О реализации «Концепции кластерной политики Воронежской области», которая позволит расширить доступ хозяйствующих субъектов — участников кластеров — к инвестициям, инновациям, специализированным услугам, кадрам, сконцентрировать производственные и кадровые ресурсы на наиболее конкурентоспособных направлениях региональной экономики в интервью корреспонденту ИА REX рассказал заместитель председателя правительства области, руководитель департамента промышленности, транспорта и инноваций Воронежской области Дмитрий Марков.
ИА RЕХ: Каковы преимущества кластерного подхода применительно к развитию региональной экономики?
Можно выделить, по крайней мере, три главные причины, почему государства стимулируют развитие кластеров. Во-первых, кластеры увеличивают производительность труда и эффективность производства, поскольку для фирм облегчается доступ к поставщикам, квалифицированной рабочей силе, информации, обслуживанию и образовательным центрам. Во-вторых, кластеры стимулируют создание инноваций, поскольку фирмы получают доступ к новейшей информации по усовершенствованию производственного процесса, а образовательные и научно-исследовательские центры генерируют новые знания и имеют возможность экспериментально подтвердить или опровергнуть правильность новых теорий. И, в-третьих, кластеры облегчают коммерциализацию знаний и производства. Формируются льготные условия (наличие рабочей силы, поддерживающих институтов и необходимых поставщиков) для создания новых фирм и освоения производства новых видов товаров.
ИА RЕХ: Чем была продиктована необходимость принятия «Концепции кластерной политики Воронежской области в промышленном секторе экономики»?
Она продиктована необходимостью приведения в соответствие региональной политики и деятельности федеральных органов власти, поскольку, в частности, в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р) говорится о необходимости «создания сети территориально-производственных кластеров, реализующих конкурентный потенциал территорий».
Разработка и утверждение Концепции — закономерный этап в выстраивании системы стратегического управления регионом. Реализация кластерной политики Правительством Воронежской области позволит расширить доступ хозяйствующих субъектов — участников кластеров — к инвестициям, инновациям, специализированным услугам, кадрам, сконцентрировать производственные и кадровые ресурсы на наиболее конкурентоспособных направлениях региональной экономики.
ИА RЕХ: Какая работа проделана в рамках принятой «Концепции кластерной политики Воронежской области в промышленном секторе экономики»?
В рамках реализации Концепции ДПТИ созданы наблюдательный и экспертный советы по кластерной политике, включающие представителей исполнительной власти, научного сообщества, общественных организаций, руководителей промышленных предприятий.
В Минэкономразвития от «Центра кластерного развития Воронежской области» направлено в общей сложности 7 проектов на федеральное финансирование кластеров и кластерных проектов по двум направлениям: включение воронежских кластеров в федеральный перечень пилотных кластеров и обеспечение кластерных проектов средствами в рамках мер по поддержке малого и среднего бизнеса. В частности, по последнему направлению в мае поданы 3 проекта, имеющие хорошие перспективы на победу. Это проект «Создание и обеспечение деятельности регионального центра кластерного развития для субъектов малого и среднего предпринимательства в области промышленного производства», проект «Создание учебно-инновационного центра обрабатывающей промышленности» и проект «Организация питомнического комплекса Воронежской области».
Готовятся предложения по внесению изменений в действующее законодательство Воронежской области, в частности, идёт разработка закона Воронежской области «О внесении изменений в Закон Воронежской области „О промышленной деятельности в Воронежской области“» в части включения терминологии субъектов кластерного развития и механизмов оказания им мер государственной (областной) поддержки«, разработка проектов законов о налоге на имущество в части поддержки предприятий малого и среднего бизнеса, реализующих совместные кластерные проекты.
ИА RЕХ: Какие целевые программы уже реализуются?
В промышленном комплексе Воронежской области принята и реализуется ведомственная целевая программа «Формирование и развитие кластерных образований в Воронежской области в 2011–2013 годах».
ИА RЕХ: Какие планы на ближайшее будущее?
Приоритетными на данный момент являются проекты по созданию в сети интернет «Информационного ресурса поддержки кластерных образований», предоставляющего участникам кластера богатый инструментарий по ведению совместных проектов, вопросам субконтрактации, аутсорсинга и т.п., а также проект «Создание на территории Воронежской области учебного центра профессиональной подготовки», призванный восполнить дефицит квалифицированных рабочих и инженерных кадров в сфере металлообработки. В настоящее время ведутся переговоры по созданию 2-х промышленных парков на базе Воронежского филиала ЗАО «Евроцементгруп» в Подгоренском муниципальном образовании и ОАО «Семилукский огнеупорный завод» в Семилукском муниципальном образовании.
ИА RЕХ: А если говорить о долгосрочной перспективе?
По мере формирования кластеров в тех или иных отраслях планируется приступить к реализации соответствующих отраслевых кластерных проектов. В настоящее время разрабатываются проекты в таких отраслях как агропромышленный комплекс, строительство, телекоммуникации, обрабатывающая промышленность и другие с расчётом финансирования в 2013 и последующих годах.
ИА RЕХ: Какие положительные стороны в работе по формированию кластеров можно отметить?
В отношении применения кластерного подхода именно в Воронежской области, можно сказать, что кластерные механизмы помогут раскрыться основным конкурентным преимуществам региона (которые, в свою очередь, обеспечивают достаточные условия для формирования кластеров) — это высокий научно-производственный и кадровый потенциал, а также наличие конкурентоспособных технологической, инновационной и научных инфраструктур.
ИА RЕХ: А недостатки в работе есть?
Проведённые совещания по вопросам создания и развития кластеров показали, что далеко не все потенциальные участники осознают возможную выгоду от участия в кластере. Необходима дальнейшая разъяснительная и популяризаторская работа.
ИА RЕХ: В какой отрасли экономики кластеры развиваются активнее: промышленный, аграрный комплексы, другие отрасли?
В качестве наиболее перспективных направлений развития кластеров экспертами выделены агопромышленный (перерабатывающий) сектор, строительство, производство оборудования для нефтегазовой и атомной промышленности, производство мебели, электроники. В настоящее время наибольшее развитие получил кластер производителей оборудования для нефтегазовой промышленности, созданный раньше всех. Ведётся активная работа по развития IT-кластера и кластера «Промышленность строительных материалов, изделий и конструкций Воронежской области».
ИА RЕХ: Какие кластеры уже созданы?
Результатом работы «Центра кластерного развития Воронежской области» и департамента промышленности, транспорта и инноваций стало заключение соглашений о создании 4-х пилотных кластеров:
— кластер «Инженерные технологии АПК»;
— кластер «Промышленность строительных материалов, изделий и конструкций Воронежской области»;
— кластер производителей оборудования для нефтегазовой промышленности Воронежской области;
— ИТ-кластер Воронежской области.
Предполагается формирование кластеров в химической промышленности, транспортно-логистической сфере, электромеханике, авиастроительной и радиоэлектронной промышленности.
ИА RЕХ: Какую помощь оказывает Правительство Воронежской области предприятиям, участвующим в формировании кластеров?
В 2011 году губернатором области Алексеем Гордеевым были определены цели реализации кластерной политики — создание условий для эффективного взаимодействия предприятий-участников территориальных кластеров, учреждений образования и науки, некоммерческих и общественных организаций, органов государственной власти и местного самоуправления, инвесторов в интересах развития территориально-промышленных кластеров, а также обеспечение реализации совместных (кластерных) проектов.
В Воронежской области реализуется целевая программа «Формирование и развитие кластерных образований на 2013–2018 годы» с объёмом финансирования 120 млн рублей. Объём финансирования на данные цели на 2012 год определён бюджетом в размере 20 млн рублей.
Кроме того, ДПТИ и бюджетным учреждением «Центр кластерного развития Воронежской области» велась работа по составлению заявок на конкурсы Минэкономразвития по предоставленным от предприятий-участников кластеров проектам.
ИА RЕХ: Назовите положительный ожидаемый результат для области от поддержки кластерного развития?
Основными результатами реализации кластерной политики Воронежской области станет повышение конкурентоспособности экономики региона за счёт роста объёмов производства, доли инновационной продукции и производительности труда участников кластеров, увеличение объёмов прямых инвестиций в экономику региона, повышение процента локализации производства конкурентоспособной продукции на территории области.
ИА RЕХ: Расскажите про развитие конкретного, образцового кластера, который начал своё развитие в Воронежской области.
Результатом реализации ведомственной целевой программы по формированию и развитию кластеров в 2011 году стала победа Воронежской области в конкурсе Минэкономразвития РФ по отбору субъектов РФ для финансирования мероприятий государственной поддержки малого и среднего предпринимательства. В рамках данного проекта решён вопрос оснащения оборудованием «Центра технологической компетенции „Литье“» за счёт субсидий областного и федерального бюджетов в пропорции один к четырём в объёме 35 млн рублей. Общий объём инвестиций в данный проект составит свыше 86 млн рублей.
Комментарии читателей (0):