий, что ведёт к дисбалансу развития российских регионов и нарушению единства рыночного пространства.

БУДЬТЕ В КУРСЕ

Объединив несколько, к примеру, областных центров в один округ, необходимо направить все усилия на преодоление социально-экономических диспропорций, сложившихся в российских регионах.

Хочу обратиться к истории административно-территориального деления царской России. На рубеже 18 и 19 веков при образовании административных центров учитывалось количество населения и удобство путей сообщения, тогда преимущественно водных, позволявших связывать центры с окраинами губерний или уездов. Губернии являлись высшим звеном административно-территориальной организации царской России, где сосредоточивались важнейшие отрасли государственного управления, а также органы местного дворянского самоуправления — губернские земства. Стоявший во главе губернии губернатор имел широкие полномочиями и являлся представителем высшей правительственной власти и вместе с тем – местным органом Министерства внутренних дел. Ему подчинялась вся полиция губернии. В тех условиях могли несколько губерний объединить в одну административно-территориальную единицу под управлением особого представителя верховной власти — наместника или генерал-губернатора, наделенного большими полномочиями по сравнению с губернскими. Такое разделение страны на губернии и уезды соответствовало характеру и духу политики дворянского государства, обеспечивало удобство полицейского управления, позволяло сосредоточивать на местах необходимое количество полиции и чиновников.

К 1917 году существовало 8 таких генерал-губернаторств, созданных главным образом в окраинных районах страны. Необходимо отметить, что такое административно-территориальное деление царской России не увязывалось с территориальным разделением труда, историческими и природными условиями большой страны.

После революции руководство уже советской страны приступило к коренным административно-территориальным преобразованиям, опираясь на принцип единства экономического районирования, государственного состава и административно-территориального деления. Не обошлось здесь без шараханья из одной крайности в другую – чередования в объединении или дроблении территориальных единиц.

Первый этап воплощения административно-территориальной реформы относится к 1917 - 1922 гг. К примеру, на Северном Кавказе была создана Терская автономная социалистическая республика, объединившая чеченцев, ингушей, кабардинцев и остальных горцев… Мало кто знает, что тогда существовала Литовско-Белорусская республика. И таких примеров можно привести много. Наряду с укрупнением новых образований происходил активный процесс разукрупнения старых губерний. К примеру, из состава Владимирской и Костромской губерний выделилась Иваново-Вознесенская губерния, из Новгородской — Череповецкая, из Саратовской — Царицынская и т.д. Затем до 1929 года шла тенденция к объединению губерний. На политико-административной карте РСФСР возникла, к примеру, Уральская область, включившая в свой состав Свердловскую, Челябинскую, Пермскую, Тюменскую губернии и Тобольский Совет. А в Северокавказский край тогда вошли Донская и Кубано-Черноморская области, Ставропольская и Терская губернии и национальные автономии: Горская, Кабардино-Балкарская, Чеченская, Адыгей-Черкесская и Карачаевская; позже в его состав вошли Шахтинский и Таганрогский округа.

Затем, в 1930-е годы, началось дробление областей. Приведу всего лишь один пример такого дробления. Ивановская промышленная область была разделена на Ивановскую и Ярославскую. Изменения в политико-административном устройстве страны происходили и во время войны 1941 — 1945 г.г. и в послевоенное время носили эпизодический характер и не имели ни разумных доводов, ни логического объяснения. В 1954 году в честь 300-летия воссоединения Украины с Россией Крымская область была передана в состав Украинской ССР. В стране наблюдалась административно-территориальная «чехарда» с образованием и упразднением областей как в составе русской Федерации, так и в союзных республиках.

1990-е годы тоже не стали исключением для административно-территориального устройства России. В стране в рамках «парада суверенитета» менялись административные границы внутри регионов, и все это изначально уже не отвечало ни экономическим интересам субъектов Федерации и страны в целом, ни интересам рядовых граждан. В выигрыше были только чиновники, так как их количество только увеличивалось, и они получали новые карьерные возможности.

Не станет ли Ваше предложение очередным экспериментом для России? И какие конкретные положительные результаты, по-вашему, следует ожидать?

Как я уже говорил ранее, укрупнение регионов даст значительное сокращение чиновничьего аппарата, который действительно стал тормозом на пути нашей страны к модернизации и инновациям. Об этом не раз заявляли и руководители нашей страны. В России чиновник настолько себя чувствует уверенно в кресле, что может позволить себе практически всё, что угодно: построить роскошный особняк, купить эксклюзивную машину и много другое, что практически невозможно иметь за те деньги, которые он получает от государства.

В одном только Воронеже госаппарат насчитывает около полутора тысяч человек. В среднем на одного чиновника из госбюжета тратится около 30-35 тысяч рублей. После несложных арифметических действий давайте посмотрим, во что это обходится государству и каков экономический эффект от работы сотрудников госаппарата. В большей или меньшей степени такая картина наблюдается в каждом российском регионе!

Сокращение всего лишь 20 процентов численности чиновников уже сэкономит около 50 миллиардов рублей федерального бюджета. Задумайтесь над этой цифрой! А ведь сэкономленные деньги можно направить на решение большинства социально-экономических проблем.

Помимо этого, думаю, что с сокращением чиновников, наделённых огромной кучей лишних функций, соответственно сократится и объём коррупции.

Я возвращаюсь к муниципальным образованиям. Их необходимо избавить от излишней опеки и контроля со стороны чиновников и дать им определённую свободу, пусть сами решают, куда направлять деньги, заработанные гражданами, и какие проблемы надо решать в первую очередь. Гражданское общество должно совместно с муниципальными властями решать, куда и на какие цели направлять бюджетные деньги.

Граждане должны принимать участие в выборе глав территориальных образований и спрашивать о результатах их работы, а если глава не оправдывает доверия своих избирателей, чтобы была возможность переизбрания нерадивого чиновника.

Мне до сих пор не понятно, почему в одном и том же городе имеется должность мэра города и главы администрации района этого города, а в последнее время вошла в моду и такая должность, как сити-менеджер. Это же целые штаты работников! Это все лишние должности, которые требуют только лишь дополнительных расходов.

По поводу раздела некоторых Северокавказских республик, в частности, Кабардино-Балкарии. Не все оппоненты поняли смысл моего предложения, поэтому критики в свой адрес я получил предостаточно. В таких объединённых по национальному признаку республиках национальный вопрос становится яблоком раздора внутри самого образования. Когда руководителем республики становится балкарец, это вызывает недовольство у кабардинцев, если кабардинец занимает высокий пост, раздражены балкарцы. И такая ситуация вызывает напряжение и нестабильность в республике. А разделение этой республики на два самостоятельных административно-территориальных образования решило бы много наболевших вопросов, в том числе и проблемы экстремизма и национализма, мешающие развитию Северокавказских республик. Считаю, что статус этих разделенных республик должен быть таким же, как и других отдельных республик России.

Союн Касумович, не повлияет ли такое дробление на экономическое развитие данных республик?

Я так не думаю. Считаю, что как только в этих новых образованиях решатся проблемы, связанные с экстремизмом и национализмом, то постепенно решатся и социально-экономические проблемы.

Занимаясь вопросами административно-территориальных образований, я обратил внимание, что между различными регионами России, например, в Центральном округе, помимо духа соперничества присутствует ещё и недоверие или недоброжелательные отношения между жителями регионов. В случае укрупнения этих территорий эти разногласия со временем исчезнут, потому что регионы будут развиваться равномерно, и социальная напряжённость сойдёт на «нет». Всё-таки укрупнение регионов даст возможность выровнять жизненные стандарты населения и приблизить их к стандартам, гарантированным российской конституцией.

В случае укрупнения регионов как же, по-вашему, будет решаться вопрос центра? Где будет сосредоточена вся административная, судебная и другие централизованные властные структуры?

Думаю, что в данном случае был бы логичным выбор определённой территории. Это может быть какой-нибудь небольшой город или районный центр, который необходимо будет со временем расширить и благоустроить, сделав его полноценным окружным центром. Возможно, это будет совсем новый город, построенный специально для чиновников.

Суть моего предложения заключается в том, чтобы у регионов и муниципальных образований было как можно больше полномочий. Люди должны иметь право участвовать в решении своих насущных проблем. Другими словами, народ должен сам вершить свою судьбу. На муниципальном уровне – в деревне, поселке или городе. Вот за это я и ратую.

Но для создания новых административных центров нужны огромные деньги, а на строительство необходимой инфраструктуры уйдёт немало времени.

Согласен. Но всёэто очень выгодно в первую очередь самим регионам. Это даст толчок развитию региона, появятся новые возможности для проявления и выдвижения инициативных и энергичных руководителей. И строительство новых городов нужно, прежде всего, для самих людей. Создание новой и современной инфраструктуры – это движение вперед, выгодное как экономически, так и в социальном плане.

Регионы рано или поздно должны отойти от чрезмерной опеки федеральных центров. Министерство регионального развития РФ из Москвы решает, что нужно развивать в том или ином регионе, а это не совсем удобно для этих же регионов. С укрупнением регионов и появлением новых округов сама по себе отпадет необходимость в данном Министерстве. Округ сам будет решать, что ему полезнее развивать и строить на своей территории.

А чем же тогда должен заниматься федеральный центр?

До настоящего времени все эти вопросы и так были в ведении федерального центра. И что с того? Просто не успевает центр за всем этим хозяйством следить и управлять им. Убеждён, что в регионах лучше знают положение на местах, и при наличии определённых полномочий многие вопросы решались бы намного оперативнее. Поэтому в новом округе нужен такой орган, который бы самостоятельно занимался вопросами регионального развития.

Но сейчас такие департаменты имеются в областных центрах…

Да, они есть, но у них нет полномочий, чтобы самостоятельно решать многие вопросы. А в новой структуре полномочия, которые имеются у федерального органа, необходимо передать самим регионам. И не только эти функции. Более половины полномочий нужно передать в округа. Тогда в регионах будет многое делаться намного эффективней, чем сейчас. В свою очередь округ должен передать максимальные полномочия муниципальным властям. Ответственным руководителям на местах намного лучше видно и понятно, что и как развивать или строить.

Министерство здравоохранения из столицы страны решает, в каком регионе ремонтировать или строить новую больницу. Или занимается распределением лекарств. Губернатору приходится «выбивать» деньги из федерального бюджета, и при этом он вынужден идти на поводу у тех, от кого зависит решение финансового вопроса, и соглашаться на всякие «откаты», лишь бы получить запрашиваемые деньги.

И налоги, собираемые на местах, должны распределяться самими регионами. Там должны решить, сколько денег нужно на оборону, армию и т.д. А остальное должно идти на развитие региона. И даже МЧС федерального уровня не нужно нам. Все чрезвычайные ситуации должны решаться на местах: пожары, наводнения и т.д. А федеральный центр должен выполнять государствообразующие функции: вопросы внешней политики, обороны страны, безопасности граждан и т.д. и т.п.

То есть все вопросы экономики, инфраструктуры, культуры, развития бизнеса и всего остального должны перейти в ведение округа. Регион должен сам определять, какой театр, библиотеку, художественную галерею или предприятие ему нужно строить или ремонтировать. И решение вопросов миграционной политики тоже нужно передавать на места. Не федеральный центр должен решать, сколько трудовых мигрантов нужно региону.

Если у регионов будут такие полномочия, то местное население будет более активным в вопросах местного самоуправления, потому что люди будут чувствовать ответственность в принятии решений, от которых зависит их будущее.

Федеральные органы власти, вмешиваясь в вопросы регионального развития, способствуют развитию коррупции, все больше отбивая у людей веру в компетентность власти и справедливость общества.

Как вы думаете, кто будет основным противником в проведении таких реформ?

Идея объединения регионов, выдвинутая мною, конечно же, не понравится чиновникам. И это понятно и логично: многие из них останутся не у дел. Объединение регионов повлечет за собой большое сокращение чиновников. Поэтому основной удар примет на себя госаппарат. Также это неминуемо должно привести к тому, что будут упразднены многочисленные посредники.

Вот они и станут основными оппонентами объединения регионов.

Вы как оцениваете свою идею? Насколько она реальна, по-вашему?

Нужна постоянная дискуссия на эту тему. Особенно я рассчитываю на истинных патриотов России, тех, кто действительно озабочен судьбой страны. До них нужно довести пользу от идеи укрупнения регионов. Поэтому должна вестись постоянная дискуссия в интернете, на телевидении, в печатных изданиях. И все возмущения по поводу того, что объединение регионов чревато межнациональными конфликтами, не имеют под собой никакого основания.

А власть пойдёт на такой шаг?

На уровне губернаторов и чиновников никто не согласится на такое объединение. Кому захочется терять тёплое место, свой статус? Ведь такое объединение коснётся большинства людей. В каждом областном центре имеются многочисленные структуры, которые в новом территориальном образовании должны будут объединиться и стать централизованными. Поэтому восторга от своего предложения у властей не ожидаю. Поймите, это огромные финансы и влияние и, конечно же, кормушка. И потерять все это будет болезненно…

Как вы считаете, президент России Владимир Путин поддерживает идею укрупнения регионов?

Не могу сказать об этом однозначно. Но тогда президенту будет легче общаться и работать с несколькими губернаторами, чем ему приходится это делать сейчас. В моей идее много очевидных плюсов. А пока нужно создать комиссию, которая бы кропотливо обсуждала все «за» и «против» этой идеи, проводила бы определенную разъяснительную работу среди чиновников и населения.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (1):

Олегъ
Карма: 5
02.06.2012 09:49, #3254
Ваш проект не сбалансирован,Вы забыли забыли,что в Год российской истории негоже забывать об истории регинов,особенно в центральной части страны,истории регионов не в 100-150 лет,а гораздо глубже- 500-700 лет,исторических границах регионов,культурных особенностей регионов и людей,там проживающих.Особенности разные,в Курской области свои, а в Смоленской свои,а Вы их хотите объединить.Вы недооцениваете народ,думаете народ не знает истории и ничего не понимает? Объединение центральных областей процесс тонкий и требует глубокой проработки и изучения прежде всего истории,а не географических границ.Ваш проект слишком прост.Извините,это не реформа,а ее имитация.
Владимр Путин предостерёг Запад от эскалации. Подействуют ли слова на мировую закулису?
Чувствуете ли Вы усталость от СВО?
51.5% Нет. Только безоговорочная победа
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть