В конце октября 2010 года, тогда еще кандидат на пост мэра Москвы Сергей Собянин заявил о необходимости прекратить практику поборов с родителей в московских школах. «Практика нерегламентированного сбора средств с родителей московских школьников должна быть прекращена», - отмечал тогда Собянин. Через несколько дней после его заявления, Департамент образования заявил, что в связи с участившимися обращениями граждан о сборе средств с родителей с 29 октября 2010 года открывается «горячая линия» по вопросам денежных сборов. ИА REX уверенно заявляет, что слова нового мэра услышали не во всех учебных учреждениях Москвы. Хочется надеяться, что это только пока не во всех. Сборы с родителей уже исчисляются не сотнями, а тысячами, и тому есть реальное подтверждение. Требуют не только на ремонты, но и на канцелярские принадлежности, а также подарки к праздникам в окружное управление.
Сможет ли «горячая линия» как-то повлиять и изменить ситуацию с поборами в московских школах? И как планирует Департамент образования бороться дальше со случаями незаконного сбора средств с родителей на «нужды школы»? На эти и многие другие вопросы в интервью ИА REX ответил пресс-секретарь Департамента образования Москвы Александр Гаврилов.
ИА REX: Что происходит с жалобой, после того, как она поступает на горячую линию?
Во-первых, ее принимают и фиксируют, а затем по ней работают. Факты жалобы проверяют и если они подтверждаются, то проводятся различные мероприятия проверки. Бывает и такое, что поступает несколько жалоб по одному и тому же случаю.
ИА REX: «Горячая линия» - это готовый инструмент борьбы с поборами в школах или это профилактическая мера?
Тема поборов, это одно из направлений. У нас есть и телефон доверия, который работает на постоянной основе. Есть обратная связь – если по какой-то теме поступает сообщение, это сигнал о том, что где-то что-то неладно и нужно уделить этому внимание. Сейчас мы немного изменяем вектор работы. Мы будем уходить от централизации горячих линий, мы будем переходить к максимальной прозрачности деятельности школы. Ведь многие родители готовы и хотят помогать школе, тем более законодательство не запрещает этого, но нужно соблюдать некие условия, добровольный характер, безналичная форма оплаты. Когда у родителей возникают жалобы? Когда нет прозрачности и механизмов расходования этих средств. На каждом сайте школы началось размещение отчетов о своей работе, о полной финансовой отчетности, сколько она получила денег от государства, сколько от родителей и как она эти деньги потратила. Когда эта информация становится открытой, ликвидируются возможные злоупотребления со стороны школы. Например, директор говорит «родители, дайте денег на парты», а у него весь бюджет весит на сайте и видно, что государство деньги на парты уже дало. Цель – это максимальная открытость перед родителями. И решения о каких-то дополнительных приобретениях для школы будет решать совет школы. Куда будут входить и родители, и сотрудники школы. В такой ситуации родителей не обмануть, все прозрачно. Тогда уменьшится и количество жалоб со стороны родителей, и родители смогут выяснить все вопросы в школе, а не обращаться в департамент или округ. Поэтому сейчас от «горячих линий» и карательных мер переходим к другому – максимальная открытость.
ИА REX: В какой роли тогда выступает «горячая линия» сейчас?
Дело в том, что «горячая линия» была открыта при другом руководителе департамента образования. Это политика была как ответ на жалобы родителей о незаконных денежных сборах. Но сейчас мы уходим в другую плоскость.
ИА REX: Долго ли еще будет работать «горячая линия»?
Думаю, до нового года еще будет работать. В новом 2011 году мы сосредоточимся на новой стратегии.
ИА REX: Как на ваш взгляд, целесообразно ли дальнейшее существование «горячей линии»?
Мы открыли ее на какое-то время, мы же не закрываемся от людей. У нас работает постоянно телефон доверия по любым вопросам. Мы открыли на сайте департамента рубрику для родителей, которые могут в свободном режиме направить и свои предложения и жалобы. Здесь же руководитель департамента читает все обращения граждан. Здесь же на сайте даются соответствующие поручения чиновникам. И здесь же конкретный исполнитель, проведя определенную работу, отчитывается об этой работе перед заявителем. Это форма открытой работы и все люди могут это видеть. «Горячая линия» была мерой на определенный период. Сейчас на сайтах школ мало содержательной информации для родителей и вот мы стараемся донести до наших школ, чтобы они открылись перед родителями, чтобы был точный отчет. Мы должны действовать не только карательными и запретительными методами. Люди к нам обращаются, когда люди не могут найти понимания в школе.
ИА REX: Скажите пожалуйста, а когда проблема поборов в школе встала наиболее остро?
Она в какой-то мере была всегда. Эта проблема существует и сейчас, но все обращения, если сформулировать образно звучат так «я хочу помогать своей школе, я готов помогать и имею возможности, но я бы хотел знать, куда идут средства», вот пример обращения. «Горячая линия» - это не панацея, это было решение на определенном этапе и, повторюсь, это было довольно давно.
ИА REX: Что можно сказать об эффективности «горячей линии»?
Вы знаете, я смотрел результаты, так вот результаты работы «горячей линии» носили больше разъяснительный характер. Большинство звонков были не прями жалобами, а просьбами с тем, чтобы гражданам разъяснили «почему и как». В том плане она свою роль сыграла, так как сняла у граждан много вопросов. Была проделана большая разъяснительная работа. Но мы не зацикливаемся на «горячей линии» и открываем новые направления.
ИА REX: Будут ли открываться новые тематические «горячие линии» по острым вопросам образования?
Есть общий телефон доверия. Какие-то новые разъяснительные лини, да, мы открываем традиционно, перед началом приема детей в первый класс, перед сдачей ЕГЭ. Тут все зависит от потребности населения. «Горячая линия» - это не нечто придуманное чиновниками сверху, это ответ на те запросы, что есть у жителей. Сейчас мы ввели практику общественного обсуждения документов на сайте.
ИА REX: В начале своей работы на посту мэра Сергей Собянин отметил проблему «поборов» как одну из наиболее серьезных в московских школах. Как реализуется это заявление мэра на практике?
Мы так и работаем в этой концепции. Другое дело, что сейчас борьба с поборами ведется не карательными методами, а созданием схемы прозрачности в школах. Наказание существует, если человек совершил нарушение. Но решить проблему можно созданием открытости в школах перед родителями. Открытость должна быть на всех уровнях: школа, округ, департамент.
Справка:
Телефон «Горячей телефонной линии» (495) 366-81-94 работает ежедневно по рабочим дням с 10:00 до 17:00. Кроме того, на городском информационном портале «Московское образование» – www.mosedu.ru - в круглосуточном режиме работает электронная версия горячей линии.
Комментарии читателей (0):