Ситуация на данный момент и перспективы развития социальной среды. Интервью

10 июня 2011  13:33 Отправить по email
Печать

Социальная среда стала яблоком раздора в российском обществе: одна часть говорит о том, что по сравнению с ситуацией, существующей в 90-е годы, наш социум шагнул вперёд, другая же часть активно проводит параллели между социальной ситуацией в советские годы и нынешним временем, а также заявляет о массовых фактах нарушения и плохих условий проживания в детдомах и домах для престарелых. Не иссякает также и спор касательно введения тестирования школьников на наркотики: с одной стороны, многие специалисты заявляют о важности этой тенденции в свете растущей проблемы наркомании в стране, с другой же, подобные действия могут противоречить правам человека на личную жизнь. О тенденциях развития отрасли соцзащиты корреспондент ИА REX узнал у депутата Московской городской Думы, председателя Комиссии по социальной политике и трудовым отношениям, кандидата экономических наук Михаила Антонцева.

ИА REX: Какие подвижки произошли в социальной среде за последнее время?

В Москве за последние годы отрасль социальной защиты населения стала полнокровной. В каждом районе есть управление, из которого каждый гражданин может узнать всё необходимое по всем нормативным документам - и про качество пенсионного обслуживания, и про добавки к пенсиям, и про меры социальной поддержки. В каждом районе есть Центры социального обслуживания, где определённые категории людей могут реально получить возможность иметь второй дом, куда можно прийти со своими невзгодами, пообщаться со своими коллегами, получить квалифицированную юридическую и психологическую помощь. Очень сильно изменилась сама городская служба социальных работников: к примеру, за эти годы появился институт повышения квалификации. Требования к соцработнику стали таковыми, чтобы он мог быть не просто человеком, который приносит лекарства или продукты, а который, одновременно общаясь с одиноким человеком, в определённой степени заменяет ему семью. Это уже совершенно другой уровень требований к качеству социальных работников. Мне очень приятно, что при анализе всех обращений, поступающих в комиссию по социальным взаимоотношениям, в адрес социального работника несравненно меньше жалоб и нареканий, нежели на других работников социальной сферы. Возможно, просто произошел естественный отбор: если в 90-е годы люди вынуждены были идти в эту сферу из-за проблем с заработком, то сейчас изменился подход в качестве работников. Да и повышение уровня оплаты этих работников позволяет вести отбор из желающих. Безусловно, за эти годы изменились по своей материальной насыщенности учреждения Департамента соцзащиты: если посмотреть, какие дома для престарелых или детские приюты были раньше, то на сегодняшний день я могу с полной ответственностью заявить о том, что большинство условий, в которых живут пожилые люди в семьях с невысоким доходом, уступают тому, как эти люди живут в государственных учреждениях.

ИА REX: Планируется ли модернизация социальной сферы?

Да. Планируются вложения выделенных мэром средств на расширение и проведение текущего ремонта и оснащения учреждений соцзащиты – в том числе и расширение сети. Также планируется расширять службу патронажного обслуживания, обслуживания людей лежачих, больных, одиноких. Совершенно точно могу сказать, что в этом году такая система была проведена с участниками Великой Отечественной войны. Также расширятся возможности предоставления к обязательным бесплатным услугам дополнительных услуг за плату: многие люди готовы заплатить какие-то небольшие деньги по щадящим тарифам для того, чтобы у них, к примеру, помыли окна или привели в порядок квартиру. Многие взрослые люди, живущие отдельно от родителей, готовы платить за то, чтобы за их родителями выполнялся уход. Ведь пожилые люди остаются в одиночестве не только из-за того, что у них плохие дети, но и из-за того, что у их детей много проблем с воспитанием уже своих собственных детей, с работой в нескольких местах. Нельзя говорить, что социальное сиротство появилось из-за плохих людей и взаимоотношений: изменилась сама жизнь.

ИА REX: В последнее время в обществе идёт спор о здоровье детей, и, в частности, о законности тестирования школьников на наркотики. Как Вам кажется, законна ли эта проверка и необходима ли она?

У меня к этому вопросу очень двойственное отношение: с одной стороны, я считаю, что с учётом реального развития угрозы этой дряни, которая убивает детей, необходимо вводить норму, чтобы это было обязательным условием. В конце концов, при приёме на работу требуют же прохождения проверок в определённых медицинских учреждениях. Ничего смертельного в том, чтобы наряду с ежегодным проведением флюорографии или осмотром пациента брался анализ на наличие наркотиков, нет. Наркоманию можно пресечь только в начале, а дальше это перерастёт в опухоль с летальным исходом. С другой же стороны, меня останавливают: «Хорошо, соберём информацию, выявим наличие, а куда эта информация пойдёт далее? Не испортит ли она жизнь детям?». Ведь сейчас существует такая практика, когда человеку, больному раком, медики из гуманных соображений не сообщают о его болезни. Я думаю, что вся процедура должна происходить с согласия родителей, но она должна вводиться не как что-то новое, а как что-то естественное, обязательное.

ИА REX: Волонтёры неоднократно заявляли о чудовищных условия жизни в домах для престарелых и фактах коррупции. Как вы считаете, каким образом с этим надо бороться?

Должна быть открытость этих данных. Каков бы ни был дом для престарелых или детдом, людей всё равно интересует не только внутреннее, но и внешнее общение, и такое волонтёрское общение тоже может им быть. В конце концов, пожилым людям очень хочется рассказать о себе, о своей жизни. Им есть что рассказать. Приехав, послушав, можно помочь этим людям, а заодно и посмотреть, что происходит в этих заведениях. Вот она – открытость. С другой стороны, будет ложью говорить о том, что у нас в этих домах всё хорошо и всё замечательно. Как и везде, как и в любой семье, всегда многое зависит от тех людей, которые там находятся, и среди них есть те, которые ухитряются подворовывать. Уверен, что за последнее время таких случаев стало меньше. Чтобы там работать, нужны люди большой души и сердца. В семье есть уроды, но их – меньшинство.

ИА REX: Какова главная проблема в обществе, с которой на данный момент надо бороться в первую очередь?

Непредсказуемость будущего. Всё-таки не хватает стабильности в сознании и развитии. К сожалению, мы за этот перестроечный и постперестроечный период прошли такой путь, который многие страны проходят за триста и более лет. Вот эта тревога за будущее есть у всех. Что нужно сделать для разрешения этой проблемы? Может быть, не менять правила жизни настолько часто. Также меня очень волнует то, что в обществе есть множество брошенных детей, и в особенности тех, которые подворовывают и бродяжничают. Даже после революции 1917 года потребовалось 2-3 года на то, чтобы покончить с этим злом, а мы с 90-х годов находимся там же, и проблема всё равно есть. И, конечно, труд должен оплачиваться по-честному и выше, чем он сейчас используется в стране.

Как ранее сообщало ИА REX, согласно опросу, проведённому Исследовательским центром рекрутингового порталаSuperjob.ru, 67% россиян и 63% представителей российских компаний согласны с предложением главного нарколога Минздравсоцразвития России Евгения Брюна, который настаивает на том, чтобы предоставить работодателю возможность проверять соискателей на употребление наркотических веществ. Также растёт число сторонников проведения теста на наличие наркотиков у школьников: с инициативой согласился профессор, директор «Московского НИИ неотложной детской хирургии и травматологии» Леонид Рошаль. Однако многие специалисты полагают, что подобные меры нарушают права и свободы граждан, и от неё необходимо отказаться.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть