В шведской столице Стокгольме 90% умерших кремируют, 45% урн родственники не забирают. В подавляющем большинстве похороны проходят «без церемоний». Работники крематория не знают, чьи останки конкретно сжигают, ибо на урнах — лишь идентификационный номер. Из экономических соображений, энергию, полученную от сожжённых урн, по выбору включают в обогрев собственного дома или в систему обогрева города. Отсутствие погребальных церемоний — это лишь часть всеобщей тенденции обрывания чувственных и эмоциональных уз во многих шведских семьях.
Редактор шведского издания Nyliberalen Генрих Бэйке, объясняя причины явления, отмечает: «Семья стала целью атак социалистов, поскольку по своей природе выступает организацией, альтернативной государственным институтам опекунства. Семья призвана защищать человека. Когда у него возникают проблемы, к примеру, отсутствие денег или ухудшение здоровья, человек всегда может обратиться за помощью к родственникам. Шведское государство стремится на протяжении десятилетий разорвать эти семейные отношения и связи, помогая непосредственно каждому человеку, и таким образом делая его зависимым от себя».
ИА REX: Как материальное процветание может сочетаться с такой духовной деградацией? Нужна ли России такая шведская модель социализма?
Лев Вершинин, политолог:
Зацепила ещё одна цитата из упомянутого выше текста: «Швеция переживает кризис института семьи. Это результат многолетней политики правления социал-демократической партии, целью которой было получить полный контроль над обществом».
Поначалу, по первой ассоциации, вспомнился фильм «Сага о Нарайяме», но понял, что это будет неправильно. Поступки героев великого фильма Шохей Имамура диктовались всё-таки полной безысходностью борьбы за жизнь, когда пощадить старую мать означало обречь на смерть детей, и потому не только люди не могли понять такую слабость, но и сама старушка, радуясь жизни, протестовала против пощады. Здесь, сами понимаете, совсем иной расклад.
Лев Троцкий, наделённый фантазией куда более щедро, чем оба этих скучных реалиста, был убеждён, что всего этого можно добиться быстро и необратимо, если только «термидорианцы» не сведут на нет великое начинание, — и, сами видите, оказался прав. Если не сведут, то вполне. Знаете, дорогие читатели, по большому счёту, я всегда понимал, за что очень и очень многие, невзирая на, казалось бы, полный разнобой убеждений и лозунгов, так беспощадно ненавидят Иосифа Сталина. Но сейчас, по прочтении этого материала, понимание моё острее, чем когда бы то ни было.
Юрий Юрьев, политконструктор:
По кремациям в Швеции не всё просто, кремация распространена у католиков, и не факт что принято забирать урны во всех случаях. По отношению к родственникам — мы не можем порицать шведов, всего 100 лет назад у нас «брат шёл на брата» в гражданской войне, повинуясь убеждениям.
По вмешательству государства во все сферы бытия — нам это тоже весьма знакомо, и возможно, что Швеция ставит эксперимент по развитию своей модели социализма точно так же, как ставил его СССР. Швеция весьма развита и в науке, и в промышленности, и в авиастроении и даже танкостроении, являя пример достаточно гармоничного сочетания социализма и капитализма. Единственное, что постоянно угрожало Швеции — это отток средств инвесторов в более благоприятные условия. Швеция давно стремится преодолеть отток средств в страны с более дешёвой рабочей силой, и возможно, что шведская «социалка» именно поэтому развивается по пути «социалки» в СССР, приучая людей быть патриотами без «границы на замке».
Даниэль Штайсслингер, журналист и переводчик (Израиль):
Ритуальные танцы вокруг покойника не имеют никакого отношения к духовности или её отсутствию. В лучшем случае, это просто традиция, в худшем — обычная пузомерка. Семья А соорудила на могиле родственника копию мавзолея Ленина в масштабе 2:1, семья Б воздвигла конную статую покойного, хотя при жизни он работал тараканом в зоомагазине, а не служил чёрным гусаром у Фридриха Великого. Больше для демонстрации своих возможностей — покойнику уже всё равно. Он отдал Богу душу, а тело по-любому сгниёт или сгорит, а об оказанных ему посмертных почестях он ни сном, ни духом.
А зависеть от государства в модернизированном обществе гораздо лучше, чем от родни в традиционном. Не столь уж давно, лет 150-200 назад, незапланированного ребёнка просто не кормили, поорёт и даст дуба. И стариков, когда они становились нетрудоспособными, в лучшем случае держали впроголодь. И замуж девку могли выдать против её воли. Государство, по крайней мере, таким произволом не занимается, максимальное от него неудобство — это бюрократическая волокита.
К тому же, семейные узы, основанные на расчёте на помощь или наследство — это гораздо большая «бездуховность», чем отказ от общения с теми, кто неприятен или неинтересен как личность, хотя и состоит в кровном родстве.
Александр Хохулин, журналист и блогер:
Поскольку у нас имеется немало собственных варварских культурных традиций, вряд ли имеет смысл особо обращать внимание на явления чужих культур, кажущиеся нам странными. Мы являемся свидетелями двух противоположных процессов. С падением «железного занавеса» Россия с ближайшими соседями неумолимо приближается к принятым на Западе культурным ценностям — с одной стороны. С другой стороны — мы всегда останемся славянами со своей культурой, традициями и обычаями, и ничто не указывает на их исчезновение в обозримом будущем.
Олег Антипов народный депутат Украины пятого созыва, полковник запаса:
Семья, кроме генетики подразумевает и духовную составляющую. Передача по цепочке традиций, нравов, культуры не должна прерываться. Что обеспечивает разнообразие в обществе.
Культура призывает человека сделать себя лучше, цивилизация — себе лучше. Если культура — порождающая цивилизацию — не возглавляет её, а переходит на вторую роль, то и та и другая обречены на вырождение.
Сергей Сибиряков, политолог, координатор международной экспертной группы ИА REX:
В своё время наши предки сделали большой шаг в развитии культуры, когда начали хоронить покойников в земле, а не выбрасывать их на съедение диким зверям". И возможно, тогда они ещё не были вполне людьми. По крайней мере, ритуал захоронения зафиксирован у горилл и шимпанзе. А также у слонов. Определённо, хоронили сородичей и неандертальцы, и даже питекантропы. Только обряды были разные. На Ближнем Востоке, в местности Шанидар, раскопали захоронение неандертальцев, и по пыльце установили, что на могилу покойного возлагали цветы. Если не ошибаюсь, 150 тыс лет до н. э.
Однако в том, что родственные узы не так прочны, и в урбанистическом обществе отсутствуют сантименты — шведский социализм не виноват. Атеизм, акцент на иные семейные ценности (комфорт и достаток сегодня) не делает из сексуальных партнёров семью, даже если у них появились дети. А без семьи — любая идеология и культура проигрывают.
Комментарии читателей (1):