Глава Синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин считает, что храм не может быть местом бесплатных услуг.
«Каждая христианская община должна иметь определённые средства. Иногда для того, чтобы были средства, люди объединяются в кооперативы. Кто-то может автомойку устроить, кто-то может обрабатывать землю. Один из московских монастырей приобрёл целый колхоз! Кто-то выпускает продукты питания. Кто-то издаёт книги. И я в этом абсолютно ничего плохого не вижу», — сказал Чаплин в интервью изданию Weekend Openspace.
ИА REX: Насколько такая позиция соответствует нормам христианской морали?
Михаэль Дорфман, писатель (Нью-Йорк, США):
Если Иисус Христос с учениками жили на самообеспечении — лечили людей, помогали, совершали обряды, то и церкви не зазорно. Церковный канон определяет набор культовых услуг, за которые запрещается взимать плату. В отличие от имперской византийской традиции финансирования церкви властью, в Русском православии издавна была укоренена десятина, создававшая основу для здоровых отношений народа и церкви. Православная традиция знает множество видов хозяйственной деятельности для поддержания функционирования церквей и монастырей.
В Америке религия живёт на самообеспечении, и поэтому США самая религиозная страна Западного мира — подавляющее число американцев верующие и церковные люди. Правда, косвенно, налогоплательщик участвует в финансировании религий, потому, что пожертвования списываются с налогов, и тем самым нам остальным приходится платить больше.
Вместе с тем, экономическая деятельность церквей должна жёстко регулироваться, чтобы предупредить злоупотребления и превращение церкви в капиталистическую корпорацию. Необходимо также законодательно обеспечить, чтобы культовые услуги получали все верующие, независимо от их благосостояния. Церковный канон жёстко определяет набор услуг. Храмы необходимо обязать предоставлять культовые услуги. Там где есть финансы и экономические интересы, неизбежно случаются финансовые злоупотребления и экономические преступления. Отцы церкви хорошо знали про грехи сребролюбия, корыстолюбия, стяжательства, мздоимства и предупреждали о них. В деле самофинансирования возможно множество злоупотреблений, но пользы куда больше, чем от государственного финансирования религии, или передачи акцизов на водку и табак.
Валерий Ломакин, преподаватель теологии:
Когда-то Чарли Чаплин смешил весь мир своими шедеврами чёрно-белого кинематографа, теперь его тёзка Всеволод Чаплин смешит мир, по крайней мере, его российскую часть, своими высказываниями. Только в отличие от «Великого немого» получается вовсе не смешно. Служитель церкви, разбогатевшей от государственно-олигархического спонсорства в новой истории, не видит ничего зазорного в том, чтобы привлечь средства путём организации платных услуг. Но здесь нет ничего нового: в РПЦ требы и так привязаны к прейскуранту, хотя не во всех храмах явно. Так что платить за мытьё машины кооперативу, учреждённому церковью, лучше, чем платить за отпевание покойника. РПЦ идёт в ногу со временем... Никто не может служить двум господам...
Лев Вершинин, политолог:
Люди, даже если они служат Господу, в конце концов, должны что-то есть, во что-то одеваться, а это требует денег. Если говорить о «чёрном» духовенстве, то мне доводилось бывать в очень известных монастырях, и свидетельствую: и книжные магазины с литературой, выпущенной в собственных издательствах, и продовольственные лавки (с очень качественными продуктами питания собственного производства), и автомойки, и кафе, и музеи, и отели отнюдь не только для паломников, есть везде, от Латруна и Сен-Бернара до Афона, причём услуги оказываются не даром, а продукция выпускается в объёмах, позволяющих серьёзный экспорт. Если же говорить о духовенстве «белом», то священники и их сотрудники тоже не святым духом питаются, они выполняют тяжёлую, — во всех смыслах, и психологическом, и физическом, — работу, которая должна быть оплачена, тем более, что у всех семьи и дети, которых, как правило, много, потому что предохраняться не положено.
Спросите, кем оплачена? Паствой соответствующего храма. То есть, плата за работу и пожертвования. Причём, поскольку Церковь — структура, жёстко централизованная, собранные деньги уходят в «центральный бюджет» и уже оттуда, после соответствующих отчислений (на содержание аппарата, на строительство новых храмов и т.д.) распределяются обратно «на низы». Из центра же присылают (или спускают на места квоты) и всякую необходимую верующим атрибутику (свечи, иконки и пр.) для реализации. А для производства этой атрибутики Церкви опять-таки необходимы заводики, кооперативчики и автомойки. Те самые, о которых говорит Чаплин. Вот и всё. Как видите, никаких расхождений с христианской моралью.
Сандра Новикова, журналист и блогер:
Я не увидела в интервью Всеволода Чаплина утверждения, что в храме не может быть бесплатных услуг. Он говорит о том, что люди, посещающие Церковь, должны «нести ответственность за свой храм, своего священника...», и может быть, даже платить церковную десятину — ибо каждая община должна иметь свои средства. Если община для того чтобы иметь средства, начинает обрабатывать землю, выпускать продукты питания и т.д., то что в этом плохого? Разве плохо, если монастырь приобретёт дышащий на ладан колхоз, поднимет его, засеет заброшенные пустующие поля, начнёт производить высококачественную экологически чистую продукцию без всякого ГМО; или будет издавать хорошие, сеющие разумное, доброе и вечное книги? Конечно же нет! Что до того соответствует ли эта позиция позиции православной церкви, то тут следует напомнить, что спор между «нестяжателями» и иосифлянами закончился лет пятьсот тому назад, и закончился победой иосифлян.
Юрий Юрьев, политконструктор:
Законы не запрещают христианам владеть хоть островами, хоть самолётами. И вера не запрещает. Вера запрещает лишь одно — торговать в храме, поскольку Иисус Христос был недоволен торговцами у храмов. И не с целью заменить их на своих, а просто недоволен, как святотатцами.
Теперь нужно определить, что есть храм, каков его радиус, и если интересы Христа и Чаплина пересекаются и противоречат, то церкви нужно определиться, кто прав, Христос или Чаплин. И если окажется прав Чаплин, а Христос окажется экстремистом, то даже не знаю, что и подумать. Как-то сразу комедии Чарли Чаплина вспоминаются...
Людмила Богуш-Данд, бизнес-тренер (Украина — США):
А вот это — честно! Наконец-то я читаю слова правды о том, что религиозная община является группой людей, объединившихся ради достижения духовных целей и признающая законы материальной вселенной, в которой для того, чтобы собрать урожай, нужно сначала посеять. Браво! Негоже духовным людям быть неспособными себя содержать и потому грозить окружающим страшным судом за то, что те не разделяют ваших религиозных взглядов или не хотят вас кормить за то, что вы возносите хвалу Господу и содержите храм господень как место, где все желающие могут собраться вместе для того, чтобы поделиться друг с другом своей единой верой и убеждениями.
Молиться Богу, на самом деле, можно и на площади. Монастыри и храмы — это места, куда верующие собираются для того, чтобы быть рядом с единомышленниками, и люди, профессионально работающие в этих местах, должны либо довольствоваться тем, что жертвователи им дают по собственному усмотрению, либо сдавать эти места в аренду почасово, т.е. за определенную плату, которая позволит и здание укрепить, и стены покрасить и пол помыть, в конце концов.
Поэтому я полностью разделяю и восхищаюсь этой правдой: ведь вера — это личное дело каждого, а религия — это уже общественная организация, которая должна жить по законам общественных организаций, т.е. зарабатывая деньги и тратя эти деньги на благо своих духовных целей. Когда-то читала лекцию Далай Ламы, где он сказал приблизительно так: вы должны применять законы капитализации для того, чтобы зарабатывать деньги, и законы социализации для того, чтобы за счёт этих денег помогать людям, учиться и лечиться. Не секрет, что и буддистские, и кришнаитские и саентологические религиозные общины действительно зарабатывают (а не только собирают) деньги и действительно используют эти деньги и на укреплении своей идеологии, и на многочисленные социальные программы.
Ефим Андурский, правозащитник:
В своё время Иисус выгнал из храма торговцев Что же нам теперь, ждать второго пришествия, чтобы навести порядок в Церкви? Ну, а с тем, что каждая христианская община должна иметь определенные средства, для чего её члены могут иметь тот или иной бизнес, никто и не спорит. Но одно дело — миряне, и совсем другое — священнослужители, долг которых — совершать богослужения и другие церковные обряды. А там уж дело прихожан — делать или не делать свои пожертвования Церкви. Если некоторые священнослужители этого не понимают, им лучше поискать другое место работы. Потому что в Церковь идут, чтобы служить Богу, а не для того, чтобы зарабатывать деньги.
Леонид Савин, политолог:
Если речь идёт о службах, связанных с жизнью Церкви, т.е. крещение, поминание, освящение, то согласно Уставу РПЦ это должно делаться бесплатно. Конечно, некоторые попы занимаются требами и иногда перегибают палку, например, в отношении основных таинств, выставляя на них тарифы, ведь не у каждого есть возможность их оплачивать. Что касается жизни общины, то, согласно решению её членов, в приходе может вестись определённая хозяйственная деятельность, опять же, часто это необходимо для поддержания храмовой жизни в надлежащем состоянии, но с таинствами это никак не связано.
Ирина Мороз, специалист в области маркетинга и PR:
В церкви сейчас мешают грешное с праведным. Церковную деятельность с коммерческой объединять нельзя. А вот в том, чтобы вести их параллельно, по крайней мере с позиции государства и общества, нет ничего плохого. Например, обязать всех платить десятину, взимать плату, особенно фиксированную, за церковные таинства, продавать всем прихожанам в обязательном порядке «восковые» свечи из парафина и бумажные иконки втридорога — это плохо. Насаждать обязательность взносов и неприятие обществом тех, кто их не платит — это плохо. Как ни парадоксально звучит, но негоже церкви зарабатывать как раз на продаже религиозных товаров и услуг. А заниматься некоторыми видами хозяйственной деятельности, например, теми же сельскохозяйственными или строительными работами — почему нет? Главное, что такая деятельность в светском государстве должна регистрироваться и облагаться налогами в соответствии со светским экономическим законодательством, без каких-либо льгот и преференций от государства.
Комментарии читателей (0):