Какие проблемы преследуют миграционное законодательство? Интервью

Многие эксперты и специалисты неоднократно заявляли о том, что так называемый «национальный вопрос» станет одним из главных в предвыборных кампаниях партий и фракций, участвующих в выборах в Госдуму. Насколько оправданы эти ожидания, чем на самом деле являются события на Манежной площади и могут ли в стране вспыхнуть столкновения на национальной почве? Об этом ИА REX поинтересовалось у президента Фонда «Миграция XXI век», бывшего заместителя директора ФМС России Вячеслава Поставнина.
11 августа 2011  21:20 Отправить по email
Печать

Многие эксперты и специалисты неоднократно заявляли о том, что так называемый "национальный вопрос" станет одним из главных в предвыборных кампаниях партий и фракций, участвующих в выборах в Госдуму. Насколько оправданы эти ожидания, чем на самом деле являются события на Манежной площади и могут ли в стране вспыхнуть столкновения на национальной почве? Об этом ИА REX поинтересовалось у президента Фонда «Миграция XXI век», бывшего заместителя директора ФМС России Вячеслава Поставнина.

ИА REX: На Ваш взгляд, события на Манежной площади - это всплеск настроений или определённый бунт?

Я считаю, что это как раз недоработка межнациональной политики. У нас нет органа, который бы занимался такими серьёзными межнациональными отношениями, что является недоработкой. Это ситуация не столько межнациональная, а более психологическая, плюс какие-то социальные вопросы. Каким городом в прежние годы был Грозный? Это был русскоязычный город, там было много русских. Естественно, принималась модель поведения русских, которые были элитой и транслировали эту модель поведения местному населению. Сейчас это стало своеобразным моногосударством со своими законами. Они воспринимают те модели поведения, какие мы им транслируем из Москвы. О чём мы говорим? "Кто круче, кто сильнее, тот и прав". Мы же видим это здесь по отношению русских к русским: как решаются вопросы в бизнесе, как решаются вопросы на дорогах, когда стреляют друг в друга. Эту модель попросту приняли, и они понимают, что в России надо так жить, надо показывать, что ты сильнее. А мы воспринимаем это как межнациональные отношения, и как будто они хотят продемонстрировать силу. И вот тут власти ошибаются: они пытаются стыдливо перекрасить стычки в бытовые случаи, а это не бытовые случаи - это глубокий психологический аспект, который надо изучать. Этот вопрос оказался вне компетенции милиции и ФМС. Основная причина - некомпетентность в вопросе и отсутствие работы в этом направлении.

ИА REX: Могут ли повлиять события, произошедшие в Норвегии, на Россию, и могут ли такие события повториться у нас?

Конечно, могут. Смотрите, ведь здесь две стороны одной медали: с одной стороны, в Норвегии произошёл протест против мигрантов, а, с другой стороны, в Великобриатнии происходит протест самих мигрантов. Даже там это упирается в вопрос недоработки миграционной политики. Почему выступления происходят в Британии? У нас в этом плане ситуация лучше, потому что туда приезжают беднейшие люди, и, естественно, они никогда быстро не дорастут до среднего уровня - во всяком случае, до такого уровня дорастут лишь единицы. Любой иностранец, который бы работал и трудился легально - он бы достиг среднего уровня, и противоречий бы не было. Но если мы будем продолжать такую ситуацию, ставить их в такое положение и загонять, то ничего хорошего не будет. Они приезжают и говорят о каких-то своих порядках, но на самом деле ничего подобного: молодёжь приезжает и уже не очень верит в ислам, не очень соблюдают правила поведения, и становятся маргиналами вне национальности. Они понимают, что в России всем движет только одно: деньги. Им надо жить по понятиям и законам денег, и это опасно.

ИА REX: Вообще чисто теоретически могут ли в России вспыхнуть массовые столкновения между коренным населением и мигрантами?

Конечно, столкновения могут произойти, взять даже последний пример с Сагрой. Есть проблема, которая также находится вне компетенции силовых структур: это ксенофобия. Она присуща всем, и даже мне в какой-то степени. Если вы спросите меня: "Миграция - это хорошо или плохо?", я скажу, что это плохо, потому что создаёт много проблем. Если бы не большая экономическая проблема, то лучше бы их не было. Было бы проще жить, как мы жили раньше, и гораздо спокойнее. Поэтому у нас это заложено внутри. Опять же, вопрос психологии: населению надо работать и надо показывать, что от них есть польза. Я предлагаю: опустите всё вниз, и пусть решения принимает сам народ. Скажут: "Нам не нужны мигранты"? Ради Бога. А потом увидят, что мигранты им всё-таки нужны, потому что улицы надо очищать, убирать. Примите столько, сколько вам нужно, но тогда и несите ответственность за обстановку, иначе мы ничего не решим, потому что "сверху" ничего не видно.

ИА REX: Как предотвратить подобные столкновения?

Всё происходит на местах. Государство, очевидно, в одиночку не справится с этой проблемой ни на каком уровне. Надо привлекать население. Приведу вам пример Швейцарии: чтобы получить швейцарское гражданство, в том месте, где ты проживаешь, должны дать добро соседи - не какая-нибудь властная структура. Опрашивают соседей, и если те говорят: "Я - за: хороший человек, прилично себя ведёт", то дают "добро" на гражданство. И даже все иностранцы говорят: "Нет, лучше пусть будут такие условия, когда власть нам даёт необходимые условия", потому что тут уже ты обязан интегрироваться. Ты не плюнешь на кого-нибудь. Вот и получается самое что ни на есть прямое вовлечение в процесс.

ИА REX: Вы согласны с мнением многих экспертов о том, что европейская политика мультикультурализма провалилась и привела к краху?

Я считаю, что она провалилась в нынешнем исполнении и на данном этапе. Она долгое время существовала и достаточно неплохо работала. Что-то изменилось в мире. А в мире, если вы заметили, всё поменялось. Ломается всё, и начинается какая-то паника. Мы находимся на цивилизационном сломе. Недаром один из помощников экс-президента США Джорджа Буша-младшего написал книгу с красноречивым названием "Смерть Запада", где он писал о том, что Западу осталось немного, и он скоро погибнет. Возможно, что это так, ведь все цивилизации существуют волнообразно: сначала рост, потом спад. Наша цивилизация сейчас совершенно чётко находится на спаде. Мы не можем противостоять. Пик пройден, и не забывайте, что XX век - страшный век. Это всё - проблемы, которые требуют компетентных специалистов в этой области. Я не виню милиционеров - они работают так, как понимают эту задачу. Просто оказалось, что вся проблематика оказалась вне их компетенции. А мы предлагаем сделать орган, который был бы компетентен в этих проблемах.

ИА REX: А есть ли в России такое понятие, как "этнопреступность"? Если да, то как с ним бороться?

Этнопреступность, безусловно, в России есть. Можем вспомнить в США - у них тоже есть эта проблема, и есть отделы по борьбе с костариканской преступностью, никарагуанской, кубинской, и так далее. Конечно, этнопреступность есть. Грузинская преступность специализируется на барсетках, ингушская - на угоне машин, и так далее.

ИА REX: А этнокоррупция? Есть ли она в стране?

Этнокоррупция - это термин, который мы и ввели. Что это такое? Это когда человек другой этнической группы или гражданства покупает себе документы, а не получает их законно. Это страшно: человек даёт чиновнику деньги, а потом говорит: плевал я на все ваши законы и порядки. Ведь это происходит сплошь и рядом, и это самое страшное преступление: простые люди видят, что это происходит, и уровень отношения к власти падает. Ненавидят уже как своих, так и приезжих, растёт также и социальное напряжение.

ИА REX: Есть ли проблема по привлечению зарубежных специалистов и студентов в свете постоянных нападений на них со стороны праворадикалов и экстремистов?

Исследованием этой проблемы мы тоже занимаемся. Я надеюсь, что следующий доклад, который мы сделаем - это русский вопрос и неправильно понимаемая постановка русского вопроса. Там действительно очень много проблем по отношению к русским. Приведу пример: вынужденные переселенцы, которые покинули Чечню. Русский получает 100 тысяч рублей за всё, что потерял, чеченец - 300 тысяч рублей, а ингуш - миллион рублей. Это что такое? Когда я был на должности замдиректора ФМС, я говорил это на всех уровнях: это безобразие! Ведь деньгами мы сеем межнациональную рознь. Отсюда подпитываются эти настроения. А кто-то из наших политиков это ещё и использует

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Чувствуете ли Вы усталость от СВО?
51.5% Нет. Только безоговорочная победа
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть