Вануату — Абхазия: задето слишком много репутаций, чтобы ситуацию спустили на тормозах

6 июня 2011  19:54 Отправить по email
Печать

Политолог Лев Вершинин в интервью корреспонденту ИА REX прокомментировал ситуацию со скандалом в грузинских СМИ и блогосфере вокруг признания островным государством Вануату независимости Абхазии.

ИА REX: Грузинские СМИ обвиняют вас в распространении ложной информации МИД Абхазии о признании независимости Абхазии островным государством Вануату. Есть ли другие источники информации о событии, подтверждающие этот факт?

Резко негативная реакция высокопоставленных грузинских чиновников, от простого главы парламентского комитета до самого спикера парламента, — это уже вполне то, что можно подшить к делу. А коль скоро уж речь зашла обо мне, то я, признавая информацию, только распространяемую солидными агентствами, решился прокомментировать событие лишь после того, как о нём рассказала ВВС. Да и то, убедившись, что даже крайне радикальная грузинская общественность относится к информации, как к факту, — пусть крайне неприятному, но проверенному факту.

Вот и Эндрю Э. Крамер из Нью-Йорк Таймс пишет (World Briefing.The Caucasus: New Allies for Breakaway Region.By ANDREW E. KRAMER.Published: May 31, 2011): «Абхазия, черноморский регион, считающий себя независимым, но остающийся, по мнению большей части международного сообщества, территорией Грузии, обрёл во вторник признание ещё одного острова в южной части Тихого океана, — Республики Вануату. Ранее Абхазия была признана Науру, самой маленькой страной в мире, как и Вануату, расположенной в Тихом океане к востоку от Австралии. Правительство Вануату, находящегося в экономическом кризисе, официально заявило, что признание „должно способствовать развитию дружественных отношений“ и разработке совместных экономических проектов». В утешение огорчённым, добавлю, что, судя по тону м-ра Крамера, редакция NYT весьма огорчена такой новостью.

Думаю, что на этом можно ставить точку: этот журналист отвечает за свои слова, он весьма авторитетен и допущен к освещению особо деликатных сюжетов. Грузинскими СМИ поставлены под сомнение серьёзность заявлений российского МИД («Мы видели эти сообщения и сейчас уточняем детали»), достоверность информации государственных СМИ Фиджи («Подписание состоялось в Порт-Вила между премьер-министром Вануату — Сато Килманом и премьер-министром Республики Абхазия профессором Сергеем Шамба») и объективность редакции New York Times («Правительство Вануату официально заявило, что признание должно способствовать развитию дружественных отношений»). Иными словами, задето слишком много репутаций, чтобы ситуация была спущена на тормозах. На самом деле, выяснить правду так просто, что проще некуда: необходимо всего-навсего предъявить публике документ, о наличии которого объявлено, а также фотографии церемонии подписания, которую официальные фотографы и обычные журналисты просто не могли не запечатлеть.

Остаётся однако вопрос с интервью представителя Вануату при ООН. На данный момент я вижу ровно два варианта объяснения.

Первое. 23 мая документ всё-таки был подписан, признание состоялось и в Грузии об этом даже знали, но с 30 мая по 3 июня кто-то развил бурную деятельность, давя на то, чтобы власти Вануату изменили своё решение. Теоретически такое возможно. На мнение Тбилиси властям океанийской республики, конечно, плевать с высокой пальмы, но вот у генерального спонсора рычаги давления на Порт-Вила имеются: он уже несколько лет подбрасывает туда вспомоществование, а кто платит, тот может, при желании, заказывать музыку. Тем более, что власть Вануату в этом смысле не отличается стойкостью, пожелания великих держав учитывают и примеры отзыва уже состоявшихся признаний всего через пару дней после подписания в недавнем прошлом имеются. Там, правда, вопрос был куда принципиальнее, но всё-таки. В этом случае, однако, правительству островов, — учитывая наличие документов, о которых шла речь, — волей-неволей придётся официально объявлять о денонсации и объяснять причины принятия такого решения. То есть, подтверждать, что факт признания всё-таки был, и, соответственно, заявления грузинских блогеров и СМИ о том, что его не было, лживы.

Второе. В это, правда, трудно поверить, но, зная, с кем имеем дело, нельзя исключать. Возможно, съёмочная группа телеканала ПИК, — по собственной ли инициативе или чьему-то указанию, не суть важно, — просто решила не давать правду собственной аудитории, а заодно и поднять информационную волну в сети.

Технически устроить такое было более чем просто, всего лишь задавая пожилому папуасу, видимо, впервые в жизни услышавшему, что где-то в мире есть ещё одна Джорджия, расплывчатые вопросы, предполагающие ответы без чёткой конкретики, а затем переводя эти ответы на грузинский в удобных для себя трактовках, максимально заглушив голос интервьюируемого. Дешёвый трюк, но с этих ребят станется, они, в основном, так новости и делают. В этом случае, г-н Калпокас, конечно, подставлен по полной программе, да и не только он, а и всё Вануату в целом, включая премьера и президента, так что из Океании следует ждать гневной реакции.

Я пока что не знаю, какой из вариантов соответствует истине. Но есть и версия абхазских СМИ. По их сообщениям, Максим Гвинджия, министр иностранных дел Абхазии, объяснил недоразумение тем, что океанийский чиновник «мог быть не в курсе подписанного соглашения, так как всю последнюю неделю в Вануату отмечаются праздники и в стране нерабочие дни». Вполне, в общем, нормальное объяснение. На официальном «праздничном» сайте Vanuatu Public Holidays for 2011, где чёрным по белому указано, что 2 июня, население островной республики отмечало Ascension Day, День Вознесения Господня, — праздник по тамошним понятиям очень серьёзный, начинающийся в четверг, продолжающийся в пятницу (оба эти дня нерабочие), плавно перетекающий в субботу и завершающийся грандиозным фестивалем в воскресенье. И (если не обратили внимание сразу, обратите теперь) что интересно, в Республике Вануату этот праздник в текущем году по каким-то церковным причинам отмечается дважды (первый раз празднества начались 17 мая). Такое случается редко, чуть ли не раз в поколение, и год в таких случаях считается счастливым, так что веселье наливается особыми красками, звуками и запахами. Аж до ночи с 5 на 6 июня. С кем при таких обстоятельствах общался по телефону океанийский чиновник м-р Калпокас и общался ли вообще — вопрос, требующий вдумчивого изучения.

Финальную точку в дискуссии может поставить этот аналитический материал Unclarity surrounding Vanuatu’s recognition of Abkhazia due to political crisis in Vanuatu?, он краток, но ёмок и позволяет понять коллизию во всех её нюансах. Так что остаётся лишь пересказать основные тезисы, кое-что добавив для лучшего понимания.

Прежде всего, уже ясно, откуда растут уши так обрадовавшего грузинских журналистов и блогеров молчания официальных ресурсов Республики Вануату. Оказывается, страну уже полтора месяца сотрясает парламентский кризис, так что там сейчас не до таких пустяков. Поскольку, возможно, не все из вас, дорогие читатели, достаточно осведомлены о внутренних проблемах далекого островного государства, поэтому внесу некоторую ясность. Около 10 лет, примерно с 1995 до 2005, политическая ситуация там складывалась, мягко говоря, нездоровая: традиционные партии, — Vanua’aku (правые социалисты, лидер Дональд Калпокас) и Союз центристов (правые либералы, лидер Серж Вохор), — то ссорясь, то объединяясь, рулили как хотели, полностью подчинив страну интересам США и Франции и фактически ни перед кем не неся ответственности. Коррупция была дикая, скандалы следовали один за другим, порой очень громкие — в 1999-м м-р Калпокас даже покинул пост премьера с чудовищной формулировкой «listening too much to foreign advisors» (по сути, «за слепое подчинение иностранным советчикам»). В не меньшие передряги попадал и м-р Вохор.
Какой-то просвет настал в последние годы, когда избиратели, которых вся эта свистопляска достала до крайности, начали голосовать за Прогрессивную Народную партию (лидер Сато Килман), опирающуюся на поддержку Австралии и довольно успешно развернувшую борьбу с коррупцией. «Традиционные» политики при этом, конечно, остались в обойме, но либо (м-р Вохор) отошли на вторые роли, либо (м-р Калпокас), пару раз потерпев фиаско дома, согласились принять высокую и почётную должность с выездом из страны. Однако мечты о возвращении к власти, конечно, не оставили. Возможно, сыграла роль и ревность к успехам м-ра Килмана, сумевшего таки обуздать коррупцию и добиться принятия страны в ВТО, чего предшественникам не удавалось. В итоге, 24 апреля неожиданно для правящего премьера и его коалиции в парламенте был поставлен вопрос о вотуме недоверия, за который и проголосовали 26 из 47 присутствовавших парламентариев (всего там 52 народных избранника). Премьер-министром стал м-р Вохор, получивший заочную (по телефону из Нью-Йорка) поддержку м-ра Калпокаса, а м-р Килман подал в суд, сперва (30 апреля) проиграв иск, а затем 13 мая выиграв повторный в окончательной инстанции, Высшем Апелляционном суде Республики, поскольку, согласно конституции, такие решения должны быть поддержаны абсолютным (35) большинством голосов.

Таким образом, с 15 мая м-р Килман вновь стал законным и полномочным премьер-министром, и в этом качестве 23 мая, судя по всему, всё-таки подписал Декларацию о признании Абхазии. Автор материала в этом, похоже, не сомневается. По его мнению, государственное радио Фиджи — достаточно достоверный источник (хотя сомнения по поводу визита г-на Шамба в Порт-Вила он всё-таки высказывает). Вместе с тем, однако, по его данным «государственный аппарат Вануату пребывает в смятении» (отсюда и молчание официальных сайтов по всем поводам), а противники правящего премьера не отказались от надежды вынудить его уйти в отставку, для чего необходимо сложение полномочий «половиной списочного состава депутатов + один». Иными словами, если так или иначе убедить хотя бы ещё одного сторонника м-ра Килмана присоединиться к оппозиции, парламент будет распущен и в стране будут назначены внеочередные парламентские выборы. Для чего все заинтересованные лица сейчас предпринимают все доступные меры. Именно в этом ключе, очевидно, следует рассматривать и встречу м-ра Калпокаса с грузинской съёмочной группой в Нью-Йорке. На Грузию и Абхазию вануатскому политику, естественно, плевать с высокой пальмы, но если можно сделать пакость правящему премьеру, так с удовольствием, — можно даже без звонка на родину, а от себя. Всё равно, хрен, кто проверит. Итак, подводит итог аналитик, вопрос о том, останется ли признание Абхазии в силе или будет отозвано (как ранее уже были отозваны признания САДР и Тайваня) «ныне пребывает на довольно неопределённой основе; очень многое, похоже, зависит от того, кто в ближайшее время закрепит за собой пост премьер-министра».
В общем, политизированной грузинской общественности следует меньше доверять информации своих журналистов, умеющих выяснять только то, что лежит совсем рядом и притом лежит плохо, а излагающим, как дядя велит. Скорее всего, никто ни на кого не давил, тёрки исключительно местные. Кремль немного жалко: его мнение, оказывается, мало что значит уже и в Океании. Властям же Грузии (да и Абхазии), волей судьбы оказавшимся сопричастными реальной, большой политике и попавшим в жернова интриг истеблишмента Порт-Вила, могу посоветовать разве что не нервничать. В конце концов, это демократия, у неё есть свои особенности, и не все из них приятны.

ИА REX: Грузинские СМИ критикуют вас за то, в частности, что в статье «Абхазия расширяет своё присутствие в международном сообществе», было сказано, что якобы население Вануату «вдвое больше, чем в Абхазии и Южной Осетии вместе взятых», что не соответствует статистике. Как вы можете аргументировать свои цифры?

Грузинский журналист georgiaonline заявляет, что я говорю неправду, поскольку население Вануату 221 тысяча душ, а население одной только Абхазии — «примерно 240 тысяч по последней переписи». Несложно понять, что данные по демографии океанийской республики взяты из WIKI, а цифры по Абхазии почерпнуты с официального сайта президента Республики Абхазия. Я однако предпочитаю верить информации точной, публично озвученной официальными лицами, и чем более высокого уровня, тем лучше. Верю, например, г-ну Саакашвили, который на недавней встрече с депутатами комитета по внешним связям Европарламента сказал на сей счёт, что «в Южной Осетии проживает очень мало людей — по разным данным, от 6 до 8 тысяч человек; в Абхазии осталось 100 тысяч населения, тогда как до начала конфликта там проживали 600 тысяч человек». То есть, беря по максимуму, 100000 + 8000 = 108000. А, следовательно, в Вануату живет не просто «вдвое больше» народа, чем в обоих регионах, вместе взятых, но даже с небольшим хвостиком.

Итак, я, как всегда, оказался прав. Что, впрочем, естественно, а значит, и неудивительно. Удивляет другое: до какой же степени упал после недавних событий уровень доверия грузинского общества своему лидеру, если даже самые-самые радикальные грузинские журналисты, как выяснилось, уже предпочитают верить не Михаилу Николаевичу Саакашвили, а Управлению Госстатистики Республики Абхазия?

ИА REX: Грузинские блогеры утверждают, что на острове Вануату до сих пор живы традиции каннибализма. Насколько это соответствует реальности?

Следите за напёрстками. Простейший поиск выдает сокровищницу, откуда черпали грузинские блогеры информацию. Вот только, оказывается, вовсю при этом, скажем так, её редактируя. Ибо в оригинале сказано, что «Самой „каннибальской“ страной современного мира является Индонезия. В этом государстве есть два знаменитых центра массового людоедства — принадлежащая Индонезии часть острова Новая Гвинея и остров Калимантан (Борнео)», а кроме того, на острове Суматра (тоже Индонезия) и в Республике Папуа (восток Новой Гвинеи), где, правда, «фактов каннибализма фиксируется гораздо меньше». Вот об этих-то двух странах, — и только о них, — и идёт речь.

Названы и конкретные племена, практикующие каннибализм: Карафаи (самое жестокое и отсталое), Яли и, — внимание, — Вануату. О нём, правда, оговорено, что оно уже такие вещи не практикует, заменяя человека в ритуале свиньёй, но ещё совсем недавно что было, то было. То есть, казалось бы, небо упало на землю, и грузинские пропагандисты раз в кои-то веки осквернили уста правдой? Увы. Просто напёрстки мелькают с калейдоскопической скоростью. Но если следить внимательно, становится ясно: речь-то идёт о племени вануату, живущем на Новой Гвинее, и только. Которое к племенам ни-ваниату, населяющим океанийскую республику, имеет очень отдалённое отношение. Те переселились на Новые Гебриды уже очень давно, а от нехороших гастрономических изысков окончательно отказались лет 100 назад в связи с распространением христианства. Хотя и раньше-то, по воспоминаниям миссионеров и путешественников, в связи с сытостью и довольством отличались благонравием.

Напоминаем, что посол Вануату при ООН Дональд Калпокас опровергает информацию о признании его страной независимости Абхазии. С соответствующими заявлениями дипломат островного государства выступил 3 июня.

«Я связался с нашим правительством, конкретно с руководителем внешнеполитического ведомства, который является вторым по должности лицом в государстве, и спросил об Абхазии, и он сказал, что Вануату никакого решения относительно провинции Грузии не принимало. Я связался с ним и во второй раз, и он заявил мне то же самое — что страна не признавала независимость Абхазии. Мы признаём суверенитет и территориальную целостность Грузии, имеем хорошие отношения с Грузией и думаем, что скоро установим дипломатические отношения с этой страной», — приводит слова дипломата грузинский русскоязычный телеканал «Первый информационный кавказский».

Между тем, министр иностранных дел Абхазии Максим Гвинджия 4 июня заявил журналистам, что акт признания Абхазии тихоокеанским государством Вануату подтверждён документально. По его словам, 23 мая стороны подписали заявление об установлении дипотношений и безвизовом режиме, и подписи под этими документами поставили премьер-министры двух стран. При этом, Гвинджия предположил, что посол Вануату при ООН может быть просто не в курсе ситуации.

Как уже сообщало ИА REX, о признании Абхазии островным государством Вануату ранее стало известно из заявления главы абхазского МИД. Напомним, вслед за Россией, признавшей независимость республики после грузинской агрессии летом 2008 года, дипломатические отношения с Сухуми установили также Никарагуа, Венесуэла и Науру.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть