Северная и Южная Кореи на пороге войны: останется ли Россия в стороне

22 октября 2024  07:00 Отправить по email
Печать

Лидер Северной Кореи Ким Чен Ын разоблачил идеи об объединении Корейского полуострова под общим началом. А всё из-за агрессивной политики президента Южной Кореи Юн Сок Ёля в отношении северного соседа, вылившейся в пропагандистские нападки: воздушные шары с мусорными мешками, микроконфликты в демилитаризованной зоне. Терпению пришёл конец, когда со стороны Южной Кореи по Пхеньяну запустили военный дрон. В КНДР расценили этот шаг как нарушение суверенитета и государственной границы. Ситуация на границе обострилась: КНДР привела артиллерию в боевую готовность и подорвала дороги, ведущие на юг. В Южной Корее считают, что КНДР готовится к войне.

В интервью с корреспондентом ИА REX российский дипломат, востоковед и бывший советник-посланник РФ в Южной Корее (1993-1998) Георгий Толорая рассказал, что же всё-таки происходит и могут ли открыть второй фронт против России.

- Почему стороны решили вернуться к вопросу эскалации и верно ли воспринимать текущие события как просто некое временное обострение ситуации?

- Напряжение на границе наблюдается уже давно, и сейчас непосредственным поводом является засылка южнокорейских дронов в столицу, в Пхеньян. Северокорейцы отреагировали весьма резко, привели свою артиллерию в боевую готовность и ускорили работы по созданию оборонного вала вдоль 38-ой параллели. На мой взгляд, обострение вызвано именно действиями южнокорейской стороны. При том, что южнокорейцы вместе с США и Японией нагнетают напряжённость ещё с августа месяца после объявления президента Юн Сок Ёля о концепции объединения, которая фактически говорит о захвате Северной Кореи.

- В связи с этим интересен такой ретроспективный момент. В 2018 год совместная декларация об установлении мира была подписана между Севером и Югом. Ким Чен Ын тогда надеялся на будущее объединение республик. Что изменилось за это время? Зачем страны поддерживали дискуссию об объединении?

- Сближение с либеральной администрацией Мун Чжэ Ина имела для Ким Чен Ына большое значение для того, чтобы наладить более-менее мирное, желательно добрососедское сосуществование. И перейти к ситуации, когда на протяжении поколений такое прососедское сотрудничество могло бы происходить. Ну когда-нибудь в отдалённом будущем, может быть, поколение решит, что ему надо создать единую страну. Всё-таки это одна нация, а не евреи и палестинцы. Но об этом сейчас думать сложно.

БУДЬТЕ В КУРСЕ

Выяснилось, что Ким Чен Ына фактически обманули, развели, и его договорённости реализованы не были. Те обещания, которые давал южнокорейский президент, просто не могли быть выполнены из-за американского контроля. После этого Ким Чен Ын перешёл к достаточно жёсткой позиции и к пониманию того, что разговор об объединении с южнокорейской стороной, тем более когда у власти находится консервативная администрация, просто нецелесообразен, невозможен и не нужен.

Позиция КНДР понятна: "Если вы полезете, мы нанесём сокрушительный ядерный удар; если не полезете — живите как хотите и не мешайте нам жить так, как мы хотим". Южане продолжают настаивать на том, что они хотят защитить права человека в Северной Корее и насадить там либеральные порядки. Естественно, что это не может вызывать никакой позитивной реакции. Вот в этом причина напряжённости.

- А в Южной Корее это делается с позиций того, что северные корейцы такие же корейцы, как и они?

- Да. Для них это заблудшие меньшие братья, которых надо обогреть, обучить, просветить, а потом они будут как младшие братья прислуживать старшим.

- Одобряют ли жителям Северной Кореи идею объединения? Стал ли южный сосед для северокорейцев врагом?

- Южная Корея как государство всегда являлась врагом для Северной. Сомнений никаких не было. Раньше на Севере преобладала теория, что это братья тоже, что они оболванены американской пропагандой и культом золотого тельца. Сейчас я наблюдаю более брезгливое отношение северян к южанам, как к заблудившимся в своих идеологических предпочтениях.

Но ненависти я, честно говоря, не вижу. Я неоднократно наблюдал, как северяне и южане общаются в такой неформальной обстановке в периоды, когда были потепления отношений. Они довольно быстро находят общий язык. Хотя понятно, что они совсем разные, но тем не менее могут друг с другом общаться.

- В августе в Южной Корее приняли новую доктрину внешней политики, там Северная Корея приравнивалась к врагу. Однако сохранилась ли формулировка об объединении в Конституции страны и будет ли это изменено?

- В Южной Корее сохранилось конституциональное представление, что вся территория Корейского полуострова — это Республика Корея. В Южной Корее с точки зрения права южнокорейское подчинение себе Севера просто называется возвратом собственных территорий.

В Конституции КНДР отражение таких взглядов пока не нашло. Все ожидали, что она будет изменена в результате сессии Верховного Народного Собрания. Именно этот орган наделён полномочиями производить конституционные изменения. Но, несмотря на то, что они были анонсированы, изменения касались других вопросов.

- Как текущее положение дел на границе меняет курс для Юга, и верно ли утверждать то, что всё-таки агрессором в данной ситуации выступает Юг, а не Север?

- КНДР официально заявляет о том, что Южную Корею завоёвывать не собирается и не хочет. Если только южнокорейцы не нападут. Недавние меры по подрыву дорог, связывающие две страны, свидетельствуют как раз не о готовности, не о подготовке наступления, а, наоборот, об обороне.

- Как реагирует на это Южная Корея, отвечает ли она зеркально на методы Севера?

- Южная Корея проводит довольно агрессивного характера манёвры совместно с американцами. Эти манёвры включают в себя операции по уничтожению северокорейского руководства, по захвату ключевых объектов и уничтожение ключевых военных объектов. В этой ситуации поставьте себя на место Ким Чен Ына, когда у тебя над головой появляется южнокорейский дрон.

- Перейду к фактору США. Почему Трамп выгоден для Северной Кореи и какие преференции могут быть интересны Ким Чен Ыну в случае возвращения Трампа в Белый Дом?

- Я бы не стал говорить, что Трамп выгоден. Несмотря на то, что Ким Чен Ын имел свои контакты с Трампом, они вели переговоры и личную переписку, получилось так, что Трамп обманул северокорейского лидера, не оправдал ожиданий и своих обещаний. Видимо, Ким Чен Ын оскорблён лично и был подорван его авторитет внутри страны, хотя этого никто не скажет.

Когда вождь поставил на контакт с американским президентом достаточно много, шёл на довольно серьёзные уступки, а в результате получился пшик, это не способствует ни хорошему настроению, ни росту самоуважения и авторитета. Поэтому я не уверен, что Ким Чен Ын всё забудет и примет Трампа.

Сейчас американцам нечего предложить северокорейцам такого, ради чего они пошли бы на какие-то уступки. Северокорейцам и так неплохо: их отношения с Россией и Китаем находятся на высоком уровне, к санкциям они более-менее приспособились, Что касается отношений с Югом, то там понятно, что без команды американцев в Южной Корее вряд ли на что-нибудь решатся. Что Трамп, что Харрис с демократической администрацией, вряд ли такую команду даст.

Единственно ради чего могут поступить северокорейцы — это отказ от санкций со стороны США. Но он технически очень сложный, и северокорейцы вроде как себя чувствуют неплохо, а в нынешних условиях разобщённого мира половина мира находится под санкциями, а другая половина их объявляет, и Северная Корея перестала быть чем-то исключительным, они уже нашли свои возможности. Они ничего не ждут от американцев.

- В случае военной эскалации на корейском полуострове означает ли это втягивание в конфликт соседей: России, Китая и, возможно, США или Японии?

- У России и Китая есть договоры с Северной Кореей оборонительного характера, которые предполагают, что в случае нападения на Северную Корею они должны вмешаться. В свою очередь у США очень чёткие обязательства по отношению к Южной Корее: если начнётся война, то американцы также должны будут вмешаться.

Такого никто не хочет. Но если начнётся такой конфликт, то США с высокой вероятностью просто вынуждены будут вмешаться. А вмешается ли в этой ситуации Китай и Россия - остаётся посмотреть.

- У России нет такого чёткого обязательства как у США перед Южной Кореей?

- У России есть это обязательство, но я бы сказал, что оно больше политическое. У американцев оно связано с материально-технической базой, так как там есть американские войска, граждане и гораздо больше интереса.

- Как тогда реагировать России на возникновение очага агрессии у своих восточных границ?

- Сейчас МИДом РФ делается достаточно для того, чтобы обозначить свою позицию и предупредить противников, что лучше не зарываться.

Не думаю, что на данном этапе надо делать больше. Надо быть готовым к разным обстоятельства, в том числе и к случайному возникновению конфликта, которого никто не хочет, но тем не менее вероятного: просто залетит дрон или самолёт упадёт и начнётся перестрелка. К этому, конечно, надо быть готовым, хотя вовлекаться в него нежелательно.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Чувствуете ли Вы усталость от СВО?
Харрис или Трамп: если бы Вы приняли участие в выборах президента США, за кого бы Вы проголосовали?
66.3% За Владимира Путина
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть