Перспектива создания «гетто для чиновников» скорее всего так и останется проектом, озвученным лишь в качестве элемента предвыборной кампании, считает депутат, руководитель фракции КПРФ в Мосгордуме Андрей Клычков, проводя аналогии с предыдущим планом создания административного центра между Москвой и Санкт-Петербургом. Что же касается проекта расширения Москвы, то экономический эффект объединения с областью весьма прозрачен, а итоги могут вовсе не соответствовать озвученной идее по ликвидации перенаселения и гармонизации транспортной проблемы и привести к увеличению существующих проблем, рассказал он в беседе с корреспондентом ИА REX.
ИА REX: Официальные комментарии насчёт проекта расширения Москвы поступают скупо, с жителями он не обсуждался. Сейчас все могут лишь строить догадки о том, как это будет, зачем это придумано, возникают совершенно невероятные цифры. Есть ли какая-то более точная информация о предстоящем объединении?
К сожалению, пока я тоже получаю информацию в основном из средств массовой информации, поэтому не хотел бы называть какие-то конкретные цифры. Сейчас есть лишь чёткое понимание, что Москва будет увеличена не менее, чем в 2 раза. Это увеличение территории на Юго-Западном направлении Москвы между Киевским и Варшавским шоссе. При этом говорить о том, какие именно максимальные перспективы возникнут от присоединения и взаимоотношения с органами местного самоуправления пока тяжело — существующее правовое поле ставит сразу несколько задач, которые необходимо решать. Однако уже сейчас мы слышим заявления, которые пока не подтверждены никакими нормативно-правовыми и распорядительными документами, о тех планах и задачах, которые будут ставится в том числе и по освоению территории. Но, опять-таки, из сделанных заявлений официальных органов следует, что стоит задача по реализации московских программ по жилищу, транспорту, и образованию в части размещения этих объектов на новых территориях, за счёт чего будет реализован проект по строительству малоэтажного кирпичного жилья.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Лично для меня все эти слухи и сам факт присоединения к Москве столь значительной территории не является столь очевидным, потому что невозможно разгрузить плотность населения за счёт строительства малоэтажного жилья и перемещения населения на высвободившуюся территорию. Потому что мы, скорее всего, придёт к несколько другому — к невозможности быстрыми темпами освоить всю предоставленную территорию и попыткам «взять» эту увеличенную площадь чисто статистическими данными. Территория делиться на количество официально зарегистрированных москвичей и получается меньшая плотность населения. Затем можно сказать, что плотность населения в Москве уменьшилась. Это просто фикция.
Для того, чтобы создать систему взаимоотношений 2 территорий, которые будут замыкаться через достаточно узкий перешеек, сначала необходимо сформировать полную инфраструктуру на местах. Но сегодня мы видим, что не идёт даже речи о создании там рабочих мест: промышленного производства, наукоёмких технологий, образовательных учреждений. В итоге это скорее привлечёт на освободившуюся площадь не москвичей (ведь вопрос малоэтажного строительства перед ними не стоит: у многих есть дачи, которые они успешно используют и в рамках Московской области), а приезжих из других регионов, которые, несмотря на это увеличение, не будут иметь возможности работать в Тверской, Рязанской областях или других регионах и получать доход в полном объёме. Они будут стремится воспользоваться новой возможностью, что приведёт к увеличение численности населения и усугублению ситуации.
Конечно, Москва всегда развивалась. Город в разные годы, в том числе в советский период, увеличивал свои территории, прирастал территориями для развития. Но можно обратить внимание, что это развитие всегда происходило от чего-то и к чему-то. То есть жилой район строился в привязке к какому-то рабочему месту: заводу, научному учреждению. Так Москва разрасталась, разрасталась и доросла до уровня МКАД. Нынешнее же приращение, мне кажется, при отсутствии государственной политики по развитию регионов (может быть, не стоит сразу говорить про депрессивные, но какие-то более-менее находящиеся «на плаву»), не приведёт ни к чему позитивному, а только усугубит ситуацию. Строительство — это новые мигранты, а более дешевое жильё — это новые приезжие, которые будут нести с собой в том числе и дополнительное бремя бюджета Москвы, ведь увеличение в 2 раза территории не ведёт к увеличению в 2 раза бюджета. И я сомневаюсь, что при отсутствии чёткого механизма развития промышленного производства, создания рабочих мест и упора лишь на сферу услуг доходная часть бюджета вырастет. Поэтому, к сожалению, пока я, оценивая слухи, не готов говорить, что расширение имеет большие перспективы.
ИА REX: Сейчас много рассуждают о том, как будет осуществляться управление новым конгломератом. Будут ли передавать какие-то полномочия существующим органам муниципального самоуправления области или возникнет что-то новое?
Пока не понятно. Более того, нужно понимать, что территория, хотя она и является равной по объёму размерам Москва, при этом является менее заселённой, речь идёт лишь о 250 тыс. человек, которые живут в каких-то муниципальных образованиях со своими выборными представительными исполнительными органами. И я думаю, что на сегодняшний день при формировании нового мегаполиса перед московскими властями стоит задача сохранения тех структур, которые есть в области для того, чтобы просто дать региону, части региона возможность жить и развиваться дальше. При последующем планомерном развитии и истечении определённого срока возможно формирование новых подходов и новых выборных органов.
Лично для меня общая система местного самоуправления в Москве — это не та система, которую нужно заморозить и хранить как что-то ценное. Я думаю, что назрела необходимость отказа от префектур, как рудиментов системы управления, по сути посредников, которые взяли на себя слишком большие полномочия, и переходить на уровень местного самоуправления в части представительных органов с передачей им дополнительных полномочий. В ближайшей перспективе, возможно, на следующий период работы Думы, мы будем готовить закон Москвы и Санкт-Петербурга по местному самоуправления. Вообще, сейчас есть смысл заняться этой темой более профессионально. Я говорю не только про себя, но и про уровень федерального правительства, уровень системы управления. Необходимо определить, где наши слабые места и в чём их можно усилить, потому что то, что мы имеем сейчас, не даёт тот результат, который хотелось бы видеть.
ИА REX: Как вы относитесь к принципу определения границ нового мегаполиса? Часть населённых пунктов вошла, часть нет.
Если учесть то, что я вообще достаточно спорно отношусь к самому факту увеличению территорий... При столь существенном изменении границ был нарушен главный принцип — никто не спросил мнения населения. Хотят ли жители Подмосковья быть москвичами, хотят ли москвичи иметь дополнительную территорию или просто создать систему горизонтальных взаимоотношений с областью и другими регионами? По сути, перенося акцент только лишь на административные нарушения, мы совершаем достаточно серьёзную ошибку, которая приведёт к неким неблагоприятным последствиям, в том числе и во взаимоотношениях людей с разных сторон улиц. Например, подсчитают, что новые москвичи по сравнению с жителями Подмосковья будут обладать более серьёзными социальными гарантиями и жильём, будут играть на стоимости этого жилья. Я думаю, что если уж мы ведём речь о присоединении какой-то территории, то территория должна входить в полном объёме.
ИА REX: Что вы думаете о проекте вывода правительственных организаций за пределы Москвы?
Этот проект напоминает идею Усманова о создании «Города Солнца». Он посчитал возможным озвучить, что миллионеры могут позволить себе жить в отдельном городе со своими правилами и порядками. Это очень напоминает мне идею переноса чиновников из Москвы в какой-то отдельный анклав, который, возможно, даже будет ограждён колючей проволокой. Там они будут жить по своим законам и не будут видеть людей, то есть всё будет казаться хорошим. Но перспектива подобного решение, опять-таки, не устраняет ни одной существующей проблемы Москвы. Если говорить про общее число чиновников столицы, включая обслуживающий персонал и с учётом всей инфраструктурной части, то не наберётся и 100 тыс. человек. Я не думаю, что 100 тыс. человек решают вопрос транспортной загрузки и иных загрузок на территории города. Тем более, представьте, даже если нами будет принято решение покинуть здание Мосгордумы, я не питаю никаких иллюзий, что это здание будет стоять и пустовать — его тут же займут другие люди, в том числе и приехавшие из других регионов. Свято место пусто не бывает. Это не решение проблем, тем более, мы все понимаем, что при наличие необходимости коммуникации, в том числе среди бизнес-структур, процесс обмена людьми, машинами будет происходить постоянно, то есть мы получим ещё одну дополнительную проблему.
На самом деле нам просто нужен новый подход к чиновникам. Отказаться от мигалок, создавать условия, когда на дороге все равны без отдельных привилегий, создавать условия, при которых будет идти реальное сокращение числа чиновников... Об этом говорят с начала 90-ых, но каждый год мы видим, что чиновников становится всё больше. Я не знаю, какие пути они находят в постановлениях о сокращении, чтобы не сократить, а увеличить, но пути находятся. Поэтому идея о выводе правительства является не каким-то выходом, а попыткой создать более благоприятные условия для чиновников, чтобы они могли спокойно жить и не замечать окружающих проблем.
ИА REX: Есть ли какие-то примерные данные, сколько будет стоить такой переезд? В ряде источников звучат самые разнообразные цифры, вплоть до 15 млрд. долларов США.
Опять-таки, это всё на уровне слухов. Я не хотел бы комментировать слухи, но последний пример со строительством дороги в Сколково для меня очень показателен. Когда один квадратный метр дороги стоил порядка 6 млн рублей. Я не утверждаю, что это точная цифра, но это баснословная затратная часть на дорогу, которую уже сейчас нужно ремонтировать.
Я убеждён, что проект не будет дешёвым — о себе любимых обязательно позаботятся. Скорее всего, это будут огромные суммы, выделенные не известно из каких средств. Конечно, целесообразно, если реализацию государственного проекта профинансируют из бюджета, но создание такого города не совсем естественно для налогоплательщиков
Есть смысл напомнить, что уже достаточно давно обсуждается идея создания административного центра между Москвой и Санкт-Петербургом, чтобы разгрузить город. В своё время даже собирали подписи за эту идею, но она не получила продолжения. Кого у нас больше всего не любят? Чиновников. Куда их нужно деть? Их нужно переселить в гетто. Я думаю, что это просто предвыборный ход и, скорее всего, никого никуда переселять не будут.
Комментарии читателей (0):