Интервью Каддафи: «Только выборы - нормальный выход из тупика»

Интервью сына Муамара Каддафи Саиф аль-Ислама Лоренцо Кремонези. Сorriere. Перевод эксперта ИА REX Льва Вершинина.
17 июня 2011  12:42 Отправить по email
Печать

Интервью сына Муамара Каддафи Саиф аль-Ислама Лоренцо Кремонези. Corriere. Перевод эксперта ИА REX Льва Вершинина.

«Выборы, быстро и под международным контролем, — единственный нормальный выход из тупика в Ливии», — таков самый интересный момент (на 14 минуте) ночного интервью в центре Триполи. Саиф аль-Ислам вообще один из главных ньюсмейкеров Ливии, использующий все свои таланты для пропаганды достоинств диктатуры. «Повстанцы из Бенгази, — утверждает он убежденно, — преступники, террористы из Аль-Каиды. Их лидеры — предатели, до самого начала хаоса 17 февраля, пресмыкавшиеся перед моим отцом. Не будь НАТО, о них уже никто и не помнил бы». А в ответ на вопрос, каким же все-таки видится ему выход из военного тупика, чтобы прекратить насилие, он отвечает, что в Триполи готовы к компромиссу. «Мы пойдем на выборы, как и все другие. И если победим, это будет окончательная победа».

Таков новый сигнал международному сообществу, переданный отцом через сына, считающегося гордостью полковника.

В последние несколько недель никто из семьи Каддафи не появлялся на публике. Даже Саиф аль-Ислам. А с 1 мая, когда ракета убила его брата и трёх племянников, меры безопасности вообще ужесточились. Рискует жизнью, не очень часто, только отец. Вот и это интервью с сыном обставлено предосторожностями. Пресс-секретарь правительства известил нас о возможности во второй половине дня позавчера, на встрече с министром иностранных дел. Нас отвели в комнату на пятнадцатом этаже гостиницы Radisson SAS, на набережной, мы очень долго ждали, а потом появился Саиф — улыбчивый, загорелый, намного моложе своих 39 лет, и форма идёт ему больше, чем привычный костюм. Он говорит, что времени мало, но разговор продлится сколько угодно, потому что он хочет понять, куда катится мир. И не только он. Постоянно на устах фраза: «Я расскажу отцу». Но и он готов отвечать на любые вопросы. В течение двух часов мы обсуждаем силу повстанцев, их раздоры, сложные отношения между Бенгази и Мисурата. Люди ливийской номенклатуры, оказывается, были слишком заняты, строя сытую Ливию, чтобы уделять время ещё и вопросам глобализации, развития СМИ и вообще контактам с миром.

Мы анализируем взаимные обвинения стороны. По его мнению, мятежники — подлые предатели. А они считают, что семья Каддафи слишком зазналась, лучших людей не уважают, многих выгнали за границу. Теперь НАТО на их стороне, международная поддержка растёт, Каддафи всё более и более изолирован от мира, считающего, что он должен уйти. Где компромисс?

— "Выборы, — говорит Сейф. — Только выборы. В течение трёх месяцев. Максимум до конца года. С полной гарантией прозрачности. При любых международных наблюдателях. Без ограничений. Пусть едут от Европейского союза, Африканского союза, ООН, НАТО. Важно только, чтобы выборы прошли честно, без подозрений в мошенничестве. И тогда весь мир узнает, популярны Каддафи в своей стране или нет. Я уверен, что подавляющее большинство ливийцев поддержат моего отца, особенно после художеств исламских фанатиков, зарубежных террористов и наёмников Саркози. Наши люди не знают, что президент марионеточного правительства в Бенгази Мустафа Абдель Джалиль, как и их военачальник, Абдель Фатах Юнес, вскочили на подножку событий в последний момент. Они люди старой номенклатуры, они служили Каддафи, но они запутались в торговле, в тёмных сделках, — и вот, теперь они хотят стать лидерами вместо него. Смешные, никому не страшные куклы, марионетки Парижа, не способные сами по себе ни на что.

Многие повстанцы не складывают оружия, опасаясь репрессий. 42 года полковник не церемонился с теми, кто поступал так, как сейчас они. Вы можете обещать им безопасность?

— «Вот именно. Мы не боимся, а они боятся. Я ведь их всех знаю, очень хорошо, одного лучше другого. Они учились вместе со мной, бывали со мной за границей. Заметьте, ведь не секрет, что последние 10 лет я работал, с удовольствием работал над программой либерализации страны. И я ни о чём не жалею. А что касается вашего вопроса... Ну, сами судите: вот есть змеи, а есть крысы, но нора одна на всех. Змеи, понятно, мы. Где решение? Да очень просто: все должны быть равны, а правят пусть или крысы, или змеи, или все вместе. Но это пусть решает голосование народа.

Но где гарантии?

— «Об этом следует думать. Мы стараемся создать механизм, чтобы гарантировать им всё, чего они хотят. В период до выборов необходимо подготовить новую конституцию и систему контроля за голосованием без подкупа и угроз. Я верю, что в будущем Ливия станет системой мощных местных автономий и слабого федерального правительства в Триполи. Модель может быть по типу Соединённых Штатов, Новой Зеландии или Австралии. В последние месяцы я убедился: Ливии образца „до 17 февраля“ больше не существует. Что бы ни случилось, даже окончательно разгромив мятежников, мы не развернем время назад. То, что создал мой отец в 1969 году, изжило себя и ушло. События застали Каддафи врасплох, но точно также, неожиданно для Джалиля, не годятся и его планы. Мы должны строить нечто совершенно новое».

Хорошо, а если выборы выиграют лидеры Бенгази?

— «Прекрасно! Снимаю шляпу и ухожу в сторону. Всей семьёй уходим в сторону. Но я уверен в нашей победе. Ливийцев примерно пять миллионов, два миллиона в Триполи, да и в Бенгази большинство за нас, только сейчас запуганы насмерть. Но, конечно, если мы проиграем, то отойдем от руководства. Мы уважаем правила игры. Я бы принял волю народа, даже если бы демократически избранным лидером стал еврей... Нет! Даже если бы этот французский интеллектуал Бернар-Анри Леви» (Улыбается: мол, шутка!).

И отец согласен?

— «Конечно».

И если так, Каддафи готов уйти в изгнание?

— «Нет. С какой стати? Почему? Это наша страна. Мой отец постоянно повторял нам в детстве: никогда не покидайте Ливию. Он здесь родился, здесь и умрёт, и ляжет в землю рядом со своими друзьями».

Но ведь вам может угрожать месть? Вы не станете искать защиту у верных племён в Сахаре?
— «Мы останемся в Триполи. Здесь наш дом. Каддафи не бегают. Каддафи знают, как защищаться».
Министр Фраттини и Сильвио Берлускони? «Они поступили с нами отвратительно»
Италия может сыграть какую-то роль в процессе демократической перестройки?

— «Не сейчас. Не при Берлускони. Даже из Триполи видно, что ваш премьер в беде, он, видимо, неизбежно проиграет ближайшие выборы. Это хорошо. Мы будем рады. Он и министр иностранных дел Фраттини вели себя так по отношению к нам мерзко. Всего за три месяца до начала мятежа он стоял перед отцом на коленях и целовал ему руку, а потом отвернулся от нас и первым начал помогать нашим врагам. Это стыдно. Это позор».
Что будет с контрактами с Eni? Италия и Ливия имеют долгую историю экономических отношений, которая выходит далеко за рамки правительства Берлускони.

— «Очевидно, что мы не ассоциируем Италию с Берлускони. Мы ценим критику войны и НАТО, выдвинутое Лигой. Мы с нетерпением ждём победы ваших левых партий. Не будет Берлускони, и Ливия будет относиться к Италии совершенно иначе.

А нефть?

— «Не знаю, не знаю. Слишком рано говорить об этом. Пока что необходимо положить конец войне, навести порядок на всей территории страны. Но я хочу быть откровенным. Москва тоже заинтересована в скважинах и трубах Eni в Ливии. Может быть, россияне тоже поучаствуют в игре».

Тем не менее, даже в Москве в последнее время требуют ухода Каддафи. Почему вы их не обвиняете?
— «Я знаю всё. Но Берлускони — совсем другое дело. Он называл себя другом, верным другом Каддафи. Его предательство обожгло больно и надолго».

Итак, какие из иностранных государств могла бы наилучшим образом способствовать подготовке выборов в Ливии и в то же время переговорам с НАТО?

— «Франция. У нас уже были контакты с Парижем, но пока что всё смутно. Они пока что пытаются навязать нам политику приоритета интересов Бенгази. Это же Саркози! Он хочет больше, чем всё остальное НАТО. Ну, вот пусть и ищет вариант, который нас устроит, — чтобы было не так кроваво».

Уже десять часов вечера. Сын Каддафи выходит на балкон. Задрав голову, смотрит вверх, в звёздное небо над портом. Взвывают сирены, в небе гул бомбардировщиков. Тьму режут трассы зениток, словно фейерверк.

— «Пора уходить, — смеётся Сейф уль-Ислам, — а то ещё убьют...».

Комментируя это интервью, политолог Лев Вершинин заявил: «Безусловно, Сейф уль-Ислам — тяжёлая артиллерия семьи Каддафи. Он давно не появлялся на публике, — и вот теперь мы знаем, почему. Это интервью интересно по многим причинам. Во-первых, сам факт, что напечатано оно в Корриере делла Серра, ещё неделю назад клеймившей весь клан Каддафи, как кровавых палачей, а во-вторых, не столько словами, сколько явно уловимыми интонациями собеседников. Честно говоря, я не знаю, что творится за кулисами, но что нечто этакое творится, — факт... А пока я в меру сил толмачил, случилось, оказывается, кое-что ещё, многое приятно всё поясняющее».

Эксперт приводит слова Евгения Сандро из Триполи: «Встреча Маргелова с главой всенародного комитета — главой правительства Ливийской Джамахерии — заняла больше часа. Российское предложение — прекращение огня, переговоры и уход Каддафи из политики — внимательно выслушали, но ответ был предсказуемым...»! Тем не менее, контакты между представителями официального Триполи и восставшего Бенгази уже идут в Париже. По словам российского спецпредставителя, об этом ему рассказал ливийский премьер аль Багдади. А посреднические усилия Москвы будут востребованы в любом случае«.

«Подумайте здесь вот над чем, — продолжает Вершинин. — Пока в Кремле вещали о „необходимости переговоров“, сами переговоры идут в Париже, а не в Москве. И об этом ни из Бенгази — друзья Медведева-Маргелова, ни официальное Триполи — нерукопожатное для Кремля, даже не предупредили, не говоря уж о приглашении принять участие. Обе стороны поняли, с кем они имеют дело. Но Триполи хотя бы выдало эту тайну, чтобы не так унижалась Россия перед Западом, который её презирает! А как иначе это понять: переговоры за спиной, бьющейся как рыба об лёд, в стараниях Кремля с призывами к переговорам, которые идут за их спиной? Уже идут! Более того НАТО, на просьбу России допустить полёт самолета в Триполи со спецпредставителем ответило "гоу-хоум". Пришлось светочи российской демократии, под охраной полиции добираться на авто! "Уважение", как говорится, за что боролись...».

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть